Портфолио - анализ, или матрица «Доля рынка - рост рынка», была разработана американской консультационной фирмой «Бостон консалтинг групп».
Матрица дает возможность определить, какое СХП (стратегическое хозяйственное подразделение) или какой товар занимают ведущее положение по его доле на рынке по сравнению с конкурентами, какова динамика его рынков.
Матрица выделяет четыре типа товаров (СХП): «звезды», «дойные коровы», «дикие кошки» («трудный ребенок», «вопросительный знак», «трудный вопрос») и «неудачник» («хромые утки») (рис. 26). Для каждого типа матрица предлагает соответствующие стратегии.
Рис. 1. Матрица БКГ
«Звезды» занимают лидирующее положение (высокая доля на рынке) в развивающейся отрасли (быстрый рост).
Маркетинговая стратегия — интенсификация маркетинговых усилий для увеличения или поддержания доли на рынке.
Звезды приносят значительные прибыли, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста или удержания доли рынка, а также жесткого контроля за этими ресурсами.
|
|
Основная задача заключается в поддержании отличительных преимуществ продукции фирмы в условиях растущей конкуренции.
По мере замедления темпов развития рынка «звезда» превращается в «дойную корову».
«Дойная корова» занимает лидирующее положение в относительно стабильном или сокращающемся рынке (медленный рост). Поскольку сбыт относительно стабилен без каких-либо дополнительных затрат, то этот товар приносит прибыли больше, чем требуется для поддержания его доли на рынке.
Маркетинговая стратегия - основные задачи этих СХП сводятся к предложению новых моделей товаров с целью стимулирования лояльных клиентов к повторным покупкам, периодической напоминающей рекламе и ценовым скидкам.
«Трудный ребенок» имеет слабое воздействие на рынок (малая доля на рынке) в развивающемся рынке (быстрый рост).
Как правило, для нее характерны слабая поддержка покупателями и неясные конкурентные преимущества. Ведущее положение на рынке занимают конкуренты.
Маркетинговая стратегия - интенсификация усилий фирмы на данном рынке или уход с него.
Для поддержания или увеличения доли на рынке в условиях сильной конкуренции требуются большие средства. Поэтому фирма должна решить, верят ли она, что данный товар сможет успешно конкурировать при соответствующей поддержке (улучшении характеристик товара, снижении цен, выявлении новых каналов сбыта) или нужно уйти с рынка.
Неудачник - это товар или СХП с ограниченным объемом сбыта (маленькая доля на рынке) в сложившемся или сокращающемся рынке (медленный рост).
|
|
За длительное время пребывания на рынке этим товарам не удалось завоевать симпатии потребителей, и эти товары существенно уступают конкурентам по многим (или по всем) показателям (доле рынка, величине и структуре издержек, образу товара и т.д.).
Стратегия на рынке - ослабление усилий на рынке или ликвидация производства этого товара.
Пунктирная линия на рис.1 показывает, что «дикие кошки» при определенных условиях могут стать «звездами», а «звезды» с приходом неизбежной зрелости сначала превратятся в «дойных коров», а затем и в «собак».
Зарубежный опыт использования матрицы БКГ показал, что она весьма полезна при определении стратегических позиций фирм.