Судьба русской философской мысли в ХХ столетии

В начале ХХ столетия в России представлены практически все основные философские направления того времени, причём в большинстве случаев в оригинальном творческом варианте, и можно сказать, что в целом достигается синхронизация философских процессов в России и Европе. Философский процесс в России в его эволюционном развитии был прерван в послереволюционный период. Есть все основания полагать, что тем самым философский потенциал русской философской культуры не был реализован в полной мере.

Однако и в последующие десятилетия сделано было многое: и теми, чей жизненный путь завершился вдали от родины (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский), и теми, кто сохранил верность философскому Логосу, оставаясь в России (В.В. Розанов, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев).

Владимир Соловьёв (1853-1900) был сыном известного историка Сергея Соловьёва и внуком священника. В основу своей философии он положил понятия Всеединства (связь всего со всем, необходимость рассматривать и возможность понимать любое явление лишь в рамках такой связи и в развитии), Добра, богочеловечества и Софии. В своей философии он пытался объединить в одно целое положительные черты различных философских систем.

Смысл человеческой жизни видится ему в осуществлении человеком, обществом и человечеством в целом идеи Добра. Добро он трактует онтологически как высшую сущность, получающую воплощение в различных формах – от индивидуального бытия человека до истории человечества. Свидетельство человеческого достоинства – стыд: «Стыжусь, следовательно, существую».

Его труды: «Чтения о богочеловечестве», «История и будущность теократии», «Россия и вселенская церковь», «Три разговора», «Оправдание добра», в котором особую роль в дальнейшем развитии мира он отводит русскому народу. «Стыжусь, следовательно, существую».

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – философ огромной популярности как в России, так и в мире. Его философию называют христианским экзистенциализмом. Считал, что человек принадлежит двум мирам: «миру» (мировая данность, условия жизни человека) и миру подлинному (идеальное бытие, где царствует любовь и свобода). Задача человека – освободить свой дух, выйти из рабства на свободу, из вражды – в космическую любовь. Это возможно благодаря творчеству, способностью к которому одарён человек, ибо создан по образу и подобию Бога-творца. («Философия свободы», «Смысл творчества», «Философия неравенства», «Философия свободного духа», «Русская идея»). Как и Соловьев, считал, что Россия должна сыграть особую роль в деле спасения человечества.

Павел Александрович Флоренский (1882-1937) – учёный-энциклопедист, «русский Леонардо». Считал основным законом мира закон энтропии, согласно которому мир стремится к уменьшению разнообразия, к уравниванию, а следовательно, к смерти. Однако энтропии противостоит эктропия – упорядочивающее начало, Логос. Благодаря культуре человек способствует увеличению разнообразия, т.е. противостоит затуханию жизни в мире. Материя мира не отделена от духовного смысла, т.е. «софийна». Из софиологии (учении о Премудрости Бога) проистекает философия Флоренского, главную задачу которой он видел в выявлении первичных символов, из которых складываются различные области реальности и культура. Основной труд: «Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи».

После прихода к власти большевиков творческое, свободное развитие мысли в России стало невозможным, а в сталинские годы все философы-немарксисты были жестоко репрессированы. После смерти Сталина стало возможным обращение к запретным ранее проблемам (М.К. Мамардашвили, А.А. Зиновьев, Г.П. Щедровицкий, Э.В. Ильенков, А.Ф. Лосев).

В настоящее время в России функционирует несколько крупных философских школ (н-р, московская, екатеринбургская и др.).

Онтология


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: