Правильное конечное положение ирими

В какую сторону двигаться зависит в немалой степени от того, какая у вас была позиция изначально, но в любом случае вы должны постараться оказаться в мертвой зоне противника. Это зона находится позади его передней ноги. Например, если он делает шаг вперед правой ногой, постарайтесь оказаться в правом заднем углу, потому что ему будет очень трудно развернуться в этом направлении. С другой стороны, если вы переместитесь в его задний левый угол, то он сможет быстро развернуться к вам лицом.

Проблема смещения в мертвую зону противника в ситуации, когда у вас впереди стоит не та нога, решается при помощи варианта этой стратегии, известного как гяку ирими. Делайте все так же, как и в предыдущей форме, но, вместо прыжка вперед и вправо, прыгните влево с мощным разворотом бедер. Вы прыгаете в сторону правого заднего угла противника, а не левого. И вместо того, чтобы развернуться к нему лицом, вы будете развернуты к нему спиной. Если вы правильно рассчитаете дистанцию, то должны почувствовать, как его правое плечо коснулось вашей спины во время прыжка. Заканчивайте движение так же, как и в базовой форме, нанося удар после приземления.

^ Зак 3368


Гяку прими намного сложнее, чем базовый вариант ирими. К тому же, поскольку нужно разворачиваться спиной к противнику, он не для слабонервных. (Если вы начинаете выполнять эту стратегию с мечом в ножнах и извлекаете его из ножен во время поворота, то это называется ямабики но кэн. Эта техника получила свое название благодаря тому факту, что вы не слышите киай своего противника, когда он атакует. Вы оказываетесь у него за спиной так быстро, что слышите только эхо его киай.)

Одной из самых впечатляющих демонстраций ирими но хэйхо может служить использование этой стратегии для выскальзывания из кольца врагов. Когда вас окружили, подождите атаки и примените ирими, чтобы выпрыгнуть за линию атакующих. Если вы правильно рассчитаете свое вращение, то сможете пройти даже через очень узкий просвет между противниками. Когда разворачиваетесь, толкните в плечо человека, мимо которого вы проходите. Он окажется в центре круга и станет новой мишенью для ударов, предназначавшихся вам. Если эту технику выполнить энергично и с присутствием духа, то она может показаться практически волшебной. Вас окружило несколько человек, они мощно вас атакуют, и вдруг вы стоите вне крута и наблюдаете за тем, как их удары сыплются на одного из них. На протяжении многих лет это было секретной техникой клана Такэда. Ей обучали только старших военных офицеров.

В философском аспекте эта техника зависит от постоянного осознания санкаку тоби, «треугольного прыжка». Обычно, когда человек сражается, он осознает только себя и своего противника. Санкаку означает, что вы должны думать о сражении как о треугольнике: вы на одной вершине, противник на другой, а третья вершина — это пустота. Когда вы делаете прыжок ирирми, у вас не должно быть ощущения бегства, вас просто втягивает в правильное место на поле боя. Вы не уходите с места опасности, а переходите на место большего преимущества. Если вы будете думать таким образом, то сможете сохранить позитивный дух атаки вместо негативного духа уклонения.

В прошлом армии редко использовали принцип ирими, поскольку развернуть большую группу людей очень сложно. Однако современные средства коммуникации изменили это. Теперь форма и организация подразделения ограничиваются только воображением командира. Это означает, что армия не обязательно должна иметь фронт. Она теперь может быть выстроена в форме диска с командиром в центре, и любое направление может быть фронтом. Такая армия может прыгнуть вперед, а затем резко развернуться для ирими. (Военный флот использовал такое построение в течение многих веков.)

Очевидное преимущество построения в форме диска состоит в том, что оно позволяет сделать быстрый разворот. Продвигаясь вперед под углом, а затем


разворачиваясь, полк может имитировать действие человека. Такого рода полковой разворот намного быстрее, чем разворот, при котором подразделение должно развернуться вокруг своей оси.

Также необходимо упомянуть о технике, известной как прими нагэ, «бросок вхождением». Этот бросок — особенность школы дайто-рю и ее многочисленных ответвлений, одним из которых является современное айкидо. Техника состоит в том, что вы входите в мертвую зону атакующего вас человека, а затем делаете разворот в противоположную сторону и бросаете его. Вы ввинчиваетесь в атакующего вас противника сбоку и ведете энергию его атаки по кругу. Затем, когда он начинает выпрямляться, чтобы отступить назад, вы резко изменяете направление вращения и бросаете его на спину.

Первоначально стратегия этого броска была заимствована из итто-рю. Она была основана на пересечении линии атаки, с целью ухода от удара противника и нанесения своего удара на полсчета. Но поскольку эта техника теперь редко практикуется с мечом, то и бросок редко выполняется правильно.

Большинство учеников двигается слишком много, когда выполняет ирими нагэ. Правильное исполнение ирими нагэ предполагает минимальное движение и максимальное использование тайминга. Также многие ученики пытаются выполнить этот бросок на слишком большой дистанции между собой и противником. Искусство вхождения требует приблизиться вплотную к противнику. В ирими нагэ ваши тела должны быть тесно прижаты друг к другу.

Большинству учеников айкидо будет в высшей степени полезно практиковать эту технику с мечом в ее старой форме. Когда ваш противник пытается нанести вам удар, сделайте скользящее движение влево и сбейте его меч вниз. Затем, когда он разворачивается в вашу сторону и поднимает меч, чтобы нанести еще один удар, сделайте скользящее движение вправо и нанесите рубящий удар по его запястью. Эта техника основана на старой технике итто-рю мё-кэн, «волшебный меч», и дзэцумё-кэн, «удивительный меч». Как и в большинстве техник этого рю, действие здесь хоть и простое, но имеет глубокую теорию.

Независимо от того, имеете вы дело с человеком или с армией, никогда не забывайте первого правила сражения: Атакуй! Ирими но хэйхо очень красивая и эффективная стратегия. Однако благодаря своей природе она очень легко может деградировать и превратиться в серию уклончивых прыжков. Остерегайтесь этого. Никогда не думайте об уклонении от атаки; концентрируйтесь только на том, чтобы нанести противнику удар в спину. В результате этой концентрации может возникнуть стратегия, прекрасная по форме и смертоносная в применении.


хито э ми но хэйхо

Хито э ми означает, что вы объединяетесь с противником в «одно целое». В некоторых школах это действие называется слиянием.

Когда вас атакуют, вы инстинктивно пытаетесь избежать опасности. Но, преодолев этот инстинкт и слившись с атакой, вы можете в определенных ситуациях добиться тактического преимущества. Существует два способа слияния с атакой: вы можете принять зеркальное отображение либо идентичное изображение. Зеркальное отображение — это ё но тати, «позитивный меч», а идентичное изображение — это ин но тати, «негативный меч». Эти два стиля боя еще называются гохо, «жесткий метод», и дзюхо, «мягкий метод»2.

Разница между позитивным и негативным методом заключается в относительном направлении силы. Если атака и защита движутся в одном направлении, то это мягкий стиль; если они движутся в разных направлениях, то это жесткий стиль. Защита мягкого стиля обычно технически более сложная, чем защита жесткого стиля. Поэтому мягкий метод обычно считается гораздо более изощренным. С другой стороны, техники жесткого стиля хоть и просты, но быстры и решительны.

Для примера применения хито э миъ стиле ё но тати предположим, что ваш противник атакует рубящим ударом сверху вниз. Сделайте скользящее движение прямо вперед и слегка повернитесь влево — не пытайтесь уклониться от его меча, просто повернитесь влево. Делая это, опустите кончик меча и прижмите правое запястье к бедру. Клинок вашего противника должен пройти мимо вас на долю дюйма, а сам он должен наткнуться на ваш меч.

 


Вы можете использовать похожее действие без оружия, положив правую руку на бедро. И тогда противник наткнется на ваш локоть солнечным сплетением. В любом случае должно быть такое ощущение, что два человека посредством своих техник сливаются воедино. Это гохо — линия атакующей силы прямо противоположна линии вашей защиты.

Когда новички пытаются выполнить эту технику, то неизменно отступают от атаки. Вместо того чтобы сделать шаг прямо вперед, они двигаются в сторону. Чтобы исправить это, проведите линию на полу и используйте ее как линию атаки. В начальном положении внутренняя сторона вашей правой стопы касается линии, затем выполните технику и посмотрите на положение вашей стопы. Ее внутренняя сторона должна по-прежнему касаться линии. Вы всего лишь делаете шаг вперед и поворачиваете левую сторону тела, перенося ее вправо от линии. Меч вашего противника должен пройти очень близко от вас. В идеале, он сбреет волосы с тыльной стороны вашей левой руки.

Если же вместо того, чтобы сталкиваться с энергией противника, вы с ней сливаетесь, то это называется ин но тати. Например, в предыдущем упражнении продолжайте движение разворота до тех пор, пока не будете смотреть в одну сторону с противником. Теперь вы легко можете перехватить его правую руку. Вы должны находиться в идентичной позиции, спиной касаясь его груди. Если вы достаточно быстро сделаете это, а затем выполните рубящий удар вниз, то сможете бросить противника через бедро. Если он сопротивляется и тянет вас в сторону, развернитесь в направлении его тянущего движения. Ему придется развернуть правую руку, благодаря чему его запястье окажется в болевом замке. В любом из этих вариантов используйте минимальные усилия. Если ваш расчет времени верен, то, чтобы бросить противника или взять его запястье в болевой замок, вам потребуется усилий не более фунта.

Вы также можете использовать движение прими и сместиться вправо от противника. Стоя очень близко от противника в идентичной с ним позиции, схватите его правое запястье своей правой рукой и положите левую руку ему на затылок. Если вы продолжите первоначальное движение противника, то бросите его вперед. Если он сопротивляется и пытается выпрямиться, то вы можете бросить его на спину при помощи прими нагэ.

В этой стратегии присутствует глубокий духовный элемент. Независимо от того, какой вариант хэйхо вы используете, никогда не думайте: «Я делаю это с ним». Ваше отношение должно быть таким: «Мы делаем это вместе». Существует небольшое упражнение, демонстрирующее эффективность такого отношения, которое вы должны попробовать выполнить.

Пусть ваш партнер по тренировке примет дзэнкуцу даты, правая стопа выставлена вперед. Он должен опустить бедра, собраться с силами и напрячь-


 

ся. Теперь попытайтесь сдвинуть его с места. Вы обнаружите, что это довольно сложно. После того как убедитесь в тщетности своих попыток, отступите вправо от него и примите такую же. Но не расставляйте свои ноги так широко, как он, и не напрягайте мышцы; просто стойте в обычной расслабленной манере. Положите свою левую руку ему на плечи и возьмите его правое запястье своей правой рукой. Теперь представьте, что вы оба сделаны из горячего воска и таете вместе. Сделайте глубокий вдох, медленно выдохните и поведите его.


Как только вы начнете думать «мы одно», это упражнение окажется очень легким. Но как только вы начнете думать о себе и противнике как о двух отдельных личностях, движение прекратится. Чтобы сдвинуть с места и себя, и партнера, нужно использовать не больше силы, чем вы используете для того, чтобы сдвинуть одного себя, — ваше прикосновение к партнеру должно быть легким как перо. Это упражнение ясно иллюстрирует фундаментальный принцип дзюхо: чем сильнее вы стараетесь, тем хуже результат.

Если вы умеете правильно бить, то можете попробовать еще одно упражнение, которое продемонстрирует жесткий аспект слияния. Для этого вам понадобится либо макивара?, либо большая груша для отработки ударов. (Не пытайтесь проделать это до того, как научитесь правильно наносить удар кулаком, в противном случае вы изувечите себе руки.)

Станьте лицом к цели и примите хорошую стойку, а затем попытайтесь ударить как можно жестче. Отметьте эффект своего удара, обратите особое внимание на звук удара. Теперь попробуйте еще раз. На этот раз, когда наносите удар, пристально посмотрите на цель и подумайте: «Мы с тобой ОДНО ЦЕЛОЕ!» В момент контакта представьте, что вы и цель объединены техникой. Результаты должны быть намного более впечатляющими, чем в первый раз. Это очень сложное упражнение и только старшие ученики могут успешно его выполнять. Очень немногие новички в состоянии ударить что бы то ни было, совершенно не сдерживая себя.

Для последнего упражнения на слияние мы выберем в качестве атаки ката-тэдори, захват за запястье. Станьте естественно, правая нога немного впереди, и вытяните правую руку. Ваш партнер становится в идентичную стойку и правой рукой хватает ваше запястье. Теперь представьте, что ваши тела становятся одним целым и что ваши индивидуальности постепенно растворяются. Если вы выполните это правильно, то любое движение, которое вы сделаете, ваш партнер в точности повторит, но если объединения не произошло, то вы можете двигаться вокруг вашего партнера сколько угодно — он будет оставаться статичным.

Искусство дзюдзюцу очень активно использует этот принцип. Многие люди думают, что слово аи, входящее в айкидо, означает действие слияния4. Это не совсем так. Аи на самом деле означает, что две вещи встречаются, но фраза хито э ми гораздо лучше передает истинное слияние. Хито э ми можно буквально перевести как «действие объединения». Некоторые школы айкидо усложняют проблему, уделяя совершенно излишнее внимание тому факту, что слово аи, «встречать», омонимично слову аи, «любить». В результате истинное значение («слияния») утрачивается.


Спектр применения хито э ми очень широк. Даже такое простое дело, как толкание велосипеда вверх по крутому холму, становится более легким, когда вы прекращаете бороться. Просто станьте сзади, положите руки на сиденье и руль, расслабьтесь и идите вверх по склону. Инструктора (хорошие инструктора) часто используют эту стратегию при обучении. Вместо того чтобы слушать свои собственные слова, оставаясь при этом инструкторами, они учатся слушать себя, становясь на место ученика. Это называется сопереживанием.

Если вы руководящмй работник из мира бизнеса, то можете делать практически тоже самое. Вместо того чтобы говорить своей команде, что делать и требовать, чтобы они сделали это только потому, что вы начальник, объедини-тесь с ними. Вы больше не управляете, вы направляете. Преимущество такого мягкого стиля руководства в эффективности — у рабочих больше нет инстин-ктов, неприязни к руководящим работникам. Недостаток в медленности. Когда время имеет существенное значение, вы должны полагаться на класси-ческие методы создания условных рефлексов: суровая дисциплина и жесткий,

тренинг.

При любом применении хито э ми но хэйхо вы в первую очередь должны рассмотреть силовые линии конфликта. У вас должно быть объективное отношение. Не думайте о том, что делает ваш противник; сосредоточьтесь на его перемещениях в пространстве. Затем приспособьте свою технику к линии силы, двигаясь с ней или против нее. В любом случае объединитесь со своим противником и двигайтесь с ним как одно целое.

ХАППО БИРАКИ НО ХЭЙХО

Быть в положении хаппо бираки означает быть «открытым на восемь сторон». Стоя в обычном положении, вы явно открыты для атаки с любой стороны.

В реальности же вы хладнокровны и готовы к отражению атаки. Это стратегия очень высокого уровня, и для того, чтобы она обрела жизнь, требуется немалая доза дзансин. Выжить в такой позиции можно только в том случае, если ваше харагэй настолько высоко, что вы сможете почувствовать атаку с любой стороны и моментально среагировать на нее.

Фехтовальщик принимает стойку хаппо бираки, становясь естественно, меч при этом свободно опущен вниз. Клинок не переводится в какую-то определенную позицию и особо не прячется. Если вы стоите, выставив левую ногу вперед, то ваш меч будет опущен за правой ногой, но не пытайтесь специально переводить его в эту позицию.


Вы обнаружите, что сделать начальное движение из хаппо бираки довольно затруднительно и очень часто технически сложно. Обычно используется какая-нибудь форма цубамэ гаэси5 (быстрый режущий хлесткий удар из стороны в сторону), и чтобы развить необходимую скорость, вам придется немного попрактиковаться. Секрет в том, что вы делаете это круговым движением, напоминающим щелканье хлыстом. Ваш меч должен остановиться в вертикальном положении перед вашим левым плечом.

Хаппо бираки — это прикладная форма дзансин. Ваш противник сначала подумает: «Он абсолютно открыт для любой атаки». Но, взглянув еще раз, он может подумать: «Он знает, что открыт для атаки, и ожидает ее». Этот момент нерешительности, своеобразная ментальная инерция, называется суки. Суки — это брешь в концентрации вашего противника. Это мгновение, когда вы можете атаковать и быть уверены в победе. Вы не должны колебаться — задержка даже на долю секунды позволит противнику прийти в себя и блокировать вашу атаку. Также любого рода колебание с вашей стороны — это тоже суки, которое делает вас уязвимым.

Есть очень хороший метод тренировки этой стратегии. Ученики выстраиваются лицом к стене, а инструктор становится на расстоянии нескольких ярдов за ними. У него в руках большой резиновый мяч, привязанный к концу длинной веревки. Он привязывает другой конец веревки к своему запястью. Выбирая цель наугад, он без предупреждения запускает мяч в одного из учеников. Задача ученика состоит в том, чтобы почувствовать летящий снаряд, повернуться и отбить его прежде, чем мяч ударит его. Затем инструктор сматывает веревку, к которой привязан мяч, и повторяет упражнение.

Поразительно в этом упражнение не то, что ученики вообще могут его делать, а то, что они могут его делать с такой легкостью. Даже новичок через несколько часов тренировки сможет довольно искусно это делать. Секрет, конечно же, в полном расслаблении. Сигнал, предупреждающий вас об опасности, будет настолько тонким, что малейшее ментальное или физическое напряжение не даст вам его уловить. Это не ESP. Даже если инструктор старается бросать совершенно беззвучно, мяч во время полета будет издавать звук. Если вы расслабитесь, то сможете услышать и почувствовать этот звук.

Организация, военная или коммерческая, может использовать хаппо бира-ки, назначив наблюдателя. Название его работы надо воспринимать буквально. Он не имеет никакого отношения к повседневной деятельности органи-зации; его единственная задача — почувствовать, что что-то должно произой-ти, и предупредить об этомостальных. Это может показаться несколько мис-

т

ическим, но на самом деле вполне объяснимо в терминах повседневной жиз-, ни. Довольно часто руководящие работники, приводящие в движение всю,


организацию, настолько загруженыфункциональными обязанностями, на них лежит такая большая ответственность, что они просто не в состоянии уловить неявные сигналы опасности. Но если он хоть раз сделает свою работу, то это может спасти всю организацию. Многие большие корпорации теряют гораздо боль-. ше денег на менее значительных и более рискованных предприятиях,

Самый явный пример этой стратегии — военные часовые. Не те церемониальные караульные, которых вы видите, а те часовые, которых вы не видите. Солдат ходит на посту только для того, чтобы это выглядело красиво. Настоящий часовой неподвижен — он не привлекает внимания; он просто улавливает, что происходит вокруг.

Эта стратегия, как и все остальные, приведенные в этой главе, использует инерцию. Вы либо заманиваете противника в атаку — тогда это становится формой суйгэцу но хэйхо, либо атакуете его в момент нерешительности. В любом случае его инерция даст вам время нанести удар.

ЭНГЭЦУ НО ХЭЙХО

Энгэцу — это техника «полной луны». И хотя физическое применение этой стратегии слишком теоретично, чтобы использовать его против кого-либо, кроме, разве что, самых неопытных противников, ее духовный подтекст заслуживает изучения. Поэтому энгэцу чаще всего используется как метод тренировки, а не как боевая техника.

Выполнение энгэцу требует, чтобы фехтовальщик принял широкую внушительную стойку и медленно водил мечом по кругу. Затем без предупреждения он неожиданно атакует из любой точки описываемого круга.

Эту стратегию не часто принимают в расчет из-за слишком большого начального, движения. Конечно, новичок может смутиться, впервые столкнувшись с энгэцу, но опытный фехтовальщик будет атаковать сразу же, как только меч противника уйдет с центральной лини. Однако как способ научиться мощно атаковать под любым углом, энгэцу может быть довольно ценной. Великий стратег семнадцатого века Миямото Мусаси говорил: «Сделайте свою боевую стойку повседневным положением, а повседневное положение — боевой стойкой». Это суть энгэцу.

Ошибка новичков, пытающихся выполнить эту стратегию, обычно заключается в том, что, водя мечом по большому кругу, они на самом деле атакуют из какой-либо стандартной позиции. Новички ограничены несколькими классическими стойками, которые они изучили, но человек, в совершенстве овладевший энгэцу, свободен от этих ограничений. Вместо того чтобы рубить из


восьми стандартных позиций, известных как хаппо гамаэ, он может свободно наносить удары с любой стороны.

Овладение энгэцу требует длительной практики. Вы должны овладеть 360 ударами, а не только восьмью. Вы, конечно, можете рассматривать каждый и; этих 360 ударов как вариант той из восьми базовых атак, начальное положение которой расположено наиболее близко на описываемом мечом круге к начальному положению этого удара, но каждый из них необходимо отработать са мым тщательным образом.

В философском смысле это очень важно. Новичок при малейшей угроз автоматически перейдет в стандартную боевую позицию вместо того, чтоб атаковать. Избегать этого вы как раз и учитесь. Вместо того чтобы использо вать обычную последовательность «увидел-приготовился-атаковал», вы долж ны действовать на один счет. Вы видите и моментально атакуете из любого положения. Это дает вам огромное преимущество во времени.

Начальная фаза энгэцу называется асахи, «восходящее солнце». Это движе ние можно увидеть во многих ката. Медленно поднимая меч, осторожно разворачивайте его. В определенной точке лезвие поймает лучи солнца и отра зит их в глаза противника. Когда он моргнет, мощно атакуйте.

Асахи отражает сущность энгэцу но хэйхо. Вы должны быть в состоянии атаковать в мгновение ока из любого положения. Если вы замешкаетесь, пере ходя в стандартную позицию, то упустите момент.

Вы должны воспринимать себя как чрезвычайно опасного человека. Сидя стоя или лежа вы можете атаковать в любом направлении. Вверх, вниз, влево вправо, вперед или назад — вам все равно. Способность так обращаться мечом называется иайдзюцу.

Корабли военного флота очень часто прибегали к энгэцу. Обычно боево корабль открывает огонь из своих орудий из положения, известного как «бое вое положение». Но это требует времени, большому кораблю может понадо биться на это несколько минут. Чтобы заполнить этот промежуток, боевые корабли практикуют «стрельбу с бедра»: запуск торпеды или ракеты из крей серского положения. И хотя хорошо прицелиться не получается, зато это обеспечивает выигрыш во времени. Если корабль может начать атаку в течение десяти секунд после обнаружения неприятеля, то смятение, которое он вызо вет, даст ему время принять правильное боевое положение.

Подразделения пехоты используют энгэцу, заранее программируя действи каждого бойца в ответ на атаку. Подразделение нужно научить определенно схеме действий на огонь противника с любой стороны. У каждого бойца дол жно быть свое место в этой схеме. И даже если боец ни в кого не попадает


летящие пули обычно заставляют атакующих искать укрытие. Это даст командиру обороняющегося подразделения время на обдумывание подходящих контрмер.

И хотя это и не совсем очевидно, энгэцу — это еще одна техника, использующая инерцию. На самом деле это расширенный вариант хаппо бикари. Как и в хаппо бикари здесь имеет значение не столько инерция противника, сколько ваша собственная инерция. Учась атаковать из любого положения, вы перехватываете инициативу и используете инерцию атаки противника.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Движущийся объект будет продолжать двигаться по прямой линии до тех

пор, пока на него не окажет воздействие какая-нибудь внешняя сила.

2. Некоторые рю отдают предпочтение одному из этих двух методов. Но ни

одно рю не использует исключительно один или другой стиль.

3. Макивара — столб для отработки ударов. Клиновидный столб вкапыва-

ется в землю так, что сверху оставалась лишь небольшая его часть. Эта часть обматывается грубой веревкой и используется в качестве цели.

4. Аи —это соединительная форма глагола ау.

5. Цубамэ гаэси — контрудар «хвост ласточки». Название происходит от
движения, которое ласточка делает хвостом во время полета. Эта техника
стала известной благодаря Сааки Кодзиро, использовавшему ее в поедин
ке с Миямото Мусаси в 1612 году.

• '

 


Глава 11

Тюсин: Центрирование

Е

сть один фактор, который характерен для всех форм конфликта — контроль центра. Он имеет основное значение во всем, начиная с рукопашной схватки и заканчивая шахматным сражением.

Когда вы контролируете центр, ваши техники будут атаковать по кратчайшему пути жизненно важные центры вашего противника. И наоборот, его техники должны будут обходить центральную зону по периферии, чтобы достигнуть вас. Для того чтобы получить долгосрочные прибыли, вы должны

стараться доминировать в центре с самого начала предприятия. Первоначальные расходы с лихвой окупятся позднейшими прибылями. Единственный способ победить, не делая этого, — сделать схватку очень короткой,

Прежде чем установить контроль над центром, вы должны определить его местонахождение. Тюсин может быть физическим местом (средняя точка дистанции, разделяющей двух людей), условной областью (центральные клетки на шахматной доске) или идеей. Например, если бизнесмен владеет патентом на какой-то продукт, то все его конкуренты должны использовать более трудоемкие средства для достижения своих целей.

Существует немало методов обучения концепции централизации. Большинство из них требует больших затрат времени и сил. Но существует один способ, который работает быстро и хорошо. Это нагасиундо из тэнсин-рю. Это «текучее упражнение» буквально в течение нескольких минут научит абсолютного дилетанта тому, как контролировать центр.

Нагасиундо — это упражнение с боккэном для двух человек. Вы становитесь лицом к своему партнеру по тренировке в любой удобной для вас стойке и пытаетесь нанести ему удар, но так, чтобы вас самого не задели. При этом существует одно ограничение — вы должны наносить удар как можно мягче и как можно медленнее, используя всю длину своего боккэна. Увеличивать скорость или сопротивляться атаке строго запрещено. Эти ограничения заставля-


 

ют обоих партеров при атаке и защите полностью полагаться только на движения тела.

Держа меч очень мягко, вы свободно совершаете серию ударов и парирований. Цель в том, чтобы мягко и медленно провести всей длинной своего меча (от рукояти до кончика лезвия) поперек тела противника. Вы сможете это выполнить только в том случае, если своими маневрами поставите его в такое положение, в котором он ничего не сможет сделать, чтобы остановить вас.

Всего через несколько минут работы над этим упражнением, каждый из партнеров начинает понимать, что ему могут нанести удар в тот момент, когда он теряет контроль над центром. И наоборот, он может нанести чистый удар только тогда, когда он добивается контроля над этой зоной. Поскольку удары в этом упражнении выполняются медленно и мягко, то ученики могут выполнять его при минимальном участии инструктора. Задача инструктора — проследить, чтобы их соревновательные инстинкты не выходили на первое мес-


то — ученики могут забыть о цели упражнения и начать использовать скорость и силу вместо стратегии.

Между старшими учениками нагаси ундо может продолжаться очень долго, прежде чем кому-то удастся нанести удар. В такой ситуации практически все, что вы можете сделать, — продолжать терпеливо надеяться на то, что партнер совершит ошибку раньше вас. Такого рода конфликт проигрывает обычно тот, кто начинает чувствовать скуку или нетерпение, как впрочем, и в большинстве поединков между старшими учениками.

ТЮСИН ДОРИ НО ХЭЙХО

Стратегия «захвата центра» имеет практически бесчисленное множество вариантов. В то время как армии могут завладеть центром поля битвы при помощи оружия, в других областях это действие носит скорее психологический, чем физический характер.

Младшие ученики, изучающие стратегию, по привычке определяют тюсин в точке, расположенной точно на полпути между собой и противником. Если вы сталкиваетесь с таким новичком, то можете легко контролировать центр с помощью духовной энергии. Неожиданно использовав киай, вы овладеете центром, духовно присутствуя в нем. И когда ваш противник инстинктивно попятится назад, неумолимо преследуйте его — новичок обнаружит, что практически не может прекратить отступать.

Каждый человек обладает так называемым личным пространством. Это зона радиусом примерно три фута вокруг вас. (Точный размер определяется главным образом вашей уверенностью в себе.) Если посторонний человек вторгается в эту зону, вы начинаете чувствовать себя неуютно.

Предположим, что ваша личная зона и личная зона противника имеют радиус три фута, и что вас разделяет расстояние в шесть футов. Просто сдвинувшись на один дюйм вперед, вы перекроете тюсин своим личным пространством. Если ваш дух сильнее, чем дух противника, то вы будете доминировать в центре. Вместо того чтобы сконцентрироваться на контроле центра, ваш противник будет стараться изгнать вас из своего личного пространства. Он, скорее всего, сделает маленький шаг назад. Если вы будете готовы к этому, то легко сможете атаковать его.

Тюсин дори — это отличный способ выиграть спор. Если ваш противник выдвигает солидные, логичные аргументы, подойдите к нему поближе. Постепенно его внимание сместится с его аргументов к эмоциональной проблеме вторжения в его личное пространство. Как только он совершит переход от логики к эмоциям, он капитулирует даже перед второсортными аргументами.


В бизнесе, для того чтобы контролировать центр, вы сначала изучаете ры-

нок, определяя, что нужно потребителю. Затем выизучаете себя, определяя, что вы можете предложить. Вы устанавливаете центр между этими точками. Потребитель должен будет пойти на некоторые уступки, чтобы получить ваш товар; вам также придется сделать некоторые уступки, чтобы получить деньги потребителя. Затем вы применяете тюсин дори но хэйхо.

В обычной сделке потребитель знает точно, сколько стоит продукт и каковы его собственные финансовые возможности. Чтобы использовать тюсин дори? вы убеждаете потребителя в том, что одна, а может быть и обе его концепции, неверны. Существует множество способов это сделать. Независимо от способа, вы контролируете центр, тонкую линию между «покупать» и «не покупать». Если вы сделаете это деликатно, то потребитель уйдет от вас беднее, но счаст- ' ливее. Если вы будете, слишком на него давить, то он просто уйдет.

Существует множество ситуаций, в которых центр нужно устанавливать * там, где его раньше не существовало. Хороший пример можно найти в искусстве лидерства. Хороший руководитель в самые первые мгновения своего появления твердо устанавливает границу между руководителем и руководимым, уважением и фамильярностью. И тогда он полностью господствует в | этой точке. После того как он это сделает, руководство становится очень j легким делом. Он начинает жестко, без тени сострадания, потому что легче сократить маай, чем увеличить. Если он начнет с фамильярных отношений, любые перемены будут восприниматься как отступление. Хороший лидер всег- j да ненавидит первый день и любит последний. Руководителю, который пыта-ется начать с дружбы, не верят в первый день и не уважают в последний.

Хороший лидер должен уметь определять тюсин в зависимости от ситу- I ации — центр на офисной вечеринке будет отличаться от центра на заседании совета директоров. Но, не зависимо от ситуации, хороший лидер никогда не теряет центр из виду и не выпускает контроль над ним из своих рук.

Доминирование над центром требует немалого мужества, поскольку вы

должны открыть свой центр, чтобы контролировать центр своего противника. Отсутствие этой способности можно часто увидеть на состязаниях по каратэ.

Если смотришь такие состязания, часто замечаешь людей, отводящих грудь в сторону и предпочитающих вести бой в стойке, развернутой под 45 градусов к противнику. Поскольку наиболее уязвимые области человеческого тела расположены на центральной линии, то так они чувствуют себя в большей безопасности — затрудняя противнику атаку жизненно важных центров.

И хотя они могут победить, их победа никогда не будет решительной. Гораздо лучше использовать классическую стойку каратэ, пришедшую из кэндзюцу, и стоять, развернувшись лицом прямо к противнику. Это мобилизу-


 

ет все оружие вашего тела, а не только то, что расположено на одной его стороне, как для атаки, так и для защиты. Эта стойка имеет также огромное психологическое значение. Отворачиваться от опасности — это негативная реакция; поворачиваться к ней лицом — позитивная. Вы никогда не сможете контролировать центр с негативным духом.

Классическая стойка каратэ сейчас преподается очень редко. Современное каратэ использует очень высокие удары ногами, и поэтому стойки были видоизменены. В классической стойке, которая выглядит как старая боксерская стойка, ваша ведущая рука выставлена вперед тыльной стороной к противнику. Здесь важно чтобы оба ваших кулака и локоть находились точно на центральной линии. (Стандартная ошибка заключается в том, что локоть уводят в сторону.) Держа предплечье на центральной линии, вы контролируете ее. Теперь любая техника вашего противника должна обойти ваше предплечье, чтобы достать до вашего тела.

Тюсин дори представляет собой прекрасное контрдействие против броска через бедро. Когда ваш противник вкручивается, чтобы бросить вас, не пытайтесь сопротивляться. Чтобы бросить вас через бедро, ему необходимо поместить свою точку итпгэн в ваш центр. Вы же должны сконцентрироваться только на этой точке. Когда он ввинчивается в ваш центр, вытяните руку и положите ладонь на эту воображаемую точку. Его бедро врежется в вашу ладонь и поскольку он не сможет поместить иттэн в ваш центр, то все движе ние остановится. Вы обнаружите, что можете противодействовать его максимальным усилиям одним-единственным касанием руки.

Как уже говорилось при обсуждении харагэй в главе 7, концентрация на иттэн дает физическую стабильность. Есть маленькое интересное упражнение, которое иллюстрирует психологическое воздействие тюсин дори на такого рода стабильность.

Пусть ваш партнер станет в естественную стойку и сконцентрируется на иттэн. Теперь кончиками пальцев толкните его в грудь. Он проигнорирует ваш толчок; чем сильнее вы толкаете, тем сильнее он концентрируется на своем центре. Вы обнаружите, что сдвинуть его очень сложно. Он будет чувствовать себя расслабленно, но непоколебимо. (Если он просто напряжет мышцы, то его будет очень просто опрокинуть.) Теперь легко прикоснитесь к его животу и проведите пальцами по груди до плеча. И если сразу же после этого вы толкнете его, то он не сможет устоять. Это происходит потому, что его сознание следует за вашими пальцами к плечу, вместо того чтобы оставаться фиксированным на иттэн. Вы должны использовать этот принцип в любом бросковом искусстве.


Этот процесс смещения центра вашего партнера будет еще более впечатляющим, если вы сделает это сзади. Пусть ваш партнер станет как прежде, но на этот раз спиной к вам. Не проводите пальцем вверх по его спине, чтобы сместить центр, просто сконцентрируйтесь на том месте, куда бы вы хотели переместить его иттэн. Если вы представите, что его центр равновесия в голове, то сможете столкнуть его кончиками пальцев.

Тюсин дори имеет множество вариантов. Помните, существует три центра с которыми вы должны работать: ваш собственный центр, центр вашего партнера и центр боевой зоны между вами. Тюсин дори но хэйхо — это искусство манипулирования этими центрами.

ХАРАИ НО ХЭЙХО

Когда вашей центральной линии угрожают, вы можете использовать хараи, чтобы отвести меч своего противника в сторону. Это освобождает центральную линию для вашей атаки.

Чтобы отвести меч противника, кончик вашего клинка должен двигаться по маленькому кругу. Если кончики ваших мечей скрещиваются (ваше лезвие справа от его), то вы должны двигать кончик меча по кругу против часовой стрелки. Вы можете остаться справа, отводя его меч вверх и влево, или можете обойти его меч по кругу снизу, отводя его вверх и вправо. (Если в начале ваше лезвие оказывается слева от меча противника, то вы делаете движение в обратную сторону.)

Отводящее движение выполняется только за счет работы кистей. Если вы будете использовать чрезмерную силу, то кончик вашего меча уйдет с центральной линии, и вы не добьетесь никакого преимущества. Тренируйтесь до тех пор, пока не научитесь отбивать меч противника на несколько дюймов в сторону, при минимальном движении с вашей стороны. Кончик меча постоянно должен быть направлен на вашего партнера.

Самая серьезная ошибка новичков — это чрезмерное использование силы. Если кончик меча вашего противника уходит в сторону от вашего тела, когда вы делаете шаг вперед, то этого вполне достаточно. В идеале, он должен проткнуть ваш рукав, но не задеть вашу руку. Если вы отбросили его слишком далеко в сторону, то лишь впустую потратили время и силы.

Когда вы кончиком своего меча завершаете первое круговое движение, отводящее меч вашего противника в сторону, и освобождаете центральную линию, продолжите это круговое движение и нанесите рубящий удар. Вы не должны использовать для этого два линейных движения — ваш удар должен быть продолжением хараи. Кончик вашего меча должен идти по спирали. Если


 

В мгновение после хараи утитати мощно входит с ударом.

второе круговое движение маленькое, а шаг короткий, то вы нанесете удар по запястью. Если вы увеличите круг и сделаете шаг чуть больше, то сможете нанести удар по голове. Это более мощный удар, чем удар по запястью, но в то же время и более медленный. Если вы в качестве цели выбираете запястье, то сразу после этого нанесите второй удар по голове или телу. Когда вы наносите удар по запястью, у вас должно быть ощущение будто вы ударяете по резиновому мячу, после чего ваш первый удар отскакивает и сразу же переходит во второй. Наносите удар на одном дыхании «та-ТА!»

Вы должны начинать атакующий шаг вместе с хараи, а не после него. Это означает, что если вы стоите в обычной позиции среднего уровня с выставленной вперед правой ногой, то вы начинаете делать шаг, как только кончик меча


начнет двигаться. Когда ваш меч отбрасывает клинок противника в сторону, ваша правая нога должна мощно пойти вперед, чтобы сократить маай. Вы наносите удар в момент, когда ваша правая стопа становится на землю. Ваша правая стопа начинает двигаться первой, и вся стратегия должна быть завершена прежде, чем она остановится.

Для отработки этого действия используйте твердую цель. Выполните хараи против воображаемого меча и твердо ударьте в цель, выбрасывая свое тело на четыре фута вперед. (Отметьте на полу начальную и конечную линии, чтобы убедиться в том, что вы покрываете своим прыжком это расстояние.) Звук удара вашего боккэна по цели должен быть синхронизирован со звуком правой стопы, ударяющей в пол.

Здесь у новичков возникает еще одна серьезная ошибка. Поскольку младшие ученики не уверены в том, что эта стратегия сработает, — уверенность приходит только благодаря длительному опыту, — они колеблются и медлят. Они не решаются сделать атакующий шаг до тех пор, пока не убедятся в том, что меч противника отброшен достаточно далеко в сторону, чтобы можно было безопасно войти. И к тому времени, когда они начинают свою атаку, противник уже восстанавливает свою позицию после хараи. Обычно это заканчивается тем, что, делая шаг вперед, новички натыкаются на клинок противника, который к этому времени возвращается на центральную линию. Неудача с атакой заставляет новичков в следующий раз использовать более мощный хараи. И это возвращает их к первой ошибке.

Использование чрезмерной силы при хараи — это попытка исправить следствие, а не причину ошибки. Если работа ног правильно рассчитана, то вы легко сможете пройти мимо кончика меча противника, даже после небольшого отводящего движения. Ошибку с задержкой основной атаки часто допускают даже старшие ученики. Если вы задержитесь хоть на долю секунды, желая убедиться в том, что ваше открывающее движение сработало, то обречете свою основную атаку на провал. В любом случае хараи требует незаурядной храбрости.

Хорошим примером военного применения хараи является артиллерийский заградительный огонь. Заградительный огонь предшествует пехоте — артиллеристы увеличивают дальность выстрелов с каждым залпом, так чтобы снаряды падали прямо перед продвигающейся вперед пехотой. Это позволяет пехоте вступать в контакт с неприятелем еще до окончания заградительного огня.

Вы можете применить эту стратегию во время парламентских выборов, призвав голосовать за свою программу, сразу же после того как уничтожите аргументыоппонента. Это вызовет инстинктивную реакцию у членов группы,


к которой вы обращаетесь: поскольку вы доказали несостоятельность позиции

своего оппонента, то они поверят в то, что ваша позиция правильная. Если вы будете действовать быдстро, то у них не будет времени предположить, что вы тоже можете ошибаться.

На соревновании по каратэ вы можете использовать хараи так, как будто вы фехтуете. Сделайте шаг вперед левой ногой и нанесите удар правой рукой. Делая это, используйте левую руку для того, чтобы смести в сторону любое препятствие.

В такого рода стратегиях, как и во многих других, успех в немалой степени зависит от того, насколько глубоко вы верите в себя — сомнения в своих силах вызывают колебания, которые уничтожают эффективность техники. Есть одна древняя история, которую часто рассказывают в додзё, чтобы проиллюстрировать, насколько нужно быть уверенным в себе для этой хэйхо.

Однажды, много веков тому назад, в городе появился новый мастер, и группа учеников стала его обсуждать. Поскольку новый фехтовальщик был никому не известен, то все хотели сначала посмотреть, каков он в действии, прежде чем вызывать его на поединок. (В те дни соревнования по фехтованию нередко заканчивались смертью или увечьем участников.)

Услышав разговоры учеников, глава додзё фыркнул и сказал: «Давайте. Приведите его ко мне, и я его испытаю». Ученики поспешно ответили: «О нет, сэнсэй! Не будьте первым. Пусть кто-то другой бросит ему вызов, а вы посмотрите, насколько хороша его техника». На что сэнсэй ответил: «Мне безразлично, насколько хороша его техника, поскольку я знаю, насколько хороша моя!» И он победил, одолев алебарду одним лишь складным бумажным веером.

Вот какая степень уверенности в себе необходима, для того чтобы должным образом использовать хараи но хэйхо. Вы должны бросаться в основную атаку, зная, что ваше отводящее движение сработает. Хараи относят к семейству техник, известных как киссаки вадза, «техники кончика меча», поскольку она обычно начинается на дистанции, на которой кончики мечей соприкасаются. На этой дистанции у вас нет времени ни на малейшее колебание.

хиджики но хэйхо

Хиджики —это еще одна киссаки вадза. Она предназначена для использования против очень сильного фехтовальщика, который пытается завладеть центром. (Против слабого фехтовальщика эта техника не сработает.)

Кончиком своего клинка оказывайте постоянно возрастающее давление на боковую поверхность меча противника. Действуйте так, как будто хотите вытеснить его лезвие с центральной линии и пройти вперед с колющим ударом.


Стараясь сохранить контроль над центром, он инстинктивно будет сопротивляться вашему давлению.

Когда ваше давление станет достаточно сильным, резко опустите на дюйм кончик меча. Это неожиданное прекращение давления заставит кончик меча вашего противника отклониться в сторону, открывая центр для атаки.

Как и в хараи, ваш последующий удар должен быть нанесен в мгновение ока. Это означает, что вы должны начинать свою атаку в тот момент, когда опускаете кончик своего меча. Если вы задержитесь, чтобы посмотреть, насколько далеко в сторону отскочил его клинок, то у противника будет достаточно времени, чтобы восстановить позицию до того, как вы сможете его ударить.

Чтобы использовать эту стратегию применительно к армии, окажите давление на один из участков линии фронта врага. Затем, когда силы неприятеля сконцентрируются в этом месте, неожиданно прекратите боевые действия и отступите. Враг бросится вперед, чтобы преследовать вас, создавая разрыв между преследующим подразделением и остальными силами фронта. В этот разрыв вы и должны нацелить свою атаку. Как и в случае индивидуального поединка фехтовальщиков, это сработает только против сильного и агрессивного противника.

Когда ваш противник пытается прижать вас к стене, твердо сопротивляйтесь. Затем неожиданно расслабьтесь и отступите в сторону. Инерция его собственной атаки заставит его врезаться в стену, а ваша позиция полностью изменится — теперь вы прижмете его к стене.

Если противник хватает вас за оба лацкана или рукава и пытается тянуть вас на себя, сопротивляйтесь ему. Затем быстро сделайте шаг по диагонали вперед и опустите бедра. Ваше неожиданное движение в сочетании с опусканием опрокинет его на спину.

В поединке с фехтовальщиком, если вы скрестили мечи в положении, известном как цуба дзэриай, давите вперед как можно жестче. Когда давление будет достаточно сильным, неожиданно отступите в сторону и нанесите удар противнику в тот момент, когда он по инерции пойдет вперед мимо вас.

Существует множество других вариантов этой стратегии. Все они основываются на одном принципе — вы вызываете накопление в вашем противнике большого количества потенциальной энергии, после чего неожиданно перестаете ей сопротивляться. Секрет этой стратегии в постоянно увеличивающемся давлении. Если вы будете оказывать равномерное давление, то ваш противник приспособится к нему, и у него будет достаточно времени на то, чтобы обдумать, что происходит. Увеличение же давления лишает его возможности провести такой анализ.


момидзи но хэйхо

Момидзи — это красные листья клена. Нанести удар с ощущением момидзи означает мягко, как падающий осенний лист, отвести меч противника вниз и освободить центр. Это звучит просто, и сделать это тоже просто. Единственное, что вам нужно запомнить, — не надо слишком сильно стараться. Это уже будет не просто. Момидзи но хэйхо лучше всего выполнять, представляя, будто ваш меч — это большое перо; наносите удар мягко.

Короткое упражнение продемонстрирует, как это работает. Пусть ваш партнер по тренировке вытянет руку вперед параллельно полу и напряжет мышцы. Теперь попытайтесь толкнуть его руку вниз. Даже если вы попытаетесь сбить ее ударом предплечья, это будет очень сложно. Однако если вы дотронетесь до его руки мягко, как перо, ее будет несложно увести вниз. Не смотрите на его руку и не думайте о ней. Просто очень мягко толкните ее вниз кончиками пальцев. Дышите мягко и используйте силы не больше, чем с новорожденным ребенком.

Сущность этого принципа в следующем: если вы не даете своему противнику ничего такого, чему он мог бы сопротивляться, то он и не сможет сопротивляться. Если у вас возникнут трудности с этим упражнением, вспомните это и уменьшите свои усилия.

Когда вы фехтуете, то обычно используете эту стратегию в ответ на атаку. Вы уклоняетесь от удара противника, а затем легко наносите удар по его мечу. Это заставляет его клинок идти по своей траектории дальше чем нужно, что освобождает вам центр для контратаки.

В бизнесе и военных действиях у момидзи существует множество применений. Если вы будете оказывать на врага мягкое давление, то обнаружите, что воздействовать на него таким образом гораздо легче, чем применяя грубую силу. Если вы будете соприкасаться с ним очень мягко, то он может даже не замечать того, что им манипулируют, до тех пор, пока не будет слишком поздно.

Например, в споре вы можете использовать эту стратегию, не слишком сильно высказывая свое несогласие с оппонентом — чем больше ваше несогласие, тем больше его сопротивление. Спорьте в духе «Да, вы правы, но...» и ему нечему будет сопротивляться. А вы будете продолжать это делать до тех пор, пока он не согласится с вами.

В дзюдо начальная стадия броска называется кудзуси. Это действие, используемое для выведения противника из равновесия. Обычно это делается при помощи толчка, тянущего или вращающего движения. Большинство новичков слишком полагается на физическую силу и использует для этого гораздо


больше сил, чем необходимо на самом деле. Это заставляет их противников инстинктивно сопротивляться, что сильно затрудняет выполнение самого броска. Гораздо лучше использовать для кудзуси незначительные усилия. Это нарушит равновесие противника, а он этого даже не заметит.

(Если вы хотите схитрить, то можете использовать явный кудзуси в качестве отвлекающего маневра. Дерните своего противника вперед, как бы желая бросить его вперед. Когда он в ответ на это действие отклонится назад, бросьте его назад. Это будет хиджики но хэйхо.)

Момидзи нужно выполнять с таким ощущением, как будто вы разбиваете кирпич пером — даже если ваше тело становится очень мягким, ваш дух остается очень жестким. Это требует большой ментальной дисциплины. Когда вы сталкиваетесь с сопротивлением, то инстинктивно увеличиваете усилия; момидзи требует, чтобы вы их уменьшали.

СУРИАГЭ НО ХЭЙХО

Суриагэ — эта стратегия предназначена для использования в том случае, когда вы скрестили с противником мечи и застыли в такой позиции: ни один из вас не может из нее выйти без риска попасть под неотразимую атаку.

Когда ваши мечи скрещены, быстро сделайте шаг вперед и расслабьте руки. Делая это, опустите бедра. Не наклоняйтесь вперед, просто опустите бедра, согнув ноги; спина при этом остается совершенно прямой. Теперь достаточно медленно поднимитесь, нанося колющий удар мечом вверх. Заметьте, что сила этого поднимающего движения идет от ног, а не от рук. Это поднимающее движение применяется против рукояти меча противника, а не против лезвия.

Поскольку меч противника вытесняется вверх и центр открывается для атаки, то противник будет вынужден отступить назад, чтобы восстановить контроль, — он не может нанести удар, не сделав этого, поскольку вы находитесь слишком близко от него. Когда ваш противник делает шаг назад, вы должны быть в позиции верхнего уровня. Когда его меч начнет разрывать контакт и пойдет вниз, последуйте за ним и нанесите рубящий удар в голову.

В искусстве дзюдзюцу существует техника, называемая тэнти-нагэ, «бросок небо-земля». Это применение суриагэ без оружия. Чтобы отработать этот бросок, пусть ваш партнер крепко схватит вас за оба запястья. Направьте свою левую руку вниз, а правой рукой выполните суриагэ. Вы должны находиться так близко к нему, чтобы во время движения вверх ребро вашей правой руки скользило вдоль его груди.

Противоположные действия ваших рук (одна направлена вверх, а другая вниз) наклонят его назад и искривят линию плеч. В таком положении его легко


будет бросить. В более старых стилях этот бросок выполнялся с нисходящим ударом рукой; современные школы используют прямой удар. В сущности оба метода неправильны. Если вы выполните суриагэ правильно, то позиция вашего противника должна оказаться настолько искаженной, что единственное, что его будет удерживать в вертикальном положении, — это его захват; если он отпустит его, то упадет. В этом процессе выведения из равновесия собственно и заключается бросок.

Многие ученики путают суриагэ и кокю тикара. Хотя тэнти нагэ внешне и имеет сходство с кокю доса, философия и теория этих двух техник абсолютно разные. Кокю тикара — это применение силы дыхания против физической силы противника. Вместо использования силы рук против силы противника вы поддаетесь. Делая шаг вплотную к противнику, вы изменяете угол атаки и используете не руки, а ноги. Вы можете использовать кокю тикара, чтобы усилить эффект этого действия, но вы можете сделать это с любой техникой, в которой есть вертикальное движение.

Благодаря бесчисленному множеству применений, суриагэ является одной из пограничных линий между гихо и хэйхо. Основная идея этой стратегии, то, что делает ее такой важной, заключается в том, что у каждого есть зона силы. Это сферическая область вокруг живота — внутри этой области ваш противник может генерировать огромную энергию. Суриагэ учит тому, что если вы окажетесь между сферой силы противника и его телом, то сможете действовать практически без какого-либо сопротивления с его стороны.


Глава 12

Минари: Внешний вид

С

уществует множество способов того, как стратег может использовать свой внешний вид для достижения тактического преимущества. Он может произвести впечатление человека более сильного, чем он есть на самом деле, что заставит его противника медлить; либо он может притвориться более слабым, что может втянуть противника в непродуманную атаку и заставить его использовать меньше силы, чем необходимо.

Большинство примеров, приведенных в этой главе, имеет отношение к использованию вашего внешнего вида. Первое и самое главное — ваш внешний вид имеет огромное влияние на ваш дух, что само по себе может вызвать цепную реакцию событий. Вы выглядите сильным, поэтому начинаете думать с силой. Это в свою очередь заставляет вас действовать с силой. В результате, благодаря впечатлению, будто вы являетесь чем-то большим, чем есть на самом деле, вы большего достигаете.

Второе преимущество внешнего вида заключается в его воздействии на противника. Позитивный имидж может заставить вашего противника отложить или даже совсем отказаться от своего плана атаки; самые лучшие победы — это победы, для достижения которых не приходится сражаться.

В конце концов, позитивный имидж — это обязательное качество настоящего стратега. Это признак личной дисциплины, а дисциплины у старших учеников должно быть в избытке.

И хотя вы обязаны основной упор делать на позитивном внешнем виде, иногда могут возникать ситуации, когда вам необходимо будет произвести противоположный эффект. Например, если вы хотите спровоцировать своего противника на атаку, чтобы использовать суйгэцу но хэйхо, вы должны выглядеть более слабым, чем вы есть на самом деле. Вы можете принять нужный внешний вид, выполнив с точностью до наоборот какую-либо из стратегий, приведенных в этой главе.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: