Методические рекомендации. Начинать подготовку к семинарскому занятию следует с анализа ситуации в России после поражения революции 1905-1907 гг

Начинать подготовку к семинарскому занятию следует с анализа ситуации в России после поражения революции 1905-1907 гг. Важно показать изменения в избирательном праве по закону от 3 июня 1907 г.

Особое внимание необходимо уделить программе деятельности правительства П.А. Столыпина, содержанию ее реакционной и реформаторской частей. Следует составить четкое представление о понятии “третьеиюньская политическая система”, определить сущность бонапартизма как внутренней политики самодержавия в период после поражения первой российской революции, проявления этой политики в мероприятиях правительства в рабочем и национальном вопросах, аграрной политике. Дать оценку П.А. Столыпина как государственного деятеля.

Необходимо определить экономическую и политическую цели столыпинской аграрной реформы, выявить основные мероприятия по ее проведению (выход крестьян из общины; закрепление земли в частную собственность в подворной, отрубной и хуторской формах; деятельность Крестьянского банка и переселенческая политика) и ее особенности на Северном Кавказе. В заключение следует оценить результаты и значение столыпинской аграрной реформы в истории страны.

Характеризуя сложность и противоречивость послереволюционного периода, следует показать изменения в положении и тактике политических партий, расстановку сил в III Государственной Думе. Важно определить отношение различных политических партий России к столыпинской аграрной реформе.

ТЕМА 5: Февральская и Октябрьская революции 1917 г.

Социалистический выбор и его сущность

План

1. Февральская революция: причины, характер, особенности, основные события и итоги.

2. Классы и партии в условиях двоевластия, их политические позиции (март – июнь).

3. Альтернативы развития России в 1917 году: их сущность, социальная опора и историческая судьба.

4. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. II съезд Советов и его Декреты.

5. Социалистические преобразования в России в конце 1917 – начале 1918 г. Современные оценки Октябрьской революции, ее место в отечественной и мировой истории.

 

Литература

Основная

Ланник Л.В. Падение российской монархии. – М., 2007.

Медушевский А.Н. Причины крушения демократической республики в России 1917 года // Отечественная история. - 2007. - № 6.

Стариков Н. Кто убил Российскую империю? Главная тайна ХХ века. – М., 2006.

Дополнительная

Белоцерковский В.В. Революция и контрреволюция в России // Свободная мысль-XXI. - 2005. - № 10.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990.

Булдаков В.П. На повороте. 1917 год: революции, партии, власть // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. – М., 1991. - С. 8-48.

Герасименко Г.А. Судьба демократической альтернативы в России в 1917 году и роль ее лидеров // Вопросы истории. - 2005. - № 7.

Герасименко Г.А. Трансформация власти в России в 1917 году // Отечественная история. - 1997. - № 1.

Катков Г.М. Февральская революция. – М., 1997.

Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции // Полн. собр. соч. - Т. 34. - С. 239-241.

Октябрьская революция. Народ: ее творец или заложник? / Отв. ред. П.В. Волобуев. – М., 1992.

Поликарпов В.В. 22-23 февраля 1917 года в Петрограде // Вопросы истории. - 2005. - № 10.

Политические партии России в контексте ее истории. Гл. III. – Ростов н/Д, 1998. - С. 131-178.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: