Основные термины и понятия онтологии

Онтология – учение о бытии как таковом, независимом от частных его разновидностей. Сам термин ввел Р. Гоклениус в 1613 году. Объектом философии является целостный мир (природный и социальный) как условие и предпосылка человеческой жизнедеятельности. Это положение принимается человеком без особых сомнений и рассуждений. Человек в определенном смысле убежден, что мир есть, что он имеется «здесь» и «теперь», он наличествует, и при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохранится как относительно стабильное целое. Мир был, есть и будет. Он есть бытие. Бытие рассматривается как целостность мира.

Мир есть постоянный круговорот превращения бытия в небытие. Реальное, видимое, вещное, движущееся бытие вытекает из невидимого, покоящегося небытия, и, исчерпав себя, опять погружается в него. Небытие выступает как отсутствие вещей и форм, но в нем как бы скрыто все возможное богатство мира, все нерожденное, неставшее, неоформленное. Быть – значит общаться с миром, обращаться к нему, действовать в нем, задумываться о нем.

Из вопроса соотношения бытия и небытия родился вопрос философии о соотношении мышления и бытия. Мышление то объявлялось результатом бытия – это путь к материализму, то наоборот, доказывалось, что структура бытия вытекает из структуры самого мышления – это путь к идеализму.

Уже в античную эпоху возникла мысль, что несмотря на всевозможные изменения, происходящие в мире вещей, в каждом из них должно быть и нечто устойчивое, что сохраняется при всех превращениях. Эта устойчивая основа получила название субстанция (сущность). Считалось, что если различные тела, вещи могут возникать и исчезать, то субстанция несотворима и неуничтожима, она лишь изменяет формы своего бытия, переходит из одних состояний в другие. Она – причина самой себя и причина (основание) всех изменений.

Что такое эта первооснова? Учения, объясняющие сущность мира и его единство исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма. Но само понимание субстанции может быть различным: в качестве субстанции можно мыслить и материю и дух. Соответственно этому различается монизм материалистический, идеалистический и религиозный. Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, согласно которой он образован двумя существующими исходными началами – материальным и идеальным. Первое из них объединяет сферу телесно-предметной реальности, а второе – сферу духа.

Современное понимание материи

Неисчерпаемость состояний и форм проявления материи не означает того, что в природе существует хаос и беспорядок и что материя может принимать любые абстрактно допустимые состояния. Ее строение и изменение всегда подчиняются строгим закономерностям.

Как физическая реальность материя известна в двух видах: вещество и поле. Оба вида различаются и по содержанию, и по форме бытия и его проявления. Вещество существует в пяти основных состояниях: сверхплотном (концентрация ядер), твердом, жидком, газообразном, плазменном. В окружающем нас мире можно выделить три основных типа материальных систем: система неживой природы (материи), живой и социальной.

В неживой материи современной наукой исследуются материальные системы в масштабе 10-16-1028 см. Как объект современной физики мир сегодня являет собой мегамир, линейные измерения которого 1023-1028 см; макромир – 10-8-1022 см (от молекулы до объектов нашей Галактики); микромир – 10-9-10-16 см. Наиболее изучен макромир, его объекты подчинены действию законов классической механики.

На определенном этапе развития Метагалактики, в рамках некоторых планетных систем, создаются условия для формирования материальных носителей Жизни. Как и неживая природа, жизнь имеет ряд уровней своей материальной организации, в том числе: системы доклеточного уровня (белковый и молекулярный); клеточный уровень (одноклеточные организмы); микроорганизмы; организмы; виды; биогеоценоз; биосфера как глобальная система жизни.

Люди являются частью сферы жизни на Земле. Благодаря постоянно увеличивающемуся производственно-техническому воздействию на окружающую среду они вносят возмущения в динамику биосферы. Эти возмущения становятся настолько существенными, что начинают грозить необратимым вырождением биосферы. Знание законов биосферы, понимание своего места в ее динамике является ныне одним из условий самого человеческого существования и поэтому обретает огромную мировоззренческую ценность. В рамках биосферы на определенном этапе начинает развиваться особый тип материальной системы – человеческое общество. Здесь тоже возникают особые подструктуры – индивид, семья, социальные группы типа класс, народность, нация и др.

Как особый уровень организации материи, человеческое общество существует благодаря деятельности людей и включает в качестве обязательного условия его функционирования и развития их духовную жизнь. Взаимодействие с окружающей средой представляет собой не просто потребление вещества природы, которое преобразуется человеческой деятельностью. Эволюция создаваемой человеком искусственной материальной среды есть особая линия развития материи, возможная только в рамках человеческого общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: