Санкайкавари но хэйхо

Иногда, фехтуя, вы можете атаковать несколько раз, но вам так и не удастся пробить сильную защиту противника. В таком случае необходимо использовать санкайкавари, «изменение гора-море».

В стратегии существуют маленькие изменения и большие. В этой хэйхо ваше изменение должно быть очень, очень большим. Разница между вашей старой стратегией и новой должна быть такой же большой, как разница между горой и морем.

Например, вы можете перейти от нападения к защите. Защита вашего противника слишком сильна, так оставьте ее в покое. Внезапно перейдите в


защитную стойку и отступите на несколько шагов назад. Это может заманить вашего противника в атаку. И когда он вместо того, чтобы полностью сконцентрироваться на своей защите, будет занят погоней за вами, нападите снова. Теперь ваша атака встретит гораздо более слабую защиту.

Еще один способ применения санкайкавари — это радикально изменить цель и стиль атаки. Сделав серию длинных ударов, направленных в голову противника, неожиданно опуститесь на нижний уровень и атакуйте коротким колющим ударом в тело.

Предыдущие два примера иллюстрируют различие между ментальной и физической инерцией. В первом случае движение вашего противника вперед было использовано для того, чтобы уменьшить его способность к защите. Во второй ситуации он успешно оборонялся на верхнем уровне. Однажды установив определенный ритм, ему будет сложно ментально перейти в защитную позицию нижнего уровня.

Какое бы изменение вы ни выбрали, оно должно быть произведено очень быстро; постепенный переход позволит вашему противнику адаптироваться. Вы должны изменять стратегии так же быстро, как вы нажимаете на выключатель, моментально переходя от света к тьме.

Превосходные примеры этой стратегии можно увидеть в футболе*. Нападающая команда делает серию длинных передач, чтобы рассеять защиту противника. Затем они переходят к атаке с короткими перепасовками и добиваются успеха. Обратный переход работает так же хорошо. Начав серией коротких пасов, атакующие сжимают защиту обороняющейся команды, и после этого переходят к длинным пасам. Ценность больших изменений четко видна в этих двух примерах. Переход от коротких перепасовок к длинным передачам сработает очень хорошо. Однако комбинация пасов через все поле и индивидуальных проходов не будет так эффективна — между этими стилями игры нет достаточно большого различия, и поэтому инерция соперника будет незначительной.

Чтобы быть готовым использовать эту стратегию, разделите все техники, которые вы знаете, по группам (деление производите на основе их сходства). Затем отработайте каждую из этих групп. Например, ученик каратэ может собрать вместе несколько техник ударов ногами из высокого положения. Затем он может взять несколько мощных пробивающих ударов руками, наносимых из очень низкой, крепкой стойки. А третья группа может состоять из быстрых и хлестких техник, выполняемых из подвижных стоек.

* - Здесь и далее речь идет об американском футболе — Прим. ред.


Обычно на соревновании по каратэ ваш противник первые свои движения посвящает изучению вашего стиля. Затем, после того как он увидит, как вы среагировали на несколько обманных движений, он полностью перейдет в атаку. Однако, используя множество различных стилей, вы можете сбить его с толку. Начните поединок в одном стиле — не используйте техники из какой-нибудь другой группы, каким бы сильным ни было искушение. Затем, когда почувствуете, что ваш противник определил для себя ваш стиль — он начнет вести себя более агрессивно, — сделайте радикальное изменение. Теперь у него должно создаться впечатление, что он сражается с совершенно другим человеком. Даже ваша личность должна стать другой.

В результате таких изменений он будет вынужден обуздать свою агрессивность и начать все с начала, двигаясь осторожно и делая ложные выпады, чтобы посмотреть, как вы будете реагировать теперь. Если вы будете продолжать в том же духе, то ему всегда придется оставаться в защите, в то время как вы будете постоянно атаковать. Если определенный стиль окажется эффективным, продолжайте его использовать. Но как только ваш противник начнет успешно защищаться от ваших атак, переключитесь на что-нибудь новое.

Эта стратегия работает лучше всего, когда искусство располагает широким разнообразием техник, из которого можно выбирать. Очевидно, что для каратэ эта стратегия естественна. Но даже в таком ограниченном в количестве техник искусстве, как бокс, ее можно использовать вполне эффективно. Например, вы можете использовать левосторонний стиль, который характеризуется длинными джэбами и подвижностью. Чтобы дополнить эту группу техник, научитесь работать в правостороннем стиле, который полагается на мощные хуки в корпус. Начинайте раунд в одном стиле, а затем внезапно переходите к другому. В момент смятения, когда ваш противник пытается адаптироваться к вашим переменам, вы непременно добьетесь успеха.

Сапхацкавари также очень эффективна в рекламе. Как производитель, вы можете основной упор делать на экономичность вашего продукта и конкурировать на равных с другими компаниями, предлагающими то же самое. Если вы внезапно в своей рекламе переключитесь на эксплуатационные качества вашего продукта, то у вас не будет конкуренции до тех пор, пока другая компания не разработает новую рекламную кампанию. Если вашему конкуренту также придется в своих рекламных объявлениях делать упор на эксплуатационные качества продукта, то вы можете переключиться снова. Теперь вы можете рекламировать качество своего продукта. Во время каждой из ваших перемен конкурирующая компания будет попадать в ловушку собственной инертности — ей понадобится время, чтобы проанализировать ваши реклам-ные объявления, а затем ответить на них.


Лучшая контрмера против санкайкавари — это ответная санкайкавари; вы отвечаете на большие перемены в стратегии противника такими же большими переменами в своей стратегии. Старайтесь избегать такого рода ситуаций, потому что, используя определенную стратегию, противник демонстрирует свое знакомство с ней. Лучше всего, конечно, выбрать ту стратегию, с которой ваш противник не знаком. Но в данном случае клин вышибают клином. Когда ваш противник использует санкайкавари, не пытайтесь приспособиться к его новому стилю. Выберите другой путь. Рассмотрим в качестве примера предыдущую ситуацию; когда ваш конкурент переключает внимание в своей рекламе; с экономичности продукта на его эксплуатационные качества, вы должны переключиться, к примеру, на рекламу стиля своего продукта.

С армией используйте эту хэйхо, изменяя стиль ведения боя. Соберите воедино бронетехнику и пехоту и методично продвигайтесь от одного укрепленного пункта противника к другому, завязывая местные бои по мере продвижения. Через какое-то время враг начнет концентрировать свои силы вдоль линии вашего продвижения и его сопротивление значительно возрастет. Когда это произойдет, позвольте своей бронетехнике действовать как самостоятельной боевой единице, глубоко проникая на территорию врага и обходя его укрепленные пункты. Пока вражеские командиры будут пытаться адаптироваться к изменению вашей стратегии, атакуйте силами пехоты.

Ключ к использованию санкайкавари но хэйхо в том, чтобы сделать изменение стратегии как можно большим — чем больше изменение, тем больше смятение вашего противника. Переходить к другой стратегии нужно быстро и без предупреждения. Если вы моментально воспользуетесь преимуществами своего положения, то вам придется делать это только один раз. Если вам приходится прибегать к изменению стратегии несколько раз в течение одного сражения, то проблема, как правило, в том, что вы изменяете ее слишком медленно, давая своему противнику время адаптироваться к новой стратегии.

РЮТЁ НО ХЭЙХО

Рютё, «течь или отскакивать», — это вариант санкайкавари. К этой стратегии подходят те же правила, что и к «изменению гора-море».

В бою существует два основных метода объединения различных техник в одну комбинацию: одна техника может перетекать в другую, или вы можете отскакивать от одной техники к другой. Комбинации из искусства каратэ прекрасно иллюстрируют эту идею.

Если вы выполняете мавасигэри, горизонтальный, круговой удар ногой, и он проходит мимо цели, ваше кимэ остановит ногу. (После завершения любой


техники вы на долю секунды напрягаете все свои мышцы, чтобы обеспечить максимальную передачу силы.) Секрет рюте заключается в силе кимэ.

Если в конце удара ногой вы очень сильно напряжете мышцы, то ваша стопа вернется в первоначальное положение. В этом случае будет естественным последовать за обратным движением стопы всем телом. Тогда очень легко после мавасигэри нанести джэб противоположной рукой — вы наносите удар правой ногой, и когда эта нога возвращается назад, наносите удар левой рукой. Это отскакивающий метод создания комбинаций. Возвратное движение первой техники дает начальное движение для второй.

 

Для того чтобы создать текучую комбинацию, которая называется нагаси вадза, не используйте сильное кимэ. В предыдущем примере, если вы уменьшите кимэ в конце удара ногой, то ваша стопа замедлит движение, но не остановится. И пока она будет продолжать двигаться по своей первоначальной траектории, позвольте своему телу развернуться вместе с ней. Затем, после поворота, вы легко сможете продолжить свой первый удар ударом мавасиусирогэри, удар ногой с разворотом назад. Заметьте, как естественно первая техника перетекает во вторую.

Эта процедура может использоваться для создания комбинаций техник во многих видах искусств. После того как вы отработаете их, применяйте их как санкайкавари.

Начав с текучих техник, вы определенным образом настраиваете своего противника. После того как он увидит несколько ваших комбинаций, он поймет ваш стиль и сможет предугадывать, откуда будет направлена следующая техника. Когда вы почувствуете, что он готовится к контрдействиям, переходите к отскакивающему методу. Ваша вторая техника должна достичь цели, поскольку она будет направлена с неожиданной стороны. Опять же, как в предыдущем примере, ваш противник ожидал, что за вашим ударом мавасигэ-


 

 

ри слева последует маваси усирогэри тоже слева. Однако вы резко отводите ногу после первого удара и атакуете левым джэбом. Когда он уклоняется вправо от неожиданного удара ногой, он просто натыкается на ваш удар рукой.

Командуя армией, используйте рютё, когда перед вами стоит целая серия задач. Начните разбираться с ними по очереди, останавливаясь после каждого сражения, чтобы перегруппироваться. Затем неожиданно одним махом захватите сразу две цели, ни на мгновение не останавливаясь после первого боя. Просто позвольте инерции ваших войск перенести их к следующей цели. Поскольку обороняющиеся войска будут ожидать короткой задержки, то вы разрушите их тайминг.

Рютё но хэйхо имеет множество вариантов, так что вы должны изучить ее внимательно. Это потребует детального технического анализа вашего искусства. Изучите каждую технику, концентрируя внимание на естественном возвратном движении. Варьируя это возвратное движение, вы легко сможете открыть для себя новые комбинации.

МАГИРИ НО ХЭЙХО

Когда вы вносите смятение в дух противника серией маленьких изменений, это называется магири. Часто и произвольно меняя стратегию, вы сбиваете с толку своего врага и достигаете преимущества. Эти изменения могут затрагивать технику, цель или тайминг.

Например, на соревновании по каратэ атакуйте сметающим движением ноги на нижнем уровне, а затем ударом руки на верхнем уровне и продолжите эту комбинацию пробивающим ударом на среднем уровне. Это очень распространенное применение магири. Атакуя множество целей множеством разнообразных техник, вы рассеиваете защиту противника в достаточной степени для того, чтобы пробить ее.

Предположим, что у вас и у вашего противника одинаковый уровень подготовки, как это обычно бывает на соревнованиях, в таком случае ваш противник способен блокировать так же быстро, как вы атакуете. Чтобы свести на нет эту способность, добавьте магири к своему таймингу. Вместо того чтобы атаковать в ритме 1... 2... 3... 4... 5... 6, используйте произвольную схему нападения, такую как 1, 2, 3... 4... 5, 6. Если вы будете смешивать техники, цели и тайминг, то ваш противник не будет знать, что и когда от вас ожидать.

Вы также должны принять во внимание, что отсутствие схемы — это само по себе уже схема. Это означает, что если вы никогда не повторяетесь в выборе цели и атакуете сначала на высоком, затем на низком уровне, то ваш противник будет готов к технике на среднем уровне. «Произвольно» не означает, что


вы не можете что-то повторять; серия из трех одинаковых техник, направленных в одну цель, тоже может быть частью произвольной модели.

Также не попадайте в своеобразную ловушку, делая только наиболее логичные вещи. Иногда выбирайте второстепенные цели или используйте технику, которая не является логическим продолжением предыдущей. Это запутает вашего противника.

Это нелогичное поведение очень важно, когда и вы, и ваш противник уже достаточно опытны. Опытный боец знает, что от новичка можно ожидать любой глупости и, сражаясь с ним, будет готов ко всему. Но он не будет ожидать от другого опытного бойца, что тот сделает какую-нибудь серьезную ошибку. В таком случае даже плохая техника может застать его врасплох. В додзё часто рассказывают удивительную историю, которая иллюстрирует то, как это может сработать.

Однажды глава додзё тренировался с одним из своих старших учеников. Они фехтовали в течение нескольких минут, когда вдруг сэнсэй неудачно сделал разворот, подвернул ногу и камнем рухнул на пол. Ученик одним махом отступил на двадцать футов назад и принял напряженную защитную стойку.

Сэнсэй посмотрел на него снизу вверх и спросил: «Со мной все в порядке, но что ты делаешь там так далеко отсюда?»

Ученик нервно ответил: «Сэнсэй, я никогда не видел, чтобы вы делали такие движения. Я не понял, что это было, но совершенно не хотел проверять это на себе».

Смысл этой истории в том, что, сделав нечто совершенно неожиданное, сэнсэй разрушил стратегию нападения своего ученика. В этом случае, из-за случайного падения сэнсэя, ученик не смог довести атаку до конца. Однако идея абсолютно ясна: ошибка может заставить противника раскрыться лучше, чем хорошая техника. Заметьте: благодаря своей значительности этот пример ближе к санкай, чем к магири.

Цель магири но хэйхо в том, чтобы внести разлад в защиту противника. После этого у вас есть все шансы добиться победы одной-единственной хорошо выполненной атакой. Это немного отличается от санкайкавари. В этой стратегии вы делаете одно большое изменение и немедленно используете преимущество, которое оно вам дает. С другой стороны, магири выполняется непрерывно. Ее цель не в моментальном замешательстве, а в полном ослаблении.

Важно использовать магири в агрессивной манере, поскольку для того, чтобы оно возымело действие, требуется некоторое время. Эта задержка может позволить вам начать думать о собственном выживании. И тогда, если вы


впадете в негативное настроение, ваши техники станут очень слабыми. Чтобы избежать этой тенденции, всегда атакуйте. Преследуйте своего противника градом техник, не давайте ему отдохнуть. Это вызовет у него максимальное замешательство.

Магири — это фундаментальная концепция ведения партизанской войны. Отказываясь участвовать в позиционной войне и постоянно совершая диверсионные нападения на врага с разных сторон, вы постепенно ослабляете его. Если действовать в таком духе, то относительно небольшое подразделение может одолеть большую армию.

Когда некоторые полувоенные группы вступают в партизанскую войну, то совершают ошибку, начиная следовать определенной схеме ведения боевых действий. И даже если они атакуют различные цели с произвольными интервалами, но не используют различные техники, то их могут уничтожить. Но большинство групп избегает этой ловушки, варьируя как стиль, так и силу своих атак. Например, когда вы используете отряд коммандос, вы должны варьировать силу диверсионного отряда от одного человека до батальона. Если вы постоянно атакуете силой отделения, то вражескому командованию для защиты нужно будет лишь разбить свои войска на взводы. Однако если вы каждый раз используете разную силу, то оно не будет знать, чего от вас ожидать. Это заставит его концентрировать свои силы, и одновременно пытаться контролировать большую область, что невозможно.

До недавнего времени никакой практически применимой контртехники для борьбы с партизанами, использующими магири, не существовало. Теперь же современные средства связи и транспортировки позволяют реагировать почти мгновенно. Оснащенная должным образом армия может полностью уничтожить партизанское сопротивление.

Обороняющаяся армия разбивается на отделения, и каждое отделение оснащается вертолетом с интегрированным компьютером-рацией. Затем отделения расставляются сеткой. Компьютер-рация запрограммирован таким образом, чтобы можно было передавать информацию о местонахождении врага и его силе одним нажатием кнопки. Генерал получает эту информацию и, опять же нажатием кнопки, передает приказ об атаке нужного уровня. После получения приказа, компьютер декодирует его и высвечивает на экране информацию о курсе к цели. Компьютер также рассылает команды к атаке различным подразделениям, так чтобы ни один район не оказался без защиты — это с учетом возможности того, что вражеское передвижение может быть ложным.

Когда применяется система сеточного рассредоточения войск, каждое подразделение должно быть полностью мобильным. Эта система не будет рабо-


тать, если только какой-то одной части войск отведена роль ударной команды, а остальные войска остаются в окопах. Частичное рассредоточение приведет к тому, что отдельные области окажутся недостаточно защищенными, что допустит образование значительных вражеских формирований в этом месте. Полностью рассредоточив свою армию, командующий может это предотвратить. Он также может одной-единственной командой сконцентрировать желаемое количество своих сил, от отделения до целой армии, в одной точке.

Такая система ведения боя позволяет современной армии с максимальным эффектом использовать свое величайшее достояние — современную технологию — против маленьких и мобильных отрядов врага. Все, что требуется сверх стандартного снаряжения, так это карманного размера компьютер, интегрированный с командирской рацией каждого подразделения. Максимальное расстояние между подразделениями в сетке определяется временем реагирования: временем, необходимым вертолету для того, чтобы доставить десант к потенциальной цели.

Конфликт между отдельными людьми протекает точно так же, как и между армиями. Чтобы защитить себя от противника, который использует магири, вы тоже можете использовать систему обороны сеточного рассредоточения. Это означает, что необходимо принять абсолютно сбалансированную защитную стойку. Не поддавайтесь искушению сфокусировать свое внимание на какой-то отдельной области. Секрет в том, чтобы не смотреть на своего противника; всегда смотрите сквозь него вдаль. Это позволит вам успешно противодействовать его атакам и сохранять при этом спокойствие духа. Только когда вы позволите себе размышлять над тем, что делает ваш противник, и лично начнете принимать в этом участие, вас можно будет привести в замешательство.

Для того чтобы использовать магири в бизнесе, вы должны помнить аксиому: компания может конкурировать в трех возможных областях: цена, качество или обслуживание. Вы можете выбрать любые две из них, но вы не сможете одновременно управляться со всеми тремя. Применить магири означает, что вы должны выбрать только одну область вместо двух. В таком случае ваша компания в выбранной вами области будет гораздо лучше, чем ваш конкурент, пытающийся сделать две вещи одновременно. Это в свою очередь заставит вашего конкурента сфокусировать больше внимания на данной области. Но вы, постоянно меняетесь. В течение недели вы рекламируете более низкие цены, затем в течение месяца вы делаете упор на лучшем обслуживании. После этого вы возвращаетесь к своим первоначальным рекламным объявлениям и начинаете подчеркивать качество вашего продукта. В результате ваш конку-


рент будет вынужден пытаться противостоять вам во всех трех областях од-новременно, что просто невозможо.

Магири но хэйхо — это стратегия постоянных изменений. Вы сражаетесь быстро и медленно, жестко и мягко, просто и сложно. Ваши цели и техники изменяются каждую секунду. Даже ваша личность изменяется. Иногда вы очень агрессивны, а иногда, по совершенно непонятной причине, вы переходите в защиту. Вы становитесь произвольной серией логичных и алогичных событий, всегда подвижной и непредсказуемой.

Ваш противник вынужден пытаться справиться со всем этим. У него нет ни времени, чтобы передохнуть, ни возможности использовать соответствующую стратегию. Это просто сводит его с ума.

И хотя магири но хэйхо — это древняя стратегия, ее наиболее выдающимся мастером был Миямото Мусаси. Он использовал бесчисленное множество вариантов этой хэйхо, чтобы победить во многих из шестидесяти своих поединков. Он особенно искусно использовал изменения во времени реагирования, чем сбивал с толку и приводил в полное замешательство своих противников.

ХАНАСИ НО ХЭЙХО

Ханаси, «отпускание», означает, что когда одна стратегия не сработала, вы оставляете ее и пробуете что-нибудь другое.

И хотя может показаться, что только новички попадают в ловушку какого-то одного метода, на самом деле это не так. Прошлые успехи могут сделать стратегию настолько привлекательной, что даже опытный ученик может попасть в ее сети. Примеров тому бесчисленное множество.

Во время Второй мировой войны командиры боевых кораблей слишком медленно приспосабливались к современным методам ведения войны, что приводило к весьма плачевным результатам. Похоже, что понадобится так же много времени для того, чтобы убедить современных адмиралов, вскормленных на диете из успешных операций с использованием авианосцев, в ценности маленьких патрульных судов, вооруженных противокорабельными ракетами. Генералы могут иногда быть так же подвержены стратегическим предрассудкам, как и адмиралы. Многие из них на собственном опыте убедились в том, что вертолет, вооруженный противотанковыми ракетами, делает прошлую тактику использования бронетехники совершенно неприменимой.

Ханаси основывается на принципе дзюхо, несопротивление. Большинство людей не понимает этого. Они думают о самом известном применении хана-сидзюдэюцу — только как о японской борьбе. И даже если они знают, что


дзюдзюцу основано на несопротивлении, они не принимают во внимание тот факт, что это требует как физической, так и ментальной гибкости.

Один из методов развития ментальной гибкости описан в главе 3. Вы должны решительно следовать этому методу и любому другому подходящему для тренировки. Помните, ваша цель не в том, чтобы думать о разных вещах, а в том, чтобы думать о вещах по-разному. В качестве упражнения подумайте о разнице в системе ценностей и образе жизни руководящего работника из Нью-Йорка и фермера, живущего где-то на Юге. Вы должны научиться одинаково легко мыслить как любой из них. Только когда вы будете в состоянии мгновенно переключаться ментально, вы сможете использовать ханаси.

И хотя ханаси чаще всего относится к физическому аспекту, она также предусматривает, что вы должны быть в состоянии отказаться и от идеи. Вы должны научиться мыслить и действовать по любой нужной схеме, а не только так, как вам нравится. Миямото Мусаси выразил это лучше всего: «У мастера меча не должно быть любимого меча». Игрок должен знать, когда прекратить игру, а бизнесмен должен знать, когда закрывать компанию. И не важно, насколько хорошо шла карта в покере или насколько прибыльной была компания; когда приходит время для ханаси, человек должен оставить все и больше не оглядываться назад.

Часто замечаешь, что способность использовать эту стратегию уменьшается с возрастом. Старые армии и старые флоты имеют огромную тенденцию придерживаться устаревших техник только потому, что они всегда срабатывали в прошлом. Ярким примером тому может послужить тот малоизвестный факт, что во время Второй мировой войны многие европейские народы по-прежнему использовали кавалерию, в то время как немцы атаковали танками и самолетами. Даже Соединенные Штаты, сравнительно молодая страна, не были исключением. Если перейти из военной области в область бизнеса, то можно вспомнить, что первые компании, предложившие продажу в рассрочку и заказы товаров по почте, были сочтены безумными их более консервативны-ми коллегами.

Поскольку тенденция к ментальной инерции увеличивается с возрастом и успехом, то ханаси — это одна из немногих стратегий, в которой новичок может добиться преимущества над старшим учеником. На счету новичка так мало побед, что он еще не успел выработать у себя предубеждений ни за, ни против различных техник ведения поединка.

Ханаси но хэйхо — это одна из наиболее сложных стратегий, поскольку привязанности и предубеждения обычного человека слишком глубоки. И хотя многие люди полагают, что они довольно гибки, на самом деле это бывает очень редко. В их духе всегда будет какое-то негибкое место, область идеалов,


которыми они ни на йоту не могут поступиться. И если вы думаете, что к вам это не относится, то попробуйте приласкать тарантула с такой же любовью, с какой вы ласкаете кошку. Даже если ваше рациональное сознание говорит вам, что кошки нужно опасаться больше, чем паука, ваши старые фобии слишком глубоко укоренились в вас. И хотя это может показаться несколько гиперболизированным примером, на самом деле это не так. Например, стратегия айути, описанная в главе 18, требует, чтобы ваше отношение к смерти стало таким же, как к жизни.

Хороший пример ханаси можно увидеть в технике, известной как дзёдан хадзуси1. Чтобы познакомиться с ней поближе, примите стойку среднего уровня и позвольте своему партнеру по тренировкам крепко схватить вас за запястье. Если вы потянете руку на себя и попытаетесь высвободиться, то обнаружите, что это довольно сложно сделать. Чтобы использовать ханаси в этой ситуации, отбросьте идею об освобождении. Вы должны отказаться даже от идеи, что вас удерживают. Если вы сможете, совершенно игнорируя вашего партнера, просто поднять свой меч в положение дзёдан, то его рука соскользнет с вашего запястья.

Это упражнение — хороший пример того, насколько тесно взаимосвязаны ментальное и физическое отношение. При первой попытке высвободиться ваше тело оказалось в ловушке, поскольку в ловушке было ваше сознание. Попробуйте еще раз. Вы заметите, что как только ваш партнер хватает вас за запястье, ваше внимание сразу же притягивается к этому месту. И поскольку вы думаете о своем запястье, то даже если вы хотите освободиться, вы можете попытаться это сделать только какой-то частью своего духа. Но когда вы смещаете свои мысли с запястья к подниманию меча, вы можете освободиться без особых усилий.

Дзёдан хадзуси — это пример ситуации, в которой ваша инстинктивная реакция является не лучшим способом решения проблемы. Ваша естественная реакция на захват — попытаться высвободиться. Однако в этом случае вы оставляете свои естественные инстинкты и делаете что-то другое.

Когда вы фехтуете с опытным противником, то можете атаковать несколько раз подряд без какого-либо результата. Противник с легкостью будет уклоняться от ваших ударов. В таком случае оставьте это. Прекратите свои атаки и остановитесь. И когда ваш противник поднимет свой меч, чтобы нанести вам удар, вы с легкостью сможете атаковать его, поскольку он будет думать не об уходе, а об атаке.

Когда на соревновании по дзюдо вы пытаетесь бросить своего соперника, а он слишком сильно сопротивляется, оставьте эту технику. Затем быстро развернитесь и бросьте его в другую сторону. Он тянет в сторону, противополож-


ную вашему первоначальному броску, так бросьте его в том направлении, в которое он так стремится.

Какой бы ни была ваша цель, помните, что к вершине горы ведет далеко не одна тропа. Если одна дорога блокирована, забудьте о ней и попробуйте пойти другим путем. И если вы не выпускаете из виду своей конечной цели, то вы победите.

Метод, который доказал свою эффективность не нужно бросать только потому, что он старый. Но не нужно и продолжать его использовать вопреки всему. Суть ханаси но хэйхо не в том, что вы должны пробовать что-то новое только потому, что оно новое; суть в том, что вы не должны постоянно придерживаться чего-то старого только потому, что вы с этим хорошо знакомы. Это очень тонкая грань — разница между эффективным и знакомым, и она требует очень внимательного изучения.

В бизнесе жесткая приверженность к старым, знакомыми методам будет

стоить вам денег. В бою это может стоить вам жизни.

ХЭНКА НО ХЭЙХО

Хэнка — это варианты базовых техник. Конечно, существуют техники, которые можно выполнить только каким-то одним определенным образом, но они составляют скорее исключения, чем правило; большинство техник имеет сотни возможных вариантов.

В стратегических целях вы должны сконцентрировать свое внимание на изучении различных завершений базовых техник. Хэнка обычно преподается на среднем этапе тренированности, после того как ученик приобретет хорошую базу основных техник.

Чтобы применить хэнка но хэйхо в сражении, вы должны избегать повторения одних и тех же окончаний техники — каждый раз, используя определенную технику, завершайте ее по-разному. Это не позволит вашему противнику принять нужные контрмеры. Возьмем для примера простой маэгэри, удар ногой вперед в каратэ. Если у вас есть привычка после завершения техники возвращать бьющую ногу в первоначальное положение, измените ее. Один раз после маэгэри позвольте весу вашего тела сместиться и вынести вашу ногу вперед. В следующий раз, когда будете использовать эту технику, не ставьте стопу на пол вовсе. Просто нанесите еще один удар из того положения, в котором она находится.

Работая с мечом, клинок обычно возвращают назад вдоль линии удара. Варьируйте это, иногда проходя вперед и нанося удар с противоположной


стороны. Еще одна возможность — это остановить меч на центральной линии и тут же нанести колющий удар.

Хэнка — это не основная стратегия, она редко приводит к мгновенной победе. Однако, поскольку ваш противник вынужден ждать окончания вашей техники, чтобы посмотреть, где вы окажетесь, то вам часто будет представляться возможность выполнить вторую атаку прежде, чем он сможет предпринять какие-то контрдействия. Вдобавок к этому преимуществу ваш противник будет вынужден каждый раз придумывать новые контратаки для каждой вашей техники. Ни одна защитная стратегия больше не будет работать, потому что вы используете слишком много вариантов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Это одна из дайто-рю айки инъёхо вадза.


 

Глава 15

Кагэ: скрытие

К

агэ — это очень популярное слово в языке стратегии. Оно используется как компонент названий многих техник. Буквально оно переводится как «тень», но фигурально оно имеет очень много значений. Они могут простираться от действия, направленного на скрытие своей стратегии от врага, до сдерживания его техник. Эта группа стратегий содержит одну из самых глубоких и наиболее эзотерических теорий сражения, так что изучите эти стратегии очень внимательно и приготовьтесь к тому, что вам понадобится несколько лет, чтобы полностью понять их.

Великие победы, в большинстве случаев, достигались благодаря четкой работе разведки. Вы пытаетесь скрыть свои намерения от своего противника, а он пытается спрятать свои планы от вас. Обычно тот, кто первым проникает сквозь этот заслон и первым начинает видеть сквозь туман обмана, и становится победителем. Сбор разведданных может осуществляться правительственным агентством, разведывательным отрядом или пятью чувствами человека, но процесс в основе своей остается одним и тем же. Во всех случаях он должен быть усилен немалой дозой интуиции.

Скрытие своей стратегии — это тонкое искусство, и для того, чтобы овладеть им, требуются большие усилия. У новичков есть тенденция телеграфировать о технике — они раскрывают свои намерения каким-то легким движением. Самый быстрый способ вылечить новичка от этой пагубной привычки — бить его палкой. Каждый раз, когда он делает предательское движение, бейте его. Очень скоро он научится взрываться действием, не выдавая своих планов каким-нибудь лишним движением.

Видеть «сквозь тень» означает чувствовать, что ваш противник готовится сделать, даже если он старательно пытается скрыть свои планы. Один из многих способов сделать это — слушать его дыхание; вероятнее всего, что он нападет после глубокого вдоха. Это скажет вам, когда он нападет, но не как. Для


 

того чтобы определить, какую технику он намерен применить, посмотрите на его стойку. Для этого существует отличный метод тренировки.

Инструктор становится лицом к ученику и принимает боевую стойку. Ученик смотрит на стойку инструктора и оценивает распределение веса его тела. Через минуту — это время должно постепенно сокращаться до тех пор, пока ученик не будет в состоянии определить это в долю секунды — он должен сказать «шестьдесят-сорок», что будет обозначать, что 60 процентов веса тела инструктора приходится на переднюю ногу, а 40 на заднюю. Затем инструктор принимает другую стойку и упражнение повторяется. (Прогресс ученика будет гораздо более быстрым, если инструктор будет бить его палкой всякий раз, когда он будет ошибаться больше чем на 10 процентов.)

Преимущества развития такой способности очевидны. Враг не может быстро двинуться вперед, если вес его тела слишком далеко позади. Не может он и свободно ударить ногой, если на нее приходится больше половины веса тела. Если вы будете в состоянии определить его равновесие, то сможете понять как его намерения, так и его способности.


 

Ваки гамаэ — стойка, часто использующаяся в различных техниках кагэ.

Вот из таких вещей и состоят мириады стратегий кагэ. Вы чувствуете и вы скрываете. Вы подавляете и затеняете. Вы ищете правду, прячете ее.

 

ГЭЦУКАГЭ НО ХЭЙХО

Гэцукагэ, «тень луны», часто используется как общее правило фехтования Для новичков. Это правило гласит: когда вы не знаете, что делать, копируйте партнера. Правильное применение этой стратегии позволяет новичку выгля-


деть как мастер, даже если он не имеет ни малейшего представления о том, что происходит. Он может ничего не добиться, но, по крайней мере, будет при этом хорошо выглядеть. Это скроет его недостаток навыков от противника.

Например, когда ваш противник поднимает меч, чтобы нанести вам рубящий удар по голове, скопируйте его. Это действие даст два результата. Первое, поскольку ваш меч теперь прикрывает намеченную им цель, то это сдержит его технику. Он может оказаться вынужденным изменить свою стратегию на полдороги. Во-вторых, если он сделает движение мечом, чтобы нанести вам удар, то это откроет его собственную голову для вашей атаки. Когда он осознает это, ваше действие сработает как дополнительный сдерживающий фактор. Если он оставит свой первоначальный план и поменяет позицию, готовясь к другой атаке, то снова скопируйте его с тем же результатом.

Явная трудность в этой стратегии — это тайминг. Именно он делает ее техникой очень высокого уровня. Если вы поднимете свой меч на долю секунды позже, то ваш противник сможет проигнорировать его и пойти прямо вперед. И тогда он разрубит и ваше запястье, и вашу голову — вы будете беспомощны, поскольку вы все еще в процессе поднимания меча. Новичкам удается использовать эту стратегию так часто только потому, что они обычно фехтуют с такими же новичками, как они сами. Младшие ученики, как правило, колеблются какую-то долю секунды, прежде чем полностью решиться на атаку, это дает вполне достаточно времени для того, чтобы скопировать их.

Гэцукагэ требует, чтобы вы научились двигаться абсолютно синхронно со своим противником. Классический способ развития этой способности — кири гаэси, который был описан в главе 1.

И хотя с физическим применением гэцукагэ все довольно просто, его духовный аспект — это совершенно другое дело. Он требует совершенного подавления своего эго. До тех пор, пока будет оставаться хоть малейший след вашей индивидуальности, эта стратегия не будет работать так, как нужно. Именно из-за этого требования для новичка практически невозможно выполнить гэцукагэ правильно. И хотя его работа с мечом может быть довольно хорошей, всегда будет оставаться его эго, вызывающее незначительную задержку. Эта пауза может быть настолько маленькой, что другой новичок просто не заметит ее, но старший ученик обязательно воспользуется ею, и результат будет плачевным.

Когда гэцукагэ используется правильно, то у вашего противника должно возникать ощущение, что он сражается сам с собой. Чтобы лучше понять это, сделайте следующее. Крепко прижмите свою ладонь к руке партнера. Как бы тщательно вы оба ни старались удержать равновесие, всегда будет присутствовать ощущение неустойчивости. Теперь сожмите вместе свои собственные


руки. Не зависимо от того, насколько сильным будет давление, ощущение будет гораздо более устойчивым. Это происходит потому, что ваша левая рука моментально реагирует на любое изменение давления вашей правой рукой — обе руки работают друг с другом. Но когда вы делает это с партнером, то реагируете на него. Совершенно очевидна огромная разница между этими с и на.

Вы можете использовать эту демонстрацию как метод тренировки. Практикуйте его со своим партнером до тех пор, пока ощущение не будет таким же, как когда вы делаете это самостоятельно. Вы очень быстро обнаружите, что пока вы осознаете себя, выполнить это упражнение невозможно.

Вбизнесе вы можете использовать гэцукагэ для того, чтобы сорвать захват вашей корпорации. Когда конкурент начинает скупать акции вашей компании, вы должны сделать то же самое с его акциями. Вы должны скупать его акции пропорционально, его акция за вашу акцию. Если вы сможете сделать этo моментально и так же энергично, как он, вы заставите его перейти из позиции нападения в позицию защиты. Вы должны, действовать быстро и мощно, поскольку если вы будете мешкать или действовать нерешительно, то он сдержит ваши контрдействия.

Еще один пример этой хэйхо — современная гонка вооружений. Достигая состояния военного паритета, две страны эффективно разоружают друг друга. Никто не может запустить ракету, не рискуя получить такие же разрушения, какие нанесет сам.

Гэцукагэ не очень часто применяется старшими учениками, потому что это не решающая стратегия. Это в основе своей скорее способ предупреждения, а не уничтожения врага. Чаще всего оба партнера возвращаются к тому же, с чего начали. Поэтому эта стратегия так популярна среди не-воинов, таких как дипломаты и политики. Они больше заинтересованы в том, чтобы не проиграть, а не в том, чтобы победить.

Эта стратегия так популярна в фехтовании только потому, что опытных фехтовальщиков слишком мало. К тому же, поскольку так много новичков использует эту стратегию, то существует почти столько же ее вариантов, сколько и фехтовальщиков. Это может вызвать определенную путаницу среди новичков. Они видят определенную технику, которая называется гэцукагэ, и думают, что это название относится к физическому действию. А это обычно не так. Как и в большинстве стратегий, название относится больше к мышлению, а не к действиям. Гэцукагэ но хэйхо означает, что вы — тень луны. Вы следуете движениям своего противника и окутываете его тенью, сдерживая его техники.


ТАТИФУМИ НО ХЭЙХО

Татифуми означает «топать по мечу». В такой довольно поэтичной манере сформулирована стратегия, предусматривающая, что каждый раз, когда ваш противник пытается атаковать вас, вы немедленно останавливаете его атаку. Это одна из форм описанной выше стратегии «лунной тени». Еще один вариант, кагэосаэ, «удержание тени,» мы обсудим несколько позже. Но в то время как гэцукагэ стратегия не решающая — это закрывание ворот атаки, а кагэосаэ слишком маленькая, татифуми очень агрессивна и энергична.

Когда ваш противник поднимает меч, чтобы нанести вам удар по голове, немедленно нанесите ему удар по запястью. Если он отводит меч к боку, готовясь выполнить горизонтальный режущий удар, твердо сделайте шаг вперед и врежьтесь плечом ему в грудь. Если он меняет хват для колющего удара, отбейте его меч в сторону. Что бы ваш противник ни пытался сделать, вы немедленно выполняете свое контрдействие. Вы не противодействуете его технике; вы противодействуете его подготовке к технике. Это будет постоянно держать вашего противника в состоянии дисбаланса. Вы бросаете глубокую тень на его планы, так что даже он не видит, что будет потом.

На соревновании по каратэ ваши действия должны быть аналогичными. Когда ваш противник смещает вес тела на левую ногу, бейте своей ногой по его правой ноге. Если он опускает плечи, бейте по руке. Если он опускает бедра для стабильности, отходите. Когда он принимает высокую стойку, чтобы увеличить подвижность, приблизьтесь к нему вплотную. Делая так, вы сможете останавливать его атаки до того, как они начнутся.

Тот же подход применим и к соревнованиям по дзюдо. До того как ваш противник сможет вас бросить, он должен занять правильную позицию и одновременно нарушить ваше равновесие. Чтобы сорвать его планы, как только он начнет двигаться, всем телом врежьтесь в него.

В сражении двух армий вы используете татифуми, глядя за линию фронта и воспринимая врага как единое целое. Если он начинает строить аэродромы, бомбите их. Когда он пытается строить мосты, уничтожайте его тяжелое оборудование. Если он начинает приводить в порядок свои войска, атакуйте зону сосредоточения войск. Что бы ни начинала делать его армия, немедленно атакуйте ту зону, где он это делает, и срывайте его атаку до того, как она начнется.

В бизнесе необходимо начинать рекламную контркампанию до того, как ваш конкурент начнет производство; не ждите, пока он выпустит свой новый продукт на рынок. И хотя его патент не позволит вам конкурировать с ним напрямую, ничто не запрещает вам начать кампанию против его нового про-


дукта. Это может настолько замедлить и обеспокоитьвашего конкурента, что у вас появится достаточно времени, чтобы создать свой собственный конку-рентоспособный продукт. Затем вы прекращаете печатать свои негативные рекламные объявления, даете публике время забыть о них, и начинаете рекла-мвревать свой собственный продукт.

Татифуми означает, что вы должны всегда изучать своего противника внимательно и тотально. И не важно, кто ваш враг, — меч или идея. Сохраняя вес тела впереди, вы всегда будете готовы к атаке. И в тот самый момент, когда вы выберете цель, вы шагнете вперед и разрушите стратегию своего противника.

Предыдущая стратегия, гэцукагэ, предотвращала техники вашего противника мягко, окутывая его стратегию размытыми тенями лунной ночи. Татифуми но хэйхо больше похожа на тьму, сопровождающую большой шторм. Ваш противник не успеет понять, что происходит и что ему делать, как его лучшие планы разлетятся на осколки в самый момент своего зарождения. Поле боя становится темным как полночь, и он не в состоянии уловить ни малейшей возможности успешного действия. Это очень быстро уничтожит его кокоро.

Это превосходная стратегия. И хотя она обрела известность благодаря Му-саси и его книге «Го Рин Но Сё» («Книга пяти колец»), она также олицетворяет основную мысль таких агрессивных стилей боевых искусств, как итто-рю хэйхо и сётокан каратэ. Если вы хотите ограничиться изучением какой-то одной стратегии, то это должна быть именно татифуми; она ярче, чем любая другая хэйхо, иллюстрирует ценность самого основного правила сражения: атакуй, АТАКУЙ, АТАКУЙ!

КАГЭУГОКАСИ НО ХЭЙХО

Когда вы не можете разглядеть намерения своего врага, вы должны убрать тень, которая у вас на пути. Вы делаете это при помощи мисэкакэ, ложных движений. (Ложные движения — это техника, которая выглядит как настоящая, но выполняется не до конца.) Делая ложную атаку, вы вытаскиваете технику противника из тени, а затем, когда поймете ее, вы изобретаете технику, чтобы победить его.

Очень опасно просто выжидать, если вы не можете понять намерений противника. Это позволит ему атаковать тогда, когда он будет готов, и атака эта может оказаться слишком сильной, чтобы от нее уклониться. Используя мисэкакэ, вы сможете заставить его двигаться тогда, когда вы этого хотите, а не когда это будет нужно ему. И тогда вы будете безупречно уравновешенны и готовы отразить его атаку. А поскольку он двигается по вашему выбору, а не


по своему, то сила его атаки значительно уменьшится. И парировать ее будет еще проще.

Например, предположим, вы почувствовали, что стратегия вашего противника может задействовать мощное контрдействие в ответ на вашу атаку. В таком случае вы должны сымитировать мощную атаку. Затем, при относительно контролируемых условиях, вы сможете изучить природу его контрдействия, и когда вы поймете ее, то сможете организовать новую атаку, которая бы нейтрализовала это контрдействие.

Возьмем для примера каратэ. Сделайте несколько ложных выпадов маэгэ-ри. Если ваш противник демонстрирует тенденцию уклоняться вправо, используйте комбинацию маэгэри-мавасигэри. Эта техника начинается как классический удар ногой вперед посреди выполнения которого, вы резко разворачиваете бедра, и наносите круговой удар. Когда ваш противник уклонится в сторону, чтобы избежать, как ему кажется, еще одного прямого удара ногой, ваша стопа пойдет за ним по кругу.

Если ваш противник очень агрессивен и вы чувствуете, что его стратегия построена на атаке, выманите его. Покажите ему цель, но не пытайтесь контратаковать, просто сконцентрируйтесь на уклонении от его техники. Это даст вам возможность определить его скорость и пределы досягаемости. Затем вы сможете придумать подходящее контрдействие.

Каким бы ни был метод, как только вы добились успеха в использовании кагэугокаси, вы должны сразу же применить свое знание. Если вы замешкаетесь хоть на мгновение, у вашего противника появится время изменить свою стратегию. И вам придется начинать все снова.

И хотя эту хэйхо часто используют новички, большинство старших учеников не очень ее любит. Причина в том, что она может стать слишком негативной — излишнее ее использование приводит к тому, что вы начинаете слишком много танцевать вокруг и думать. А это, в свою очередь, создает слабый и защитный дух. Старшие предпочитают «напрячь живот», освободить сознание от всяких мыслей и сделать шаг прямо вперед с решительным ударом.

В бизнесе непонимание намерений конкурента — обычная проблема. Промышленный шпионаж — стандартное ее решение, но когда непроницаемая система безопасности делает его невозможным, нужно использовать кагэугокаси.

Например, если ваш конкурент готов начать новую рекламную кампанию, а вы не можете определить ее направление, то должны выманить его. Вы можете распространить ложные слухи о том, что видели его новую рекламу и заняты сейчас подготовкой контркампании. Это может заставить его выпус-


тить свою рекламу раньше времени. Затем, когда вы на самом деле увидите её,

вы сможете приступить к разработке подходящих контрмер. Тот факт, что ваш конкурент начал свою кампанию раньше срока, может показаться не таким уж большим преимуществом, но он теперь действует скорее по вашему графику, а не по своему. Это может быть и не так много, но все же лучше чем ничего.

В боевых действиях двух армий все обстоит точно так же. Если вы почувствовали, что готовится атака, но не можете точно определить откуда, сделайте что-нибудь, что заставило бы врага изменить свой график. Один из способов сделать это — устроить показное усиление своей обороны. Противник может решить, что если он хочет добиться успеха, то должен атаковать сейчас или никогда. (Это последнее соображение заставляет некоторых людей очень беспокоиться по поводу современной гонки вооружений.) И поскольку ваш противник будет атаковать немного раньше, чем намеревался, то сила его атаки будет несколько меньше.

Говоря просто, кагэугокаси но хэйхо — это стратегия, заставляющая вашего врага маршировать под звук вашего барабана. В общем-то, преимущества, которые она дает, минимальны. Однако в бою берешь все, что можешь взять.

КАГЭОСАЭ НО ХЭЙХО

Стратегия «придавливания тени» используется тогда, когда вам удалось раскрыть намерения своего врага. Эта хэйхо очень высокого уровня. Не ожидайте каких-либо значительных успехов в ней в течение первых двадцати лет практики.

Сущность кагэосаэ в том, чтобы сделать маленькое движение, которое заставило бы вашего противника изменить свою стратегию. Это вынудит его атаковать техникой, которая в списке его любимых стоит несколько ниже. Поскольку он, вероятно, будет не так искусен с альтернативной техникой, то у вас появится больше шансов противодействовать ей.

Когда вы почувствуете, что ваш противник собирается нанести вам удар в плечо, переведите свой меч в эту область и сделайте небольшой шаг вперед. Поскольку область его цели прикрыта и дистанция не совсем подходящая, он будет вынужден изменить свой план и приготовиться к другой атаке. Если похоже, что он собирается нанести вам удар в голову, резко наклонитесь вперед, когда он поднимает свой меч. Так вы окажетесь на несколько дюймов ближе к нему, и он будет вынужден сделать шаг назад, чтобы исправить маай. Когда он будет делать этот шаг, отклонитесь назад, снова нарушая маай1.

Подобные маневры настолько незначительны, что практически не видны. Если вы примените эту стратегию достаточно искусно, то ваш противник


может даже не понять, что происходит. Все дело в малейших изменениях стойки и дистанции. Если вы будете делать это постоянно, предвосхищая каждую его атаку на стадии подготовки, то бросите тень на его стратегию.

Какое бы движение вы ни использовали для предвосхищения атаки, оно должно быть безупречным. Если оно будет слишком маленьким, слишком запоздалым или каким угодно еще, то не сработает. Ваш противник решит атаковать, несмотря на изменение ситуации, даже если будет понимать, что результаты этой атаки будут далеки от оптимальных. Это превращает кагэосаэ в инструмент, приемлемый только для самых опытных стратегов.

Выбор времени реагирования очень важен для большинства стратегий; для кагэосаэ он имеет критическое значение. Правильное время для применения этой хэйхо — мгновение между решением вашего противника использовать определенную технику и его первым физическим движением в ее воплощении. Когда вам удается выполнить свое контрдействие именно в это мгновение, это называется сэнсэнтэ2. И хотя на первый взгляд может показаться, что для того, чтобы это сделать, необходимо уметь читать мысли, на самом деле это не так уж трудно.

Существует простое упражнение, которое необходимо практиковать, чтобы отточить кагэосаэ. Вы и ваш партнер садитесь лицом друг к другу. Вы оба поднимаете руки, как бы готовясь хлопнуть в ладоши. Полностью расслабьтесь, а затем, когда почувствуете, что ваш партнер вот-вот хлопнет, попытайтесь опередить его. Если у вас будет хоть малейшее физическое или ментальное напряжение, то вы никогда не переиграете его. Если вы слишком нервничаете, то будете хлопать произвольно, даже когда ваш партнер и не думает двигаться. Но если вы сможете полностью расслабиться и освободить свое сознание от всяких мыслей, то у вас не возникнет особых трудностей почувствовать малейшее изменение в своем партнере, которое подаст вам сигнал о его готовящемся действии.

Ваш партнер по тренировке ни в коем случае не должен относиться к этому упражнению как к соревнованию. Он должен держать сознание пустым, а затем вдруг подумать «хлопаю!» Он не должен пытаться обмануть вас. Если вы хлопнете, когда он и не собирался этого делать, он должен отрицательно покачать головой; когда вам на самом деле удастся опередить его, он должен утвердительно кивнуть. Таким сочетанием чистого намерения и моментальной ответной реакции он поможет вам сделать ваши тренировки гораздо более качественными.

В более продвинутой форме этого упражнения вы подносите правую руку к центру своей груди, а ваш партнер должен в произвольное время и в произвольном направлении хлестким движением как можно быстрее выбросить


ладонь вперед, а затем вернуть ее назад. Ваша задача в том, чтобы хлопнуть ладонью по его руке до того, как он вернет ее к центру своей груди. Поскольку он может выбросить руку в любую точку в переделах своей досягаемости, то вам будет очень сложно хлопнуть по его руке. Вы не должны пытаться компенсировать свою неспособность, наклоняясь вперед и стараясь достать его руку во время движения назад. А ваш партнер не должен выбрасывать руку в точку вне зоны вашей досягаемости. Как и в предыдущем упражнении, секрет кроется в полном физическом расслаблении и мусин.

Достичь определенного успеха в этом упражнении не такой уж большой подвиг. Но умение использовать эту способность в самый разгар схватки — это другое дело. На это потребуется много лет практики.

Вы можете наблюдать кагэосаэ в действии практически на каждом футбольном матче. Нападающая команда собирается вместе на совещание, и квотербэк объявляет следующую игру. Когда игроки расходятся по своим местам, то можно заметить определенный сдвиг в защите — они почувствовали, что произойдет дальше, и несколько изменили свое построение, чтобы оказать противодействие. Это заставляет нападающего квотербэка менять свою стратегию, в то время как его команда строится. Если защищающаяся команда снова поменяет построение, чтобы сорвать его планы, ему, возможно, придется изменить стратегию еще раз. Это может продолжаться до тех пор, пока квотербэк не объявит тайм-аут, чтобы посовещаться со своим тренером.

Чтобы использовать кагэосаэ в бизнесе, вы должны сорвать планы своего конкурента, пока они еще в стадии проектирования. Для примера возьмем автомобильную промышленность. Если вы узнаете, что ваш конкурент разрабатывает маленькие спортивные автомобили, сместите акцент в своей рекламной кампании на безопасность своих больших моделей при авариях или на просторность их пассажирских салонов. Это может заставить вашего конкурента задержать начало производства.

Когда командуете армией, смотрите за линию фронта врага и раскрывайте его планы. Если он приводит в боевой порядок свои войска на вашем левом фланге, быстро введите в эту зону дополнительные силы. Если он готовится к фронтальной атаке, совершите диверсионное нападение с фланга, чтобы заставить его переместить туда свои войска. Какими бы ни были его планы, действуйте быстро, чтобы сорвать его атаку до того, как она начнется.

Используя кагэосаэ, вы должны стараться делать движения как можно меньшими. Если гэцукагэ — это «тень луны», то кагэосаэ — это «тень тени». Ваш враг не должен понимать, что вы делаете; он должен впадать во все большее и большее смятение.


Отличной контрмерой против кагэосаэ является техника, выполняемая с духом сэкка но хэйхо. Поскольку вы атакуете из любого положения без подготовки, вы не даете своему противнику шанса оказать должное сопротивление. Очевидно, что обратное также верно. Чем дольше вы готовитесь, тем более уязвимы вы для кагэосаэ.

СИНКАГЭ НО ХЭЙХО

Синкагэ означает «тень духа» и представляет собой способ скрыть свои истинные намерения. Сущность этой стратегии в том, что вы используете одну технику, чтобы отвлечь своего противника, в то время как успешно проводите другую. Разница между этой стратегией и простым обманным движением в том, что когда вы используете синкагэ, то сохраняете действие своего первого движения. Обманное движение отвлекает вашего противника лишь на долю секунды; синкагэ может удерживать его внимание довольно долго.

Для примера рассмотрим базовую боксерскую стратегию: джэб в голову, а затем хук в корпус. Обычно это выполняется как два отдельных движения — левая рука, наносящая джэб, отводится назад в момент, когда правая рука наносит хук в корпус. Чтобы применить синкагэ в этой комбинации, не отводите назад левую руку. Сначала выполните джэб левой рукой в голову. Затем, когда противник его блокирует, надавите на его блокирующую руку своей левой рукой. И когда он инстинктивно начнет сопротивляться вашему давлению, не ослабляя давления левой рукой, правым кулаком нанесите хук в корпус.

Синкагэ но хэйхо — это не просто физическое отвлечение внимания. Это правда, что вы вяжете блокирующую руку противника, что облегчает успешное проведение второй техники; но гораздо более важно, что на какое-то мгновение вы переключаете его сознание с нападения на защиту. В самый первый момент, когда вы начинаете оказывать давление, его сознание должно переключиться с вашего тела на его собственную руку. И он не заметит вашего хука справа до тех пор, пока не получит его.

Вы можете делать похожие приемы, когда фехтуете; не отводите свой меч после того, как противник блокирует ваш удар. Вместо этого жестко надавите вниз. Затем, когда противник усилит сопротивление, нанесите удар ногой в пах.

Для того чтобы использовать эту стратегию с армией, используйте половину своих боевых сил для атаки одного края вражеской линии. В сражении такого рода фланговые войска будут тратить больше всего энергии из-за своих больших передвижений. Они должны атаковать врага и вцепиться в него


 

Когда ваш противник атакует ударом уракэн, блокируйте его левой рукой.

мертвой хваткой. Время от времени их можно поддерживать, в то время как их товарищи обходят врага с другого края, нанося удары по всем возможным целям.

Цель синкагэ в том, чтобы поймать в ловушку сознание противника. При нормальном режиме ведения боя он концентрируется на том, чтобы атаковать вас. Его сознание сфокусировано на цели, то есть на вашем теле. Но когда вы применяете синкагэ, внимание противника моментально фокусируется на какой-то отдельной части его тела, в то время как все остальные части становятся крайне уязвимыми.

Синкагэ работает лучше всего против не очень опытного соперника. Противника высокого класса очень трудно отвлечь из-за его сильной ментальной дисциплины.

МЭЦУКЭ НО ХЭЙХО

Мэцукэ — это точка, на которой сфокусирован ваш взгляд. У этой стратегии есть множество практических применений.

Когда вы сталкиваетесь с другим фехтовальщиком, вы не должны смотреть прямо на него. Не надо также смотреть и на его меч. Войдя в состояние мусин, расфокусируйте взгляд и смотрите на противника так, как будто он очень далеко от вас — смотрите сквозь него куда-то вдаль.

Используя глаза таким образом, вы сильно разовьете свое периферийное зрение. Чтобы убедиться в этом, сфокусируйте взгляд на одной точке и проверьте, насколько далеко в сторону вы видите, не сдвигая зрачки. Теперь расфокусируйте взгляд и проверьте снова. Ваше поле зрения должно стать значительно шире. Вы можете увеличить его еще больше, если будет смотреть вниз под небольшим углом. Это будет иметь огромное значение при столкновении с несколькими противниками — вы сможете видеть, что они все делают, не двигая глазами.

В индивидуальном бою смотрите вперед сквозь тело противника, сквозь его солнечное сплетение. Это позволит вам моментально заметить любое движение как его рук, так и ног. И самое главное, вы сможете заметить движение его бедер, что позволит угадать главную атаку. Это последнее обстоятельство имеет огромное значение, поскольку оно позволит вам определить, насколько далеко ваш противник собирается продвинуться вперед в своей атаке. Есть прекрасное упражнение для отработки этого, хорошенько его изучите.

Станьте в естественной стойке лицом к своему партнеру по тренировке. Установите такой маай, чтобы партнер, вытянув руку, мог кончиками пальцев дотронуться до вашей груди. Затем он должен сделать шаг вперед и вытянуть


руку так, чтобы дотронуться до вас. Когда он будет это делать, вы должны сделать шаг назад, но сохранить при этом маай. Когда вы отступаете, соразмеряйте длину своих шагов с длиной шагов вашего партнера таким образом, чтобы после остановки движения он мог дотронуться до вашей груди, так же как и в начале только кончиками пальцев. Чтобы сделать это упражнение более интересным, ваш партнер каждый раз должен варьировать длину своего шага.

Если ваше мэцукэ правильно, то вы обнаружите, что, заметив его начальное движение бедер, вы легко можете предугадать длину его шага — большому шагу всегда будет предшествовать мощный разворот бедер. Ценность такой способности определять дистанцию очевидна. Если вы знаете, насколько далеко шагнет ваш противник, то сможете занять позицию для мощной контратаки еще до того, как он завершит свою атаку. (Это форма видения сквозь тень.)

Когда используете этот метод ночью, смотрите в сторону от своего противника, а не сквозь него. Центр вашего глаза заполнен рецепторами цвета, а края содержат в основном сенсоры интенсивности. Наблюдая за противником боковым зрением, вы лучше воспринимаете его движения. Но, поскольку эта техника уменьшает количество информации о зоне боевых действий, то использовать ее нужно осторожно.

Два типа зрения, видение и ощущение, называются кэн и кан. Между ними существует как физическая, так и философская разница.

Когда вы смотрите на противника при помощи кэн, всегда будет возникать двойственность — вы видите его. Это не дает вам быть объективным в отношении сражения — как только ваши глаза фокусируются на цели, то же самое делает и ваше сознание. Тем самым вы так же уверенно загоняете себя в ловушку, как если бы просто вошли в клетку. Однако если вы ощущаете, а не смотрите, то вы освобождаете свой дух. Когда вы смотрите куда-то вдаль, ваш противник становится еще одним предметом в вашем поле зрения, не более важным, чем любой другой.

Такуан, знаменитый мастер дзэн-буддизма, подробно обсуждал это в серии своих писем, которые известны всем ученикам фехтования3. Суть его учения заключалась в том, что мастер меча никогда не должен позволять своему сознанию останавливаться в какой-то одной точке; сознание должно струиться сквозь события сражения, как ветер сквозь лес.

Когда вы (физически) расфокусируете взгляд и посмотрите вдаль, ваше сознание также будет расфокусировано. Поскольку ваше мэцукэ не находится где-то конкретно, то ваше сознание также не прибывает в каком-то конкретном месте. В этом состоянии вы можете свободно перетекать от одной цели к Другой без всяких пауз.


Чтобы почувствовать, что такое расфокусированное состояние, выберите у себя на столе две точки на расстоянии двух футов одна от другой. Сначала сфокусируйтесь на той точке, что справа от вас, и дотроньтесь до нее. Затем сместите фокус на точку слева и тоже дотроньтесь до нее. Сделайте это как можно быстрее. Это иллюстрирует неправильный подход к достижению


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow