Роль и место ГЧП в системе современных механизмов управления ГС. Отличие приватизации и ГЧП. Диалектическая связь этих 2 процессов разгосударствления

Механизмы ГЧП призваны стать базовой конструкцией внебюджетных инвестиций, привлекаемых в целях ликвидации или сглаживания инфраструктурных разрывов, тормозящих социально-экономическое развитие субъектов. В проекте методических рекомендаций Внешэкономбанка ГЧП рассматривается как привлечение органами власти на контрактной основе частного сектора для более эффективного и качественного выполнения задач, относящихся к публичному сектору, на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенции.

Проект ГЧП – это модель решения такой задачи, обесп-я реал-ю органами гос. и местного упр-я (ОГМУ) закрепленных за ними полномочий, прав собст-ти и исп-я обяз-в по проекту с привл-м ч-го партнера. Предл-е ОГМУ потенциальны-м част-м партнерам резюме проекта ГЧП опр-ся как краткое изл-е замысла проекта, раскрывающего хар-р ожидаемого бюд-го или соц-го эффекта от его реал-и, а также предполагаемые механизмы обесп-я срочности, платности и возвратности привлекаемых внеб-ых инвестиций.

При этом част-й партнер привл-ся для реш-я задач по всему спектру видов работ, предусм-х действ-м зак-ом: расширению, реконструкции, тех-му перевооружению, модернизации, реставрации или созд-ю новых объектов кап-х вложений, или для партнерства в предоставлении публичных услуг на условиях участия в финансировании проекта и разделения рисков.

ОГМУ могут исп-ть ГЧП для замены традиц-х методов бюд-го финан-ия кап-х вложений в объекты общ-й инфр-ры или пов-я качества общ-х услуг. Это способствует опт-ции и экономии бюд-х расходов, знач-му улучш-ю кач-ых и колич-х параметров при реализации проектов соц-го обслуживания населения.

Очевидно, что при исп-нии ГЧП для территориального и городского разв-я отв-сть за орг-ю проектов лежит на ОГМУ. Форм-е рынка проектов должно происходить в соответствии с отраслевыми и региональными стратегиями развития, при этом основным механизмом формирования рынка становится запуск тендеров на заключение и последующее выполнение контрактов ГЧП.

Партнерства создаются и действуют на границе государственного и частного секторов хозяйства, не являясь вместе с тем ни национализированными, не приватизированными активами и услугами. Таким образом, политически они представляют собой третий путь, с помощью которого правительства могут предоставлять населению некоторые общественные услуги.

Если приватизация означает уход государства из экономики, ее отдельных сфер и производств, то создание партнерств, приводит лишь к передаче бизнесу части экономических, организационных, управленческих функций в отношении государственных и муниципальных объектов. Но сами объекты неизменно остаются в собственности государства и местных органов власти.Система партнерских отношений гос-ва с частным сектором является одним из проявлений смеш-й экономики. В ГЧП гос-во отказ-ся от несв-х ему хоз-х ф-ций, перекладывая упр-е прин-й ему собств-ю на частный сектор, к-й привносит свой организационный опыт, знания, ноу-хау, осущ-т инвестиции, мин-т риски предпр-й деят-и. Эк-й эффект для общества в этом случае сост-т более кач-ые товары и высокий уровень обслуживания при низких издержках.

4 .Роль правительства и институтов развития в проектах ГЧП

Правительства выполняют в проектах ГЧП разнообразные функции, в значительной степени определяющие успех проекта. Они частично финансируют инфраструктурные проекты, обеспечивают институциональную среду их осуществления, организационную структуру, уменьшают риски путем гарантирования возврата кредитов как напрямую, так и косвенно – за счет обязательств по закупке производимой продукции по согласованным ценам или поставке сырья, электроэнергии и т.д.

Помимо прямого финансирования государство может оказывать поддержку частному сектору в реализации проектов ГЧП по нескольким направлениям. Назовем основные из них.

Гарантии активов. Предоставляя такие гарантии, правительство обязуется при определенных условиях выкупить у своего партнера по проекту ГЧП объект по цене, которая обеспечивала бы ему минимальную или согласованную заранее доходность.

Связанные займы. Это кредиты, которые выдаются на определенных условиях, чаще всего для развития определенных предприятий (например, малого бизнеса, автодорог).

Гарантии возвращения долга. Правительство берет на себя обязательство погасить любой краткосрочный дефицит, связанный с основными платежами и выплатой процентов.

Гарантии дохода. Правительство гарант-т доходность на мин-м уровне, что оговаривается в контракте, или выдает компенсацию частной компании, если ее доход становится ниже уровня, обеспечивающего рентабельность. Как правило, порог устанавливается на 10–30% ниже уровня прибыли, рассчитанной на этапе бизнес-планирования, и закрепляется в контракте.

Гарантии обменного курса. Правительство компенсирует частной компании – партнеру по проекту ГЧП рост затрат, связанных с обменом валют, если они превышают определенное пороговое значение.

Гранты/субсидии. Правительство использует инструмент безвозмездных ссуд, субсидий, грантов в социально значимых секторах экономики, например в жилищно-коммунальном хозяйстве, если частные компании нерентабельны. Субсидии также предоставляются при пересмотре условий государственно-частного партнерства из-за недостаточной прибыльности проекта.

Продление концессии. Поддержка бизнеса, направленная на его большее вовлечение в производственную инфраструктуру. Правительство может продлевать срок концессии и в тех случаях, когда прибыль становится меньше определенного уровня.

На практике государство в зависимости от социально-экономической значимости проекта использует перечисленные выше инструменты в различных сочетаниях. В результате ему удается смягчать и нивелировать многие, в том числе коммерческие, риски.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: