Методические рекомендации. При подготовке к семинарскому занятию следует рассмотреть причины второй российской революции, выявить общее и особенное в сравнении с причинами революции

При подготовке к семинарскому занятию следует рассмотреть причины второй российской революции, выявить общее и особенное в сравнении с причинами революции 1905-1907 гг. Далее следует определить характер Февральской революции, рассмотреть ее основные события и особенности. Рассматривая итоги революции, следует уяснить сущность понятия “двоевластие”, определить политические позиции партий в марте-июне 1917 г. Для этого необходимо сравнить и проанализировать программы и практическую деятельность кадетов, меньшевиков, эсеров и большевиков; объяснить причины их расхождений на конкретных примерах.

Особое внимание следует уделить содержанию альтернативных вариантов исторического развития России – реакционного, реформистского и революционного; выявить, какие политические партии и общественные слои в 1917 г. выступали за реализацию каждой из альтернатив. Необходимо показать эволюцию партий после июльских событий, изменения в общественных настроениях в пользу большевиков и особенности тактики этой партии.

Оценив корниловский мятеж как попытку направить историческое развитие страны по первому пути, важно уяснить его социально-политические последствия, а также причины падения Временного правительства и победы большевистской альтернативы.

При подготовке по четвертому вопросу темы следует осветить подготовку и осуществление вооруженного восстания в Петрограде, охарактеризовать Декреты и другие важнейшие решения II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов.

Рассматривая радикальные преобразования Советской власти, проведенные в конце 1917 – начале 1918 г., важно выявить их социалистический характер. В заключение необходимо определить место Октябрьской революции в отечественной и мировой истории, показать различные оценки событий 1917 г. в советской, зарубежной и современной отечественной исторической литературе. Знакомство со статьей В.В. Белоцерковского поможет разобраться в этой проблеме.

 

 

ТЕМА 6: Советская Россия на путях нэпа (1921-1929 гг.)

 

План

1. Экономический и социально-политический кризис в Советской республике в 1920-1921 гг.

2. Нэп: цели, сущность, основные мероприятия в промышленности, сельском хозяйстве, финансах и торговле.

3. Кризисы нэпа и причины его свертывания.

4. Значение и уроки новой экономической политики.

 

Литература

Основная

Братюшенко Ю.В. НЭП: Государство, частник, кооперация // Вопросы истории. - 2007. - № 2.

Ванюков Д.А. Становление Советского государства. – М., 2007.

Дополнительная

Кронштадтская трагедия 1921 года // Вопросы истории. - 1994. - №№4, 5.

Горинов М.М., Цакунов С.В. 20-е годы: Становление и развитие новой экономической политики // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. – М., 1991. - С. 118-164.

Игонин А.В. Крестьянское хозяйство на Северном Кавказе и аграрная политика партии в 20-е годы // Новые страницы истории Отечества (По материалам Северного Кавказа. Межвуз. сб. науч. ст.). Вып. I. – Ставрополь, 1996. - С. 146-150.

Назаров О.Г. Проблемы планирования в контексте борьбы за власть в условиях нэпа // Отечественная история. - 2000. - № 4.

Орлов И.Б. Современная отечественная историография нэпа: достижения, проблематика, перспективы // Отечественная история. - 1999. - № 1.

Цакунов С.В. В лабиринте доктрины. Из опыта разработки экономического курса страны в 1920-е годы. – М., 1994.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: