Воззрения философов разных эпох на проблемы общества

Социальная философия – совокупность социально-нормативных учений, установление норм общественной жизни, а не рассмотрение ее в конкретной действительности. В учении об обществе Платон и Аристотель разрабатывают вопросы возникновения общества из потребностей совместного общежития, разделения труда, рабства, сословий, вопросы воспитания людей, размышления об основах экономики и закономерностей её развития и т.д. Понятие «общество» у них проясняется через понятие «государство».

Позиция Гоббса состояла в том, что он показал: не в самом государстве как таковом, а в других областях общественной жизни коренятся истоки государства. Тем самым он подготовил почву для становления более объективного системного, целостного видения общества, представленного учениями мыслителей Просвещения ХVIII века, в том числе Рус­со. Особое значение в становлении концепции об обществе сыграл А. Смит – классик английской политэкономии, но в такой же мере и социальной философии. Исследуя психологию человека, его место в обществе, изучая природу страстей, способностей, чувство справедливости, он дает и глубокий анализ человеческого труда, раскрывая с материалистических позиций основы экономической жизни общества, то есть объективных факторов общественного развития.

Уже древние историки (Геродот, Фукидид) пытались осмыслить историю общества, обнаружить связи между временами, историческими событиями, хотя эти события больше связывались с явлениями природы, космоса, чем общества. Важнейшей ступенью в понимании общества, его сути и истории сыграли взгляды религиозных философов средневековой эпохи Августина и Фомы Аквинского. Главной движущей силой истории общества они считали божественное провидение, а исторический путь человечества и общества понимали как путь Бога и к Богу. Но принципиальная новизна их подхода заключалась в том, что христианская концепция, будучи обращена к истории общества, придавала истории человечества, обществу временное измерение. Само земное существование Христа стало своего рода точкой отсчета исторического, общественного времени, а жизнь общества обрела смысл во времени, перспективу, пусть своеобразную, но перспективу.

Г. Гегель исследовал структуру общества в целом, труд, собственность, мораль, семью, гражданское общество, народ, систему управления, формы государственного устройства, монархию, тончайшее взаимодействие общественного и индивидуального сознания, всемирно-историчес­кий процесс (его объективность, основные этапы, основные регионы мировой истории), наконец, реального человеческого индивида в бесконечном множестве и сложности его связей с обществом, с мировой историей.

Другой подход к анализу общества осуществлен марксистами. Общество представляется как специфическое образование, основу которого составляет общественное производство. Законы общества определены как объективные, а само развитие общества – как естественноисторический процесс. Одна из особенностей социально-философского наследия Маркса заключается в его тесной связи с политико-экономическим анализом общества.

Важный вклад в учение об обществе, его предметное определение внес О. Конт. Он понимал общество как сложный целостный организм, со своей качественной определенностью, но принципиально отличающийся от составляющих его индивидов. При анализе общества ввел разделение на социальную статику (имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями существования, функционирования общества и характеризует воспроизводство общества в определенном качественном состоянии) и социальную динамику (рассматривает общество со стороны движения, эволюции). Конт раскрывает естественные законы развития общества, он выделяет три важнейшие стадии интеллектуальной эволюции, считая ее определяющей в функционировании общества: теологическую, метафизическую, позитивную.

Г. Спенсер проводит аналогию общества с биологическим организмом, он анализирует роль составных частей общества, социальных институтов, показывая их взаимосвязь и назначение, раскрывая движение общества как движение от простого к сложному, как закономерность.

В ХХ в. взгляды на общество развиваются, с одной стороны, в русле идей исторического материализма, с другой – в таких идеях, которые явно выходят за рамки чисто социально-философского анализа. Они представлены такими мыслителями как Э. Дюр­кгейм, М. Вебер, Г. Парсонс, О. Шпенглер, Ф. Ницше, М. Хайдег­гер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, Н. Бердяев, З. Фрейд и др. В этих концепциях основные проблемы общества явно смещены с объективных факторов и движущих сил его развития на субъект общественного развития, на человека и его субъективное бытие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: