Философская антропология и гносеология

Основные понятия философской антропологии

Феномен человека образуют краеугольные понятия: «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность».

Понятие человеческий индивид означает принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик.

Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, т.е. по своей сути является продуктом собственной материальной и духовной деятельности. Человек вместе с его сознанием формируется под воздействием общественных отношений, определяющих развитие социализированных ещё в антропогенезе специфических человеческих качеств. Человек – не только мыслящее, но и общественное существо.

Личность – продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества. Личность – не психологическое, а социальное понятие. Личность аккумулирует социальные свойства, которые выражаются в особенностях её сознания и характере её деятельности. Высшие формы самосознания личности – это осознание ей самой себя как члена общества, как носителя высших и духовных ценностей.

Индивидуальность – совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психологических особенностей, отличающих данного индивида от остальных.

Вспомните, что такое эссе как литературный жанр, выберите проблематику вас интересующую (из приведённых тем или близкую по смыслу) и напишите эссе.

Дилеммы уникальности/универсальности, внутреннего/внешнего; единство человека, его историчность; возможности человека в познании мира; природа психических функций человека; чувственное познание и его формы; память и воображение; рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение; единство чувственного и рационального познания; творчество; интуиция; сознательное, бессознательное, надсознательное; добро и зло; любовь и ненависть; дружба и предательство.

Гносеология

Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В гносеологии выделяют следующие разделы: учение об отражении, учение о познании человеком объективного мира, учение о происхождении и развитии познания, учение о практике как основе познания, учение об истине и критериях её достоверности, учение о методах и формах, в которых осуществляется познавательная деятельность человека и общества. Основными принципами гносеологии являются: тождество бытия и мышления (принцип познаваемости мира), диалектика процесса познания, общественная практика (основа познаваемости мира).

Возможны две формы познания мира: чувственное познание, основанное на ощущении, восприятии, представлении и рациональное познание, опирающееся на понятие, суждение, умозаключение. Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Восприятие – отражение в сознании человека предметов и явлений окружающей действительности при их непосредственном воздействии на рецепторы. Представление – возникающие в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал. Понятие – умственный концепт, отличающийся обобщённостью и отбором существенного. Суждение – форма мышления, в которой человек выражает вещь в её связях и отношениях. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Социальная философия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: