Грустный факт заключается в том, что когда вы держите врага, он тоже держит вас. Вы не можете обездвижить противника, не обездвижив самого себя, а в открытом бою это фатально

Первоначально осаэ предназначалось для того, чтобы ограничить движения врага. После того как это достигалось, с ним можно было разделаться, не подвергаясь особой опасности. Держать противника рядом с собой как источник постоянной опасности — это довольно странная концепция, если взгля-туть на нее объективно.

Вы всегда должны рассматривать различные стратегии контроля врага в их правильном контексте. Вашей конечной целью является уничтожение против-ника; ограничение его движения — это всего лишь средство достижения цели. После того как вы обуздали его, вы должны продолжать двигаться к цели, не ослабляя давления. Если вы расслабитесь хоть на мгновение, вам придется все начинать сначала.


МАКУРА ОСАЭ НО ХЭЙХО

Макура осаэ означает «прижимание подушки». Это стратегия получения контроля над противником путем ограничения подвижности его головы. Поэтичное название этой техники может ввести в заблуждение того, кто не знает, что японская подушка намного меньше и жестче западной. Эта хэйхо не должна восприниматься как мягкая или щадящая. Если вы будете удерживать голову противника на месте так же плотно, как японская подушка, то сможете контролировать все его тело.

В ближнем бою невозможно иммобилизовать все тело противника обычными методами. Вы не можете одновременно контролировать его руки, ноги и туловище. Однако, зафиксировав его голову, вы можете очень сильно ограничить движения всего остального тела.

Чтобы убедиться в этом, нанесите удар кулаком по воображаемой цели. Вложите как можно больше силы в свой удар, используйте движение бедер и плеч. Теперь посмотрите, насколько жестко вы можете ударить, если ваша голова будет плотно прижата к стене. Даже если ваша голова будет находиться в самом выгодном положении, вы обнаружите, что сила вашего удара заметно уменьшилась. Это пример базовой теории, лежащей в основе макура осаэ.

Сражаясь на близкой дистанции, давите снизу вверх на подбородок противника. Когда его голова уйдет назад, он станет слабее и не сможет свободно двигаться. Поскольку его зона досягаемости и сила ограничены, вы сможете спокойно ударить или бросить его.

Когда фехтуете, удерживайте голову противника внизу непрерывной серией ударов. Нацельте очень мощный удар врагу в голову. Если он отпрянет назад, следуйте за ним, непрерывно нанося град ударов, нацеленных в голову, заставляя противника держать ее опущенной вниз. Из этого положения он не сможет достаточно эффективно ни атаковать, ни защищаться. Вы можете создать похожую ситуацию серией колющих ударов в направлении глаз.

Вы также можете иммобилизовать голову человека, и соответственно все его тело, зафиксировав его мэцукэ. Медленно водите кончиком своего меча, пока он не притянет взгляд противника, затем медленно уменьшайте движение меча. Когда вы в конце концов перестанете двигать мечом, голова противника также перестанет двигаться. Если вы будет использовать эту стратегию против робкого и не уверенного в себе противника, то он просто застынет на месте.

(Это, возможно, было первоначальной целью того, что известно как военная парадная стойка. Гораздо легче контролировать человека, когда он стоит навытяжку, чем когда он расслаблен.)


 

Голова армии — это ее командир. Поэтому атака армии должна быть скоординирована с диверсионным нападением на командный пункт. Если командующий армии вынужден (буквально) держать голову опущенной, то он не сможет свободно маневрировать своими войсками, чтобы оказать противодействие. Давление на вражеский командный пункт начинается до основной атаки и продолжается до тех пор, пока враг не будет разбит.

Такая же стратегия может быть использована и в бизнесе. Захват корпо-

рации должен быть скоординирован с атакой на личное состояние ее президен-та. Это не позволит ему уделить все свое внимание положению дел в своей корпорации.


Когда используете макура осаэ но хэйхо, вы должны иметь в виду тот факт, что только ограничиваете подвижность своего противника, но не обездвиживаете его полностью. Поэтому он будет пытаться вырваться, а значит попытается вас атаковать. Но если вы крепко зафиксируете его голову, то сила его ударов будет настолько незначительной, что вы просто сможете их проигнорировать.

КУДЗУСИ НО ХЭЙХО

Кудзуси — это действие, цель которого — сломать стойку противника. Вы наблюдаете за линией его плеч и не даете ей принять горизонтальное положение. Если вам это удастся, то сила и подвижность вашего противника будут значительно уменьшены.

Чтобы увидеть эту стратегию в действии, попросите своего партнера по тренировке принять крепкую стойку и попытайтесь сдвинуть его с места. Если у него действительно хорошая стойка, то вы обнаружите, что сделать это довольно сложно. Теперь измените линию его плеч — попросите приподнять одно плечо на дюйм выше другого. На этот раз ваша задача будет значительно легче — даже с помощью небольшого усилия вы сможете сдвинуть вашего партнера в любую сторону, в какую только пожелаете.

В дзюдзюцу броску всегда предшествует кудзуси. Сначала вы толкаете, тянете или поворачиваете своего противника, добиваясь, чтобы линия его плеч сломалась, а затем бросаете его. Выполнить бросок без этого действия в лучшем случае будет очень сложно, а обычно просто невозможно.

Когда вы фехтуете, то иногда выполняете ложные действия, мисэкакэ, чтобы открыть определенную линию атаки. Делая это, следите за тем, влияет ли ваше мисэкакэ на линию плеч вашего противника. Если нет, то любая последующая атака, вероятнее всего, провалится.

Во время соревнования по каратэ атакуйте техниками, нацеленными в голову или пах противника, и наблюдайте за его плечами, когда он блокирует. Если он поднимает или опускает плечи вместе с блокирующей рукой, то тем самым ослабляет всю свою стойку. Другими словами, он применяет кудзуси к самому себе. Наблюдайте за его плечами внимательно и атакуйте, как только он начнет двигаться.

Обычно когда вы хотите применить кудзуси, то сталкиваетесь с тем, что сделать это напрямую очень сложно. Как правило, для успешного применения этой стратегии требуется определенное сочетание сил. Вместо того чтобы пытаться сдвинуть плечи противника простым вращением или рывком, вы должны использовать вращение и рывок одновременно. Когда вы прикладываете


силу вдоль сложной, изогнутой в пространстве линии, то противнику гораздо сложнее сопротивляться.

Когда вы имеете дело с отдельным человеком, то контролировать линию его плеч довольно просто. Но не все сражения ведутся с одним человеком.

Когда вы изучаете конкурирующую фирму, то должны воспринимать ее

главные отделы как плечи. Если вы хотите ослабить фирму, заставьте ее напра-

вить часть её денежного оборота на расширение производственных помещений,

Ещё одна возможность— это заставить ее тратить наличные деньги на дополнительную рекламу. Любая из этих диверсий равносильна воздействию на

линию плеч отдельного человека.

В любой армии должно быть равновесие между силами резерва и войсками на линии фронта. Если резервный корпус слишком велик, то действующих солдат будет недостаточно для того, чтобы организовать наступление. С другой стороны, если силы резерва будут слишком маленькими, то нельзя будет вести эффективную оборону.

Очевидный способ ослабить армию — это разбить ее боевые части. Но иногда это требует больших затрат. Менее прямой путь — заставить врага укреплять другие части своей армии, не боевые. У вашего противника ограниченное количество людей и средств, которые он может использовать, поэтому, усиливая одну часть армии, он тем самым ослабляет другую. Проще говоря, чем больше людей за пишущими машинками, тем меньше у орудий.

Кудзуси но хэйхо — это отличный пример правильного использования осаэ. Оно используется только как средство, подготавливающее почву для вашей главной стратегии. Это означает, что ваши контролирующие и побеждающие стратегии должны быть так тесно сплетены, чтобы со стороны они выглядели как одно целое. Фактически, во многих школах кудзуси не преподается как отдельная стратегия; она всегда преподносится как составная часть техники. Такой она и должна быть.

СЁСОЦУ НО ХЭЙХО

Армия состоит из сёсоцу, подчиненных. Эта стратегия учит тому, что если вы будете воспринимать своего противника не как врага, а как подчиненного, то сможете отдавать ему приказы.

Например, если ваш противник поднимает руку, чтобы нанести вам удар, посмотрите на него с раздраженным видом и скажите: «Прекрати это!» Затем, когда он застынет на мгновение в замешательстве, ударьте его несколько раз подряд.


Полицейские офицеры знакомы с этой стратегией очень хорошо. Когда офицер попадает в опасную ситуацию и кричит: «всем к стене!», все это делают, потому что он относится к ним как к своим войскам. Полицейские называют это командным присутствием, что является еще одним проявлением айки.

Используя эту стратегию, никогда не прибегайте к угрозам. Никогда не говорите: «Сделай, а не то...» поскольку это предполагает, что ваш враг может не подчиниться вам.

Вероятно, у вас был опыт, когда вам говорили что-то сделать, и вы, сделав это, сами удивлялись: «С какой стати я это сделал?» Вы подчинились, потому что человек, который отдал вам приказ, был уверен, что вы его выполните. Сказать «ты это сделаешь» можно двумя совершенно разными способами. В первом случае вы говорите так, как будто это бесспорный факт, а во втором — как будто всего лишь надеетесь, что это произойдет. И именно эта разница является ключевой в этой стратегии.

Команды отдаются не обязательно вербально. Когда вы сталкиваетесь лицом к лицу с врагом, стойте во весь рост и двигайтесь прямо на него. Если вы будете уверены в том, что он отступит, то он так и сделает. В этом случае вы приказываете ему своей позой. (Это будет вариантом котику но хэйхо.) Когда вы приказываете противнику своей позой, не принимайте никаких боевых стоек, особенно оборонительного характера. Это будет означать, что вы думаете о том, что он может не отступить.

С самого детства человека учат подчиняться авторитетам. Сёсоцу лишь использует то, что уже заложено в человеке. Если применить ее правильно, то она минует взрослый интеллект вашего противника и окажет воздействие на центр детских эмоций. Вы думаете о своем враге как о маленьком ребенке и идете прямо на него, зная, что он не посмеет оказать вам сопротивление. Не просите его, просто прикажите своей позой или голосом.

Эта стратегия — то, что связует воедино большие армии. Маленькие элитные части атакуют благодаря своему esprit de corps (кастовому духу, чести мундира); большие формирования атакуют потому, что им приказали это сделать. Находясь в меньшинстве и будучи гораздо хуже вооруженным, офицер вынужден полагаться только на сёсоцу. Он должен отдавать приказы, особенно непопулярные, не задумываясь о том, что их могут не выполнить. В противном случае катастрофа неминуема. Сёсоцу не работает против хорошо организованной группы, поскольку их коллективная воля намного сильнее, чем ваша индивидуальная. Чтобы приказывать такой группе, вы сначала должны превратить ее в толпу. И тогда вы сможете относиться к толпе так, как будто это один человек с очень низкими умственными способностями.


Хорошо тренированная группа сражается как единое целое, причем никто из группы не думает о своих товарищах — они тренировались вместе так долго, что заранее знают реакцию друг друга на ту или иную ситуацию. Это позволяет каждому члену группы сфокусировать свое внимание на цели. Чтобы разрушить эту сплоченность, заставьте их больше думать друг о друге.

Один из способов разорвать связь между членами группы — сконцентрироваться на одном человеке. Ударьте его так, чтобы он упал на одного из своих товарищей по команде. Когда это произойдет, другие члены группы начнут беспокоиться о том, как бы не споткнуться об упавшего, а не о нападении на вас. Как только вы почувствуете недостаток скоординированности в группе, начните выкрикивать приказы. Это вызовет еще большее замешательство, которое позволит вам сбить с ног еще несколько человек.

Сёсоцуинвз&йхо — это секрет того, как получить хорошее обслуживание в любом бизнесе. Если ваше поведение будет говорить о том, что вы и предста-вить себе не можете, что получите что-нибудь, кроме самого лучшего, то, как

правило, вы будете получать первоклассное обслуживание. Это должно быть неподдельное чувство уверенности в себе; если вы будете вести себя оскорбительно и пренебрежительно, то персонал найдет способ поквитаться с вами.

Это стратегия, к которой вы придете в будущем. С возрастом она будет становиться все совершеннее. Молодые люди могут быть быстрыми и сильными, но вы редко увидите, чтобы у кого-нибудь из них была достаточная для этой хэйхо сипа воли.

Хисиги но хэйхо

Когда вы вступаете в поединок, вы должны делать это с желанием полностью уничтожить своего врага; простого желания победить недостаточно. Это не означает, что вы должны всегда уничтожать своего врага. Но каждая ваша техника должна быть выполнена с таким намерением.

Основная максима искусства каратэ: «Один удар, одна смерть». Практикующий это искусство уверен в том, что если ему приходится бить человека больше одного раза, то он делает что-то не так. И дело тут не в каких-то секретных болевых точках; это чистая, беспримесная сила. Каратэка не пытается причинить боль; он даже никогда не думает о боли. Он просто концентрируется на переламывании костей.

Даже когда вы занимаетесь в додзё среди друзей, вы должны делать это с хисиги. Бейте со всей силой, а затем останавливайте свой удар в сантиметре от цели. Потратьте какое-то время на разбивание досок и кирпичей. Любая другая тренировка — всего лишь игра; она никогда не научит вас Пути Стратегии.


Стиль мышления имеет инерцию. Вы не можете годами мыслить мягко, а затем неожиданно изменить образ мысли, когда возникнет необходимость. Практика не делает вас совершенным; она делает вас постоянным.

Во многих странах существует закон: когда вас атакуют, вы можете только защищаться. Вы не можете наказать нападающего. Вы можете не дать ему себя ударить, но не можете травмировать его больше, чем это необходимо. Такие законы, конечно, морально возвышены, но они явно были созданы людьми без какого-либо боевого опыта. В бою нет места морали. Всякий, кто пытается драться согласно набору правил, более ограниченному, чем набор правил противника, действует в заведомо проигрышных условиях.

Битва, которая ведется по правилам, по определению является спортом. Это хорошо до тех пор, пока вы получаете от этого удовольствие. Когда же вы перестаете развлекаться, наступает время отбросить правила и сконцентрироваться на уничтожении врага. На самом деле, если подходить к столкновению со стратегией хисиги, то многие драки были бы прекращены еще до своего начала. Если ваш противник очень зол и хочет причинить вам боль, то он, вероятно, будет согласен с тем фактом, что тоже может пострадать. Но если он почувствует, что вы хотите уничтожить его, то это совершенно изменит его настрой. И если мысль о травме не пугала его, то мысль о смерти может моментально охладить его пыл.

Эта стратегия часто используется на соревнованиях по бесконтактному каратэ. Все смертельно опасные удары останавливаются перед самым контактом. И хотя травмы случаются довольно часто, они все случайны. Выходите на площадку, излучая ауру смерти и разрушения. Это приведет противника в замешательство и иммобилизует его дух. Он вступает в соревнование, чтобы бороться за трофей. Теперь же он сталкивается с перспективой бороться за жизнь. И даже если рациональная часть его сознания говорит ему, что нет никакой опасности, что он защищен правилами, его первобытная часть не так уж в этом уверена. Она хочет выжить. И поэтому он занимает оборонительную позицию еще до того, как начинается матч. Он больше не думает о том, чтобы победить, теперь он хочет лишь одного — выжить. С таким отношением он, возможно, сможет выжить, но никогда не сможет победить.

Хисиги но хэйхо — это не нечто вещественное, это осознание реальности войны. Милосердие — это нечто, даруемое победителем. О нем никогда не следует думать до или во время битвы. Сначала победите. Потом, и только потом, размышляйте, что делать дальше.


Глава 18

Сутэми: самопожертвование

Б

ольшинство людей уверено в том, что стремление выжить — это естественный инстинкт. Поэтому вы можете предположить, что ваш противник будет ожидать, что вы попытаетесь выжить в сражении. Если вы сможете подавить свое стремление выжить, то это может оказаться кратчайшим путем к победе. Очень редко человек способен атаковать путем, явно ведущим к его собственному уничтожению. Если вы будете в состоянии это сделать, то, возможно, настолько шокируете своего врага, что он без сопротивления отдаст вам победу.

СУТЭМИ НО ХЭЙХО

Стратегия самопожертвования применима в большинстве типов сражений. В основном она требует, чтобы вы были готовы получить незначительное ранение ради того, чтобы нанести тяжелое своему врагу. Ключевой фактор в любом сутэми — выносливость; вы должны быть в состоянии, получив травму, продолжать действовать достаточно хорошо, чтобы наносить урон противнику.

На соревнованиях по дзюдо ваша цель — бросить своего противника на татами. Он пытается сделать то же самое с вами, поэтому вы должны одновременно сопротивляться тому, чтобы вас бросили. В такой ситуации вы можете прибегнуть к сутэми-нагэ, «бросок самопожертвования».

Когда вы используете сутэми-нагэ, вы не бросаете своего противника; вы бросаете самого себя. Когда вы это делаете, держите своего противника таким образом, чтобы он был вынужден упасть вместе с вами. Тот факт, что вы делаете нечто настолько неожиданное и настолько противоречащее нормальной стратегии соревновательного дзюдо (бросать, а не быть брошенным), во


многих случаях позволит этой технике сработать там, где другие техники никогда не сработали бы. К тому же, поскольку вы готовы к падению, а ваш противник нет, вы справитесь с ударом о татами лучше него.

Существует несколько техник дзюдо, которые попадают под общее название сутэми-нагэ. Простейшая из них состоит в том, что вы просто хватаете своего противника за рукава и бросаете самого себя назад под острым углом. Вы приземляетесь на спину, а он влетает головой в татами. (Вот почему во многих школах сутэми вадза преподают только старшим ученикам — они лучше умеют справляться с падениями. Новички часто не в состоянии среагировать достаточно быстро, чтобы безопасно уйти от этого броска.)

Сутэми очень широко используется в военных действиях. Причина этого в том, что такие войны ведутся большей частью мобилизованными из гражданского населения войсками, а эти люди недостаточно тренированны для того, чтобы быть эффективными убийцами. Но поскольку для того, чтобы умереть, никакой тренировки не требуется, то они идеально подходят для техник самопожертвования.

Когда командующий использует сутэми, он должен внимательно взвесить все факторы. Недостаточно просто нанести противнику больший урон; важно, чтобы последствия его потерь были более серьезными, чем последствия собственных потерь. Сбить два вражеских самолета ценой двух своих самолетов — это хорошая пропорция, если, конечно, вражеские военно-воздушные силы не превосходят ваши в три раза.

Ментальная подготовка является важной частью любого сутэми. Если вы будете готовы к боли, то она окажет гораздо меньшее воздействие на вас, чем если она возникнет неожиданно. Вот почему необходимо сообщать полевым командирам о предполагаемых потерях в предстоящей операции. Если генерал посылает своих полевых командиров в бой без такой информации, то тяжелые потери могут заставить их остановиться и тем самым сорвать весь план сражения.

Старшие ученики часто используют сутэми но хэйхо. Основная причина в том, что они обладают достаточной ментальной дисциплиной для того, чтобы выполнить ее успешно. Во-вторых, благодаря своему опыту они могут быстро оценить ситуацию. Это позволяет им быстро принять решение, игнорируя опасность прорываться с атакой вперед. Наконец, они были ранены достаточно много раз, чтобы потерять страх перед болью. (Отличный пример — профессиональные игроки в футбол. Они часто играют с такими травмами, которые уложили бы обычного человека в больницу.)

Сутэми — это еще одна стратегия из разряда все-или-ничего. Если она срабатывает, то вы побеждаете; если она не срабатывает, то вы оказываетесь в


таком плохом положении, что практически ничего не можете сделать, чтобы избежать поражения. Люди, которые в состоянии применять эту стратегию, — очень опасные люди. Отставляя все мысли о личной безопасности, они думают лишь о победе. О многих великих бойцах говорили: «Единственный способ остановить его — это убить». Если же боец овладел искусством сутэми, то и убийства может оказаться недостаточно.

АЙУТИ НО ХЭЙХО

Айути, «одновременный удар», технически очень прост. Когда ваш противник делает шаг вперед, чтобы нанести вам рубящий удар сверху вниз, вы делаете то же самое. Как видите, ничего особенно сложного в этой стратегии нет. Однако она требует, чтобы скулящий маленький зверек в вашей душе стал храбрым. Это может оказаться проблемой.

Айути означает прыжок вперед навстречу своей собственной смерти с одновременным убийством своего врага. Вы не просто принимаете смерть, вы жаждете ее. Существует старая история, которуючасто рассказывают в додзё...

Однажды, много лет тому назад, одного мастера чайной церемонии1 вызвал на поединок бродячий фехтовальщик. Мастер чайной церемонии ничего не знал о мечах, поэтому он пошел за советом к своему другу, мастеру меча. Мастер меча выслушал его и сказал, что из-за своего социального положения мастер чайной церемонии не может отказаться от дуэли, на которой наверняка погибнет. Однако мастер меча предложил дать мастеру чайной церемонии некоторые базовые наставления, если тот приготовит ему в последний раз чай.

Мастер чайной церемонии согласился и начал свое дело. Чайная церемония — ритуал величайшей красоты, требующий глубокой концентрации. Как только мастер погрузился в этот ритуал, то забыл обо всех своих проблемах. Его тело стало расслабленным, а сознание спокойным, как глубокий водоем.

Его друг, внимательно наблюдавший за ним, неожиданно выкрикнул: «Есть! Действуй так, как действуешь сейчас. В практике нет никакой необходимости. Когда начнешь поединок, просто подними меч над головой и представь, что готовишь чай. Когда он будет атаковать, закрой глаза и мощно руби вниз. Вы оба будете мертвы, но это будет прекрасно».

На следующее утро мастер чайной церемонии сделал все так, как ему было сказано. Придя в назначенное место, он освободил свое сознание от всех мыслей о выживании и спокойно начал подвязывать рукава2. Затем он взял свой меч и спокойно устремил взгляд вдаль. Бродячий фехтовальщик, увидев его, немедленно извинился и отказался от дуэли.


Это прекрасная история, и ее пересказывали в школах фехтования на протяжении многих веков. Мастер чайной церемонии, хоть и не был тренирован в боевых искусствах, проявил основное качество опасного человека. Опасный человек готов быть раненым, ради того чтобы ранить, и готов быть убитым, ради того чтобы убить. Это часть кокоро — ментального состояния мастера фехтования. Это состояние должно быть чем-то большим, чем просто видимость, поскольку опытный противник легко может отличить реальность от видимости. Если самое важное для вас — уничтожение врага, то вы опасны. Если вы больше беспокоитесь о своей личной безопасности, а не о победе, то вы жертва.

Философия, лежащая в основе айути, сформулирована в «Хагакурэ»3. «В ситуации «или/или» без колебаний выбирай смерть». Большинству западных людей не так-то просто понять эту философию, тем более принять ее. Это то, что лишает большинство учеников какой бы то ни было надежды когда-либо стать мастерами фехтования.

Айути всегда считалась конечной стратегией во многих рю. Она требует, чтобы вы бросились со своей атакой прямо в зубы атаки противника. Вы не пытаетесь отразить его меч или уклониться от удара — вы просто концентрируетесь на том, чтобы уничтожить его. Если его дух слаб, то он отпрянет назад и окажется зарубленным; если он смел, то вы оба окажетесь зарубленными. В любом случае, он будет зарублен.

Похожее действие иногда можно наблюдать на соревновании по традиционному каратэ. Здесь вы не увидите никаких тычков и маневров, характерных для западных матчей по боксу. Два человека готовятся к бою и спокойно изучают друг друга. Когда один из них замечает суки, то сразу же атакует4. Его атака не будет сложной. Типичная атака представляет собой линейную технику, направленную вдоль центральной линии. Человек, на которого направлена эта техника, не будет пытаться уклониться от нее. Как только он почувствует движение, он начнет свою атаку, более мощную и более быструю.

В результате на какую-то долю секунды вспыхивает война нервов. Если кто-нибудь из них дрогнет, то он проиграет. Если ни один не дрогнет, то обоих унесут. В любом случае эту стратегию очень уважают бывалые мастера. (Всякий раз, когда молодые начинают слишком много блокировать и уклоняться, от этих стариков можно услышать в их адрес комментарий: «Кишка тонка».)

Обычный пример айути в бизнесе — это война цен. Опуская свои цены ниже уровня себестоимости» вы надеетесь вытеснить своего конкурента из бизнеса. Здесь опять же ключам является выносливость. Бизнесмен, который готов подобным образом поставить на карту все, что у него есть, либо одержит великую победу, либо потерпит великое поражение. Он заставляет своих более


Готовность умереть дает стратегу огромное преимущество в бою. Даже очень агрессивный противник, вероятно, задействует в своей атаке только 90 процентов своего духа; остальные 10 процентов беспокоятся о выживании. Когда вы овладеете айути но хзйхо, вас больше ничто не будет сдерживать — все ваше существо будет полностью отдано атаке. Помимо чисто физических преимуществ, это сломит боевой дух вашего противника. Вероятнее всего он подумает: «Выпустите меня отсюда. Этот парень ненормальный!» И как только он начнет так думать, он сразу же превратится в живой труп.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Японская чайная церемония, тя но ю, в высшей степени стилизованна.

Каждое движение выполняется в соответствии с жестким набором правил. Мастеров этого искусства очень уважают за ментальную дисциплину и спокойствие.

2. Если у самурая перед боем было время, он подвязывал рукава кимоно,
чтобы они не мешали во время сражения. Это действие называется
тасуки. Для этой цели в одном рукаве носили специальный отрезок
матерчатой веревки.

3. Книга «Хагакурэ» была написана Ямамото Цунэтомо (1659—1719) в 1716

году. Самая знаменитая строка этой книги: «Я постиг, что Путь Самурая — это смерть».

4. Много лет назад состоялось знаменитое соревнование, которое закончи-

лось ничьей, поскольку ни один из бойцов — они считались на тот момент лучшими в Японии — не смог обнаружить суки.


Глава 19

Кэйкаку: Планирование

С

ражение — дело инстинкта; человек, размышляющий по ходу сражения, умирает. Однако это не означает, что в искусстве войны нет места анализу. Бывают случаи, когда перед боем есть время подумать. Ключевое слово здесь — перед. Это время планировать.

Если время позволяет, вы должны внимательно изучить как врага, так и местность. Затем вы сможете сделать логический выбор нескольких стратегий, которые могут оказаться подходящими в предстоящем сражении. Вы никогда не должны привязываться к какой-то одной стратегии, поскольку сражение редко разворачивается в соответствии с планом. Лучше всего выбрать несколько хэйхо различного стиля. И тогда, если ситуация потребует одной из них, вы моментально примените ее.

Выбирайте различные стратегии без желания их использовать. Просто спокойно просмотрите их в своем сознании. Когда вы будете это делать, ваше тело будет инстинктивно напрягать соответствующие мышцы, готовясь к действию. Преимущество такого просмотра может быть незначительным, но оно также может составить разницу между победой и поражением.

Мгновения перед битвой очень тонкие по содержанию, и если вы не будете внимательны в это время, то можете проиграть сражение еще до того, как оно начнется. Абсолютно необходимо, чтобы вы каждую секунду использовали теорию ин-ё. Рассматривайте врага, себя и ситуацию как единое космическое событие. Если вы позволите дуальности пробраться внутрь, то ваш дух ослабеет. И если это произойдет, то вы начнете думать больше о спасении себя, а не об уничтожении противника.

Используя теорию ин-ё, вы не осознаете себя как индивидуальность. Ваш враг становится продолжением вашей техники, а поле боя сценой, а не местом опасности. Когда вы видите лицо противника, представляйте себе его прижатым к вашему кулаку. Когда видите его тело, сформируйте мысленный образ


этого тела, пронзенного вашим мечом. Изучая поле битвы, представьте его продолжением ступней ваших ног — когда вы переставляете ноги, ваше тело остается неподвижным, а земля движется. Выбирайте ту стратегию, которая объединит все эти элементы в единое целое.

Если мыслить подобным образом, то битва перестает быть чем-то ужасным. Вместо того чтобы бояться ее, вы охотно ее ожидаете. Как можно бояться, если вас вообще там нет?

ДАЙСЁ НО ХЭЙХО

Дайсё, «большое и маленькое», — это простое название очень важного принципа сражения. У него есть два значения. В узком смысле он означает, что вы не должны использовать техники короткого меча в ситуации длинного меча (и наоборот). В широком смысле он означает, что вы никогда не должны чрезмерно беспокоиться о мелких событиях.

До Реставрации Мэйдзи1 самураи носили два меча. Как уже объяснялось раньше, длинный меч, катана, был основным видом оружия и носился только вне помещения. Короткий меч, известный как вакидзаси, был предназначен для ближнего боя и оставался за поясом постоянно2. Сочетание этих двух видов оружия называлось дайсё.

Между техниками, предназначенными для каждого из этих двух мечей, существует большая разница. Из-за большого веса, с катана обращаются в широкой, открытой манере, держа его обеими руками. (Для катана существует всего несколько техник, которые предусматривают хват одной рукой, да и то они не пользуются большой популярностью, так как удар одной рукой получается недостаточно точным.) Вакидзаси, лезвие которого имеет от двенадцати до двадцати дюймов в длину, достаточно легкий; им можно без труда работать одной рукой, и техники, связанные с ним, используют это. Физические различия между длинным и коротким мечами являются причиной философских различий между стратегиями, их использующими. Стратегии для катана ассоциируются с сильным и агрессивным духом. И наоборот, техники маленького меча формируют защитный дух. Поэтому многие инструктора запрещают своим ученикам использовать техники короткого меча первые десять или двадцать лет.

Стратегически, вы используете длинный меч для больших ситуаций и короткий меч для маленьких ситуаций. Большие ситуации представляют собой конфликт, в котором вашей жизни угрожает опасность — поэтому вы мыслите очень широко и вашей целью является полное уничтожение противника. В более мелких ситуациях, таких как, например, столкновение с пьяным на


вечеринке, вы мыслите менее масштабно — в таком случае ситуация не стоит того, чтобы уничтожать своего противника.

Это может показаться настолько явным, что вряд ли требует объяснения. Вы можете даже удивиться, почему для чего-то настолько очевидного существует официальная стратегия. В конце концов, всем известно, что не следует убивать своего гостя только за то, что тот несколько перебрал. Ошибаетесь! Каждое сознание знает об этом; но вы не можете этого сказать о теле. Тело не-бойца — это всего лишь тело; тело воина — это точно настроенная машина. Это оружие — взведенное, заряженное и снятое с предохранителя — и ему все равно, какой человек спустит его курок. Пистолет не стреляет маленькими пулями по маленьким противникам и большими пулями по большим врагам; он стреляет одними и теми же пулями во всех. Это основная проблема действующих армий. Солдаты, пробывшие на линии фронта достаточно долго и успевшие привыкнуть к реалиям сражений, нуждаются в определенном адаптационном периоде перед их возвращением назад в общество.

Дайсё но хэйхо — это способ брать такие ситуации под контроль. Если солдат будет мыслить мелко, то он сможет ограничить свои автоматические рефлексы. Конечно, это замедляет его ответную реакцию на значительные ситуации, но это также ограничивает его реакцию на обычные незначительные ситуации. Сознательным актом воли он надевает на свой дух смирительную рубашку, чтобы жить по законам общества. Он становится убийцей, который не убивает.

В философском смысле, дайсё означает, что вы не должны путать эти две ситуации: вы должны понимать разницу между мелкими неприятностями и большой битвой. Это также означает, что вы никогда не должны чрезмерно вовлекаться в мелкие неприятности. Незначительные события никогда не должны занимать больше одного процента вашего внимания. В противном случае вы просто не заметите развития серьезной ситуации.

Человека с минимальным боевым опытом очень просто победить при помощи этой стратегии. Если вы быстро хлопнете его по носу, так чтобы только потекла кровь, то это захватит все его внимание. Это не будет смертельно опасной травмой, но она отвлечет его внимание настолько, что вы сможете делать с ним все, что посчитаете необходимым. В этом основная разница между бойцом и гражданским человеком: порань гражданского, и он испугается; порань бойца, и он станет беспощадным.

Вы также можете использовать дайсё в манере уцуракаси но хэйхо, контролируя поведение вашего противника. Водите кончиком меча в произвольной манере. Делайте это легко и быстро. Это движение заставит сознание вашего противника перейти в такое же состояние: он начнет передвигаться маленьки-


ми, быстрыми шагами, перестанет мыслить широко и начнет использовать техники короткого меча. Это сделает его уязвимым для мощной атаки.

Компании различных отраслей бизнеса часто становятся жертвами этой

хэйхо. Цель бизнеса - получение прибыли. Все виды деятельности

компании можно измерить этим стандартом, Связь с клиентами, отношения с

персоналом и общественностью должны оказывать позитивное (измеримое

количественно) воздействие на компанию. Любая, не приносящая прибыли

(немедленной или долгосрочной) деятельность должна уступить место той.

деятельности, которая ее приносит. Сила и процветание компании должны •

преобладать над всем остальным» Любая компания, полностью поглощенная

решением незначительных проблем, обречена на провал. Она может быть популярной, но она не будет жить долго. Из-за постоянного внимания к короткому мечу длинный меч ржавеет в ножнах.

Армия тоже может стать жертвой мелкого мышления. После высадки десанта и создания плацдарма она может потратить так много времени на консолидацию своих позиций, что у противника будет достаточно времени прийти в себя от шока вторжения. Если армия будет излишне консервативной, то она может вырыть себе такую глубокую лисью нору, что не сможет из нее выбраться. Армия должна всегда различать время для дай и время для сё. Основное назначение любой военной силы заключается в том, чтобы уничтожать врага. И во время войны каждая минута, потраченная не на решение этой задачи, потрачена впустую. Как только прозвучит сигнал к атаке, единственное правильное направление — вперед. Задержка в продвижении вперед должна рассматриваться как техника короткого меча в ситуации длинного меча.

И хотя большие стратегии более предпочтительны для духовного развития, иногда могут возникнуть ситуации, когда вы предпочтете использовать короткий меч. Например, если вы будете вынуждены сражаться с более сильным противником. Отбросьте свой длинный меч и отойдите в ограниченное пространство (группа деревьев или маленькая комната). Тогда стратегиям длинного меча вашего противника будет мешать окружающая обстановка, что даст вам преимущество.

На соревновании по каратэ, когда вы сталкиваетесь с сильным противником, старайтесь завести его в угол. Это ограничит его движения, сократит эффективность его широких техник и позволит вам лучше использовать свою скорость и мобильность.

Чтобы использовать дайсё но хэйхо в любой ситуации, просто позвольте своему духу занять все свободное пространство. Это может быть как физическим пространством (комната), так и философским (война). Если в результате ваш дух окажется большим, вы автоматически выберете большие стратегии.


Если ваш дух окажется маленьким, то вы инстинктивно будете использовать маленькие техники. В любом случае вы будете четко соответствовать ситуации.

ТАТЭКИ НО ХЭЙХО

Татэки означает «много врагов». Когда вы имеете дело с несколькими противниками, то ваше основное внимание должно быть уделено порядку сражения. Вы не должны сразу атаковать ближайшего противника. В такой ситуации вы должны работать над позицией как в бильярде: иногда сначала нужно будет атаковать самого дальнего противника, иногда использовать сложную стратегию, чтобы занять более выгодную позицию.

Есть поговорка: интеллект толпы равен интеллекту самого глупого ее члена, поделенному на количество людей в этой толпе. Это может звучать как шутка, но тем не менее очень близко к правде. Чтобы сплотить отдельных людей в хорошо скоординированную боевую единицу, требуется длительная и напряженная тренировка. Если группа не прошла такой тренировки, то ее может победить один человек. Члены нетренированной группы обычно путаются друг у друга под ногами — один из них обязательно окажется на линии атаки своего партнера.

Для обороны вы используете татэки, — направляете атакующих друг в друга так, чтобы они начали сталкиваться. Затем, когда трупа окончательно запутается, относитесь к ней так, как будто это один большой неуклюжий человек. Существует два стандартных метода как это сделать: метод «с-конца-вокруг» и метод «через-центр».

Метод «с-конца-вокруг» — обычно вариант прими но хэйхо — задействует широкое фланговое движение. Вы снаружи атакуете последнего человека в линии врагов и сталкиваете его со следующим. Продолжайте делать это до тех пор, пока не столкнете всех их в одну большую кучу.

Метод «через-центр» является более опасным и обычно его используют против многочисленных групп. Пробегите на полной скорости сквозь линию атаки. Выполняя это, наносите удары направо и налево во все, что попадается на пути. Не останавливайтесь! Если вы замедлите движение, то вашим врагам будет очень легко окружить вас. Повторив такую пробежку через толпу врагов несколько раз, вы сможете разрушить их сплоченность.

Когда используете один из этих методов, старайтесь вывести из строя сначала самого сильного из противников. Вам рано или поздно все равно придется с ним драться, поэтому лучше покончить с ним, пока вы еще свежи. Это окажет пагубное воздействие на остальную группу. Когда они увидят, что самый сильный из них повержен, это ослабит их боевой дух.


Умственные способности отдельного человека зависят от уровня коммуникации между различными частями его мозга. В армии эти способности определяются связью между боевыми единицами. Уничтожить эту связь — это все равно что разорвать нервы человека.

Армия может быть большой и внушительной, но с поврежденной связью она не способна на быстрые и согласованные действия. Командующий должен заблаговременно принять все возможные меры к тому, чтобы исключить возможность возникновения такой ситуации. Он должен убедиться в том, что его

линии коммуникации хорошо укреплены и проложены достаточно глубоко. После этого он должен отработать самый худший сценарий с полной потерей связи. Он должен сделать так, чтобы его командиры на местах располагали полным набором планов действий на любой непредвиденный случай. Используя эти планы, войска на передовой смогут продолжать действовать до тех пор, пока коммуникационная система не будет восстановлена.

Например, когда армия продвигается вперед, должен существовать приказ-инструкция, определяющий скорость продвижения. И тогда при потере связи ни одна часть не уйдет слишком далеко вперед, оказавшись отрезанной от остальных частей, и не отстанет, образовав разрыв в линии фронта.

Современный военно-морской флот — мастер стратегии татэки. Он имеет огромный опыт индивидуальных действий и разработал определенную командную структуру. Корабль действует сначала по военно-морскому уставу, затем по конкретному боевому приказу. Эта структура уровень за уровнем опускается все ниже вплоть до капитанской книги ночных приказов, в которой капитан рассказывает своим офицерам, что им делать, пока он спит. С такой командной структурой корабль, даже если и не выполняет в точности то, что хотел бы адмирал, все равно придерживается общей стратегии.

Уровнево-командный порядок в военно-морском флоте — это лучший способ разбить противника, который пытается применить татэки но хэйхо. В такой ситуации связь — самое важное. Каждый член вашего подразделения должен иметь четкий план действий и вступить в битву с определенной стратегией3. Если эта стратегия не работает, он должен немедленно применить более общую стратегию. Если она тоже проваливается, он должен использовать еще более общую стратегию. Поступая таким образом, подразделение может продолжать действовать как единое целое без внешних указаний. Если оно продержится достаточно долго, то сможет победить, несмотря на незначительные промахи.

Современная связь одновременно и благо, и угроза для командной стратегии. Используя возможности современной радиосвязи, командир может говорить со стрелком на другом конце Земли. Это дает стратегическую мобильность, предоставляет возможность быстро менять приказы, но это также делает войска на поле боя полностью зависимыми от центрального командования. Если довести это до крайности, то современную армию сможет иммобилизовать выход из строя десятицентовой детали.

Командир подразделения старается избежать такой сверхзависимости, разрабатывая различные упражнения на развитие самоуправления и инициативы. Он учит своих подчиненных тому, что они всегда должны достигать своей

'


цели. Если они не могут сделать это под его персональным командованием, то они должны сделать это любым другим доступным им способом.

Стратег, управляющий действиями группы, делает связь своей первейшей заботой, чтобы противодействовать татэки но хэйхо. Стратег, который хочет использовать татэки, также должен сделать связь приоритетом номер один, но в обратном смысле. Его усилия должны быть направлены на выведение из строя вражеской связи. Классический способ — застрелить офицера. Но каким бы способом стратег ни пользовался, он превращает хорошо тренированный вражеский отряд в толпу неорганизованных людей.

СИДАЙ НО ХЭЙХО

Сидай — это обстоятельства сражения. Эта стратегия в первую очередь относится к выбору и использованию поля боя. Способность выбирать наилучшее место и время для сражения всегда была признаком гениальности военачальника. То же самое относится и к индивидуальному поединку.

Выбор правильного места не принесет вам никакой пользы, если вы не собираетесь его использовать — в военное время сильную точку можно обойти, если она не представляет собой активной угрозы. (Это часто имело место на тихоокеанском театре военных действий во время Второй мировой войны.) У вас должна быть правильная позиция для начала атаки. Но как только вы начнете свою атаку, будьте готовы оставить свою удобную позицию и следовать туда, куда вас занесет ход боя.

Местность влияет на тактику. Изучив место битвы, вы можете разрушить стратегию своего врага — вы «убираете тень», скрывающую его намерения, изучая местность. Когда вы это делаете, вы должны принимать во внимание уровень своего противника. Опытный стратег будет выбирать местность, отвечающую его тактике. А неопытный может не учитывать этого. В таком случае изучение местности может заставить вас сделать ложные предположения.

Когда вы выбираете стратегию, не пытайтесь побить боксера или побороть борца Если он хорошо двигается, выберите неровную местность, чтобы свести на нет эту его способность. Если он очень силен, сражайтесь на открытой местности, чтобы вы могли уклоняться от его атак. Всегда старайтесь выбором места поставить врага в проигрышное положение.

Вы также должны быть готовыми к возможности изменения местности в свою пользу. Таким простым действием, как опрокидывание стула в сторону противника, вы можете значительно ограничить его подвижность. Теперь он больше не может свободно пойти вперед — и вы вместо того, чтобы гадать,


 

Первое кумитати гэккэн-сё.

куда он пойдет — вправо или влево, будете точно знать, с какой стороны ждать атаки. Армия делает то же самое, устанавливая минные поля.

Когда вы изменяете местность, не пытайтесь блокировать своего противника. Старайтесь просто контролировать его. Эту ошибку часто допускают армии, когда устанавливают минные поля. Если вы полностью окружите минными полями свои позиции, то вы, конечно, можете чувствовать себя в безопасности, но это будет ложная безопасность. Когда в конце концов противник пойдет в атаку, он подготовит контрмеры против ваших минных полей, и вы не будете знать предполагаемой линии его атаки. Но если вы установите минные поля в четко определенных зонах, вы подвергнете своего противника большому искушению атаковать через одну из брешей. А знание того, откуда он будет наступать, даст вам большое преимущество.

Если вас застали в неблагоприятной позиции, постарайтесь улучшить ее до столкновения с противником. Если вы находитесь ниже по склону холма, бегите вокруг него, перпендикулярно склону. (Если вы используете меч, то бежать лучше вправо.) Оторвавшись от своего противника, резко поверните вверх, поднимитесь на один уровень с ним и немедленно атакуйте. Если вы


находитесь выше по склону, двигайтесь влево и атакуйте из низкой позиции по диагонали к склону. Если ваш враг занимает сильную оборонительную позицию, выманите его из нее при помощи суйгэцу но хэйхо. Когда он атакует, оставляйте ему путь к отступлению4. Когда противник загнан в угол и у него нет никакой надежды спастись, он становится очень опасным. Если вы оставляете ему путь к бегству, то противник будет думать: «Если сражение станет слишком яростным, я всегда смогу отступить». Это ослабит его дух.

Выбирая место, выбирайте также и время сражения. Когда атакуете с запада на восток, делайте это после полудня. Двигаясь с востока на запад, атакуйте на рассвете. Человек слабее всего после долгого перехода, плотной еды и пробуждения от глубокого сна. Поэтому худшее время для атаки — перед ленчем.

Как видите, в сидай но хэйхо задействовано множество различных факторов. И опытный стратег, рассматривая это бесконечное множество факторов, пытается изменить каждый из них в свою пользу. Преимущество какого-либо одного фактора, как правило, очень незначительное, но суммарное преимущество всех факторов может быть огромным.

Сидай можно использовать удивительно легко. Большинство людей сражается только тогда, когда они вынуждены это делать. То же самое относится и к большинству армий. Это обстоятельство позволит вам получить достаточное количество времени для маневрирования непосредственно перед столкновением. Но это нужно делать с особой осторожностью. Откладывание боя создает неблагоприятное состояние сознания. Если вы откладываете столкновение, чтобы маневрировать, то вы можете начать искать другие причины для промедления, и ваш дух станет слишком оборонительным. Помните: ударить мощно — хорошо, но ударить первым — лучше.

КАЙМОН НО ХЭЙХО

Когда вы вынуждены сражаться с противником, занимающим сильную оборонительную позицию, то финальная часть вашего планирования — это выбор стратегии, которая заставит его «открыть ворота». И хотя большая сила, конечно, может разбить стены крепости, это не лучшая стратегия. Гораздо лучше заставить противника открыть ворота вашей атаке. Кайман — это стратегия, которая используется для достижения этой цели.

Если во время соревнования по каратэ вы будете правильно атаковать своего противника, то сможете заставить его открыть линию атаки для вашей техники. Вы достигаете этого тем, что прокладываете линию своей атаки через его защиту, а не в обход. Это означает, что вы выбираете в качестве цели точку, находящуюся за рукой противника, и он будет вынужден сначала убрать руку,


а затем вернуть ее, чтобы выполнить блок. Если вы безупречно рассчитали время, то ваш удар достигнет цели до того, как он выполнит вторую часть своего движения. Фактически, он сам открылся вашему удару из-за своего инстинктивного стремления блокировать все атаки.

На соревновании по дзюдо, если противник находится в очень крепкой стойке, вы перед броском обычно используете кудзуси, чтобы разрушить его равновесие. Однако вы можете использовать каймон вместо кудзуси. Атакуйте подсечкой ближайшую ногу противника. Когда он поднимет ее, чтобы избежать вашей подсечки, он поломает свою собственную стойку, и вы сможете подсечь его вторую ногу.

С мечом использовать каймон очень просто. Поднимите свой клинок так, как будто собираетесь нанести удар противнику по голове. Когда он перейдет в позицию верхнего уровня, готовясь парировать вашу атаку, выполните мечом круговое движение, нанося ему удар снизу.

Каймон но хэйхо основано на инстинктивных реакциях противника, движениях, которые он плохо контролирует. Это следствие изучения ситуации. Вы изучаете своего противника и местность. Затем вы используете эту информацию для того, чтобы заставить противника разгромить самого себя.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.Во время Реставрации Мэйдзи 1868 года сегун отказался от военного
диктаторства и вернул власть императору. Япония приняла программу
вестернизации. В рамках этой программы в 1876 году класс самураев был
упразднен, а ношение мечей было запрещено законом. В истории это
известно как хайторэй.

2. Некоторые западные писатели утверждали, что длинный меч служил для

сражения, а короткий для сэппуку, ритуального самоубийства. Это неправильно. Да, иногда вакидзаси использовался для совершения сэппуку на поле боя и в экстремальных ситуациях, но обычно предпочтение отдавалось боевому ножу. Его носили в простых деревянных ножнах, а рукоять (сиросая) обычно оборачивалась белой бумагой.

3. Заметьте, что этот способ противоположен тому, как отдельный человек

планирует сражение.

4. Это было впервые сказано Сун Цзы (500 до н. э.) в его книге «Искусство

войны».


 

Заключение

С

уществуют сотни стратегий и тысячи техник — эта книга исследует лишь самые важные из них. Не пытайтесь овладеть ими всеми, просто изучите те из них, которые, как вам кажется, применимы к вашему искусству, и попытайтесь постичь их суть.

Просто уметь использовать стратегию недостаточно. Вы должны идти дальше уровня владения к уровню понимания, миновать дзюцу и постичь до или мити1. И тогда вы будете не просто человеком, который использует стратегию, — вы будете стратегом.

Мир полон диванных воинов, людей, которые не понимают реальности сражения. Для того чтобы овладеть Путем Стратегии, вы должны убрать шоры цивилизации и увидеть войну такой, какой она есть. Только тогда вы сможете оценить четыре великие истины сражения:

1. Насилиеэто часть жизни. Вам не должно нравиться насилие, но вы
должны быть готовыми к нему.

2. Цасилие причиняет боль. Даже если вы побеждаете в драке, не получив ни
одного удара, костяшки ваших пальцев все равно будут болеть.

3.. Длинные сраженияплохие сражения. Когда вы попадаете в ситуацию, в которой вынуждены применить насилие, лучше всего покончить с ней как можно скорее.

4. Лучше побеждать, чем проигрывать.

Вы можете победить благодаря скорости или силе. Вы также можете победить превосходящей техникой. Однако все эти способы имеют физические ограничения. Как сказал один давно забытый ковбой: «Не было еще лошади, на которой нельзя было бы ездить, и не было еще ковбоя, которого нельзя было бы выбросить из седла». Насколько бы вы ни были хороши, всегда найдется кто-то, кто будет лучше. Даже если вы доберетесь до самой вершины


и станете лучшим в мире, однажды вы состаритесь, и ваши сила и скорость покинут вас.

Хэйхо но мити — путь в обход этой проблемы. Это искусство сознания и духа, которые с годами становятся лишь сильнее. Хэйхо но мити не сделает вас непобедимым; оно сделает вас совершеннее. И поскольку сила сознания сохраняется намного дольше силы тела, это совершенство заменит вам скорость и силу.

И все равно останутся люди, которые, прочитав эту книгу, скажут: «Насилием ничего не решишь». Это прискорбно. Кладбища полны хороших людей, Которых ввел в заблуждение этот ложный аргумент. Насилие всегда было конечным аргументом. Именно поэтому страны воюют: чтобы достичь цели, которых они не могут достичь другими средствами. Каждая нация современности существует только потому, что в свое время подняла меч и завоевала себе право на существование.

Людям приходилось воевать за привилегию жить. Тот факт, что жизнь стала восприниматься как неотъемлемое право, заставил слишком многих людей думать, что это право дается бесплатно. Жизнь бесплатна только для тех, кому повезло.» Рано или поздно среднему человеку всегда приходится сражаться и проливать за нее кровь. Если вы овладеете Путем Стратегии, то, когда придет время вашей битвы, вы сможете победить.

Кроме чисто практической ценности изучения стратегии, существует еще необъяснимая притягательность воинских искусств, заставляющая людей изучать их спустя много лет после того, как необходимость в них прошла. Это таинственный аспект Пути Стратегии, нечто выходящее за рамки рационального. Некое внутреннее побуждение, врожденное качество, присущее каждому человеку. И хотя большинство людей считает это побуждение опасным для цивилизации, его следует уважать за ту роль, которую оно сыграло в превращении человечества в доминирующий вид — если бы люди никогда не воевали, род людской по-прежнему ютился бы в пещерах, дрожа от странных звуков по ночам.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См. начало главы 2.


Приложение А


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: