Диагностика финансового состояния организации основывается на анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Диагностика превратилась в важный инструмент, ставший неотъемлемой частью механизма принятия на предприятии перспективных управленческих решений.
Финансовая диагностика является исходным пунктом прогноза, поскольку без четкой и достоверной констатации сложившегося положения невозможно оценить альтернативы развития объекта. Отсюда можно сделать вывод, что проведение диагностических исследований необходимо во всех структурах и на всех уровнях управления. Как уже отмечалось, диагностирование – это исследовательский процесс, а значит, на него автоматически переносятся все основные требования, предъявляемые к любому исследованию: аутентичность (диагностика основывается на первоисточниках), объективность и точность.
Для того чтобы правильно оценить состояние объекта диагноза, необходима система критериев, способных адекватно отразить специфику конкретного объекта с учетом влияющих на него в тот или иной период времени факторов. Это, прежде всего, построение системы показателей для оценки состояния объектов, разработка качественных и количественных характеристик, шкал для измерения определенных значений этих характеристик и показателей.
|
|
Диагностика также предусматривает классификацию возможных отклонений основных параметров исследуемых явлений, объектов, их проявлений, процедуры сбора и обработки диагностической информации. В общем виде проведение диагностических исследований обычно предполагает сравнение состояния выбранного объекта с какой-либо нормой или эталоном с тем, чтобы выявить наличие отклонений и определить их характер – положительный или отрицательный.
Диагностика позволяет определить принадлежность исследуемого объекта к конкретному классу, группе или совокупности, что помогает упорядочить и систематизировать изменения, происходящие в результате проведения конкретных исследований. Примером здесь является деление результатов на принципиально новые и модифицирующие. Проведение диагностических исследований предполагает получение выводов о положительном или отрицательном состоянии объекта.
Итогом, любого исследования является результат – диагноз состояния объекта диагностирования. Результат – это соответствие диагностируемого объекта какому-то уровню, требованию, эталону, норме, характеристике и пр. или отклонение от базы сравнения. Результаты представляются в виде статистических таблиц или диаграмм и позволяют определить прогноз состояния объекта на основе динамики изменения данных об объекте во времени. Постановка диагноза – необходимое условие успешного функционирования и развития отдельных систем и общества в целом, а в случае необходимости учет его результатов может предотвратить кризисную ситуацию в той или иной сфере.
|
|
Особое место в деятельности менеджера занимает проблема управления кризисными ситуациями, решение которой позволяет избегать непредвиденных тенденций и снижать негативные последствия. В условиях рынка при развитии конкуренции и возникновении непредсказуемых ситуаций никакие виды деятельности предприятия не обходятся без проблем. Одна из основных целей менеджмента состоит в том, чтобы минимизировать количество таких проблем путем выбора соответствующих форм, методов и средств управления, которые позволяют получать определенные гарантии от вероятных ошибок и просчетов.
Диагностика финансового состояния способствует изучению хозяйственной деятельности предприятия во всем многообразии ее проявлений:
- исследует различные виды и стороны хозяйственной деятельности, направления и особенности хозяйствования в прошлом, настоящем и предположительном будущем;
- выделяет финансовые процессы и явления, им присущие, факторы и условия, их определяющие, устанавливает взаимосвязи и взаимозависимости меду ними;
- оценивает состояние хозяйствования, его результативности;
- выявляет резервы, разрабатывает конкретные мероприятия по их практической реализации, осуществляет контрольные функции.
В диагностике финансового состояния, ее результатах заинтересованы как собственники предприятия, управленческие, бухгалтерские, финансовые и другие службы и категории работников, непосредственно обеспечивающие хозяйственную деятельность, так и юридические и физические лица, находящиеся с предприятием в хозяйственных отношениях или вступающие с ним в такие отношения, а также органы, осуществляющие контрольно-ревизионные функции. К числу таких пользователей относятся:
- государственные финансовые и налоговые службы;
- потенциальные покупатели предприятия (бизнеса);
- поставщики сырья, полуфабрикатов, материалов;
- потребители продукции;
- иные партнеры;
- крупные инвесторы;
- держатели ценных бумаг;
- страховые компании;
- правоохранительные органы (по борьбе с экономическими преступлениями);
- судебные органы (в частности, гражданские и арбитражные суды).