Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
Воронежский государственный аграрный университет
Им. императора Петра I
Факультет агрономии, агрохимии и экологии
Кафедра агроэкологии
Методические указания
по выполнению контрольных работ по дисциплине
«Ландшафтоведение»
для студентов факультета агрономии, агрохимии и экологии по направлению подготовки 35.03.03 «Агрохимия
и агропочвоведение» заочной формы обучения
Воронеж – 2014
Составитель: кандидат с.-х. наук, доцент кафедры агроэкологии ВГАУ Парахневич Т.М.
Рецензент: доктор с.-х. наук, профессор кафедры землеустройства и ландшафтного проектирования ВГАУ Постолов В.Д.
Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры агроэкологии (протокол № 5 от 6.02. 2014 г.).
Методические указания рекомендованы к изданию на заседании методической комиссии факультета агрономии, агрохимии и экологии (протокол № 6 от 14.02. 2014 г.).
|
|
содержание
стр. | |
Введение …………………………………………………....... | |
Содержание разделов учебной дисциплины ………………. | |
1. Ландшафтоведение как раздел физической географии... | |
2. Основные этапы развития ландшафтоведения ………..... | |
3. Основные ландшафтообразующие компоненты и процессы …………………………………………………………. | |
3.1. Азональные ландшафтообразующие компоненты и процессы ……………………………………………………... | |
3.2. Зональные ландшафтообразующие компоненты и процессы ……………………………………………………... | |
4. Структура ландшафта ……………………………………. | |
5. Типы урочищ и типы местности как объекты полевого картирования ландшафтов ………………………………….. | |
6. Классификация ландшафтных комплексов и типы ландшафтных территориальных структур ……………………… | |
7. Физико-географическое районирование Воронежской области ……………………………………………………….. | |
8. Ландшафтная дифференциация земной поверхности ….. | |
9. Систематика ландшафтов. Типы ландшафтов Земли ….. | |
10. Геохимическая характеристика ландшафтов ………….. | |
11. Агроэкологическая оценка различных условий ландшафтов ……………………………………………………….. | |
12. Агроэкологическая оценка структуры почвенного покрова ………………………………………………………….. | |
13. Агроэкологическая типология и классификация земель | |
14. Понятие об антропогенных ландшафтных комплексах.. | |
15. Эколого-ландшафтное земледелие …………………….. | |
15.1. Представления об агроландшафтах и их территориальное устройство …………………………………………… | |
15.2. Оценка устойчивости агроландшафтов и их деградации ……………………………………………………………. | |
Задания для контрольной работы …………………………... | |
Перечень вопросов для выполнения контрольной работы.. | |
Номера вопросов для контрольной работы ………………... | |
Словарь употребляемых понятий и терминов …………….. |
ВВЕДЕНИЕ
|
|
Ландшафтоведение как обязательная эколого-географическая дисциплина изучается студентами сельскохозяйственных ВУЗов и необходима будущим специалистам – агрономам экологам, агрохимикам, почвоведам, землеустроителям и др.
Курс «Ландшафтоведение» отличается широким охватом явлений и процессов, свойственных как самой природе, так и обусловленных взаимодействием с нею человеческого общества. Он нацелен на формирование у студентов системного подхода к географическому и геоэкологическому познанию мира.
В условиях обостряющихся экологических проблем наука о ландшафте становится все более востребованной. Знание основ ландшафтоведения позволит будущим специалистам рационально использовать природные ресурсы с учетом устойчивости ландшафтов к различным видам хозяйственной деятельности.
Ландшафтоведение – это раздел физической географии, изучающий природные территориальные комплексы (ПТК) или ландшафтные геосистемы регионального и локального уровней организации.
Цель изучения дисциплины – приобретение студентами теоретических и практических знаний о природных территориальных комплексах, закономерностях их развития и размещения, а также их свойствах и структуре.
Задачами дисциплины являются:
- классификация природных комплексов по сложности с определением их таксономического ранга;
- картографирование ландшафтов;
- проведение физико-географического районирования различных территорий;
- изучение геофизики ландшафтов;
- изучение геохимии ландшафтов;
- изучение влияния антропогенного фактора на формирование новых антропогенно-преобразованных ландшафтов;
- выполнение различных прикладных работ на основе знания закономерностей функционирования природных комплексов.
Содержание разделов учебной дисциплины
Раздел 1. Ландшафтоведение как раздел
физической географии
Представления о ландшафте, содержание понятия географический ландшафт (региональное, типологическое и общее). Связь ландшафтоведения с другими науками.
Объекты и предметы исследований физической географии и ее разделов. Понятие о географической оболочке Земли, модели ее организации. Предметы исследований физической географии и ландшафтоведения. Представления о ландшафтной сфере Земли. Внутренняя структура ландшафтной сферы (геокомпонентная, вертикальная и горизонтальная).
Методологические основы ландшафтоведения. Задачи ландшафтоведения и методы изучения ландшафтных комплексов (камеральный, описательный, инструментальный, экспериментальный, дистанционный и др.). Подходы (индивидуальный и типологический), используемые в ландшафтоведении. Практическое значение ландшафтоведения.
Литература:
1. Дроздов К.А. Методические указания по изучению курса «Основы ландшафтоведения» для V-VI курсов ОЗО / К.А. Дроздов. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1985. – 32 с.
2. Житин Ю.И. Ландшафтоведение: учебное пособие / Ю.И. Житин, Т.М. Парахневич. – 2-е изд. перераб. и доп. – Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2013. – 240 с.
3. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование / А.Г. Исаченко. – М.: Высшая школа, 1991. – 366 с.
4. Казаков Л.К. Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.К. Казаков. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.
|
|
5. Мильков Ф.Н. Общее землеведение: учеб. для студ. географ. спец. вузов / Ф.Н. Мильков. – М.: Высш. шк., 1990. – 335 с.
6. Практикум по ландшафтоведению и картографированию почвенного покрова: учебное пособие / М.И. Парахневич, А.В. Бережной, Т.М. Парахневич, А.И. Кирик, Т.В. Бережная. – 2-е изд. перераб. и доп. – Воронеж: ФГОУ ВПО ВНАУ, 2008. – 216 с.