Информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия

Для организации и проведения исследовательской работы важ­ное значение имеет информационное обеспечение диагностики финансового состояния. Анализ финансового состояния предприятия основывается на данных бухгалтерского учета и отчетности, инвентаризаций, ревизий, проверок, оценок и переоценок, на документах статистического и оперативного учета и отчетности, на данных плановых расчетов (полученных заказов, заключенных договоров, установленных заданий), проектных расчетов, экспертных и прогностических оценок, на нормативных данных, на данных о деятельности предприятия, не предусмотренных отчетностью, а также на аналитических обзорах и сведениях, публикуемых в печати, получаемых из других, в том числе электронных, источников и от­ражающих состояние потребительского рынка, рынка соответст­вующих групп и видов продукции (работ, услуг), рынка материа­льно-технических, сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов, показатели предприятий поставщиков, потребителей, конкурен­тов, инвесторов. Объем и состав используемой при диагнозе инфо­рмации определяются его целью и поставленными задачами.

Источники информации, используемые в процессе анализа финансового состояния предприятия, подразделяются на: собственные, содержащие сведения, сосредоточиваемые непо­средственно на предприятии, и привлекаемые, обеспечивающие при необходимости сведениями со стороны и, как правило, на платной основе.

Собственные источники информации, в свою очередь, под­разделяются на три основные группы: учетно-отчетные, внеучетные и плановые.

Учетно-отчетные данные представляют собой сведения о деятельности предприятия, которые фиксируются в процессе бух­галтерского, статистического, оперативного, а также выборочно­го учета и отражаются в формах соответствующей отчетности.

Важным информационным источником анализа являются обязательные бухгалтерский учет и отчетность, наиболее пол­но охватывающие, а также комплексно и всесторонне характери­зующие хозяйственную деятельность предприятия. Бухгал­терская отчетность включает: «Бухгалтерский баланс» «Отчет о финансовых результатах», «Отчет об изменениях капита­ла»; «Отчет о движении денежных средств»; «Приложение к бухгалтерскому балансу», «Отчет о целевом использовании полученных средств», аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалте­рской отчетности предприятия (при обязательном аудите), пояс­нительную записку.

Данные статистического наблюдения используются в процессе анализа финансового состояния в той мере, в которой они представлены в формах обя­зательной статистической отчетности предприятия перед органами государственной статистики. Феде­ральное государственное статистическое наблюдение ведется: за производственной, финансовой, внешнеэкономической деятель­ностью предприятия; наличием и движением основных фондов (средств); составом, наличием и использованием парка оборудо­вания; объемом, структурой и использованием запасов материа­льных ценностей; объемом производства и реализации (отгрузки) промышленной продукции; себестоимостью продукции, структу­рой затрат на производство; по труду и его оплате, использова­нию рабочего времени и другим вопросам.

Статистическое наблюдение может опираться на сведения, составляющие коммерческую тайну. Конфиденциальность (дове­рительность) статистической отчетности, представляемой пред­приятием, гарантируется получателем (органами государствен­ной статистики).

Непосредственное пре­дназначение оперативного учета - информационное сопровождение хозяйственного процесса в целях контроля за его ходом и своевременного реаги­рования на любые изменения в хозяйственной ситуации путем принятия оперативных управленческих решений (диспетчериза­ции). Оперативный учет ведется по всем подразделениям пред­приятия: цехам, участкам, производственным бригадам, иногда рабочим местам. Ежесменно фиксируются: выпуск продукции по объему, ассортименту и качеству, ее поступление на склад и от­грузка потребителям; отпуск сырья и материалов со склада в цех; производственные простои, их причины; выход рабочих и служа­щих на работу. Содержание оперативного учета во многом опре­деляется особенностями производства и обычно регламентирует­ся непосредственно на предприятии. В состав оперативной отче­тности входят суточная, пятидневная, декадная, месячная и ква­ртальная отчетность. В процессе анализа деятельности предприя­тия привлекаются данные, отражаемые в журналах-ордерах, обо­ротных ведомостях, карточках и книгах учета (которые могут быть как на бумажных, так и на электронных носителях), в пер­вичных документах - требованиях, нарядах, накладных, лимит­ных карточках и других.

Выборочные учет и отчетность реализуются в настоящее время по двум основным направлениям. С одной стороны, в усло­виях значительного сокращения официальной отчетности получа­ют распространение эпизодические выборки, разовые наблюде­ния, углубленные проверки, совокупность которых следует рас­сматривать как дополнительный источник информационного ха­рактера. С другой стороны, переход к рынку вызвал к жизни ра­нее неизвестные направления отчетности, отражающие отдель­ные виды и стороны деятельности предприятия. Речь идет, в ча­стности, об отчетности перед государственной налоговой инспек­цией, Фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования, Пенсионным фондом и другими.

Поскольку отечественная налоговая система претерпевает постоянные изменения, меняется состав организаций, в которые предприятие обязано представлять официальную отчетность, по­стольку приведенные перечни документов со временем корректи­руются.

Внеучетные данные - это сведения, которые связаны с хозя­йственной деятельностью предприятия, содержаться в его мате­риалах, но не предусмотрены учетными документами и формами отчетности. Источниками таких сведений могут быть решения органов государственной власти и управления по хозяйственным вопросам, органов управления ассоциации или иным объедине­нием, в состав которого добровольно входит предприятие, учредительные документы предприятия (устав, учредительный дого­вор), протоколы собраний акционеров (участников), заседаний совета директоров акционерного общества (хозяйственного това­рищества или общества), инвентаризационные ведомости, акты ревизий, обследований, проверок, в том числе аудиторских (вну­тренних и внешних), налоговых и финансовых органов, оценок и переоценок (например, стоимости основных производственных фондов, стоимости имущества, размеров уставного капитала), эк­спертные заключения, приказы и распоряжения администрации предприятия.

Эта группа источников включает, кроме того: нормативные документы, определяющие право пользования землей, водой, иными природными ресурсами, устанавливающие нормы расхода сырья, материалов, других материальных ценностей, затрат тру­да, налоговых и та­моженных ставок и специальных сборов, тарифы (например, на оплату электроэнергии), пре­дельные уровни рентабельности (торговой наценки) по отдель­ным видам и группам продукции (товаров); хозяйственно-право­вые документы, включая решения арбитражного суда по вопро­сам исполнения договорных обязательств, взыскания дебиторс­кой и кредиторской задолженности и другим.

Плановые данные предприятия характеризуют программу его производственной, коммерческой, строительной, финансовой, инвестиционной и других видов и сторон деятельности на опре­деленный период. Основными источниками плановых данных яв­ляются плановые документы, разработка которых сохраняется и ведется на предприятии как необходимая часть прежней системы планирования, приспособленная к рыночным условиям хозяйст­вования, а также бизнес-планы предприятия.

Плановые документы разрабатываются, исходя из поступив­ших на предприятие заказов, заключенным им договоров, и со­держат внутрихозяйственные задания по видам и направлениям деятельности, их объемам, качественным показателям, ресурсно­му и инвестиционному обеспечению. В обязательном порядке планируются объемы реализации (продажи) продукции (работ, услуг), исчисляются предполагаемые издержки и величина при­были, в том числе ожидаемая от внереализационных операций.

Бизнес-план определяет перспективу развития (в необходи­мых случаях оздоровления) и расширения (в том числе диверси­фикации) деятельности предприятия. Плановые документы и бизнес-план содержат целый ряд по­казателей, которые утверждаются на уровне предприятия и испо­льзуются в качестве исходных (базисных или сравнительных) Данных анализа его хозяйственной деятельности. В процессе анализа, наконец, наряду с экономической, ши­роко используется, находящаяся в распоряжении предприятия строительная, техническая, технологическая, проектно-конструкторская, проектно-сметная и иная документация.

Привлекаемые источники информации - это статистические сборники, справочники, Государственный реестр зарегистриро­ванных и ликвидированных предприятий, Единый государственный реестр прав на недвижимое иму­щество и сделок с ним, Единый государственный реестр ценных бумаг, проспекты эмиссии ценных бумаг, информационные бир­жевые бюллетени, ежеквартальные и годовые балансы, счета прибылей и убытков предприятий, холдинговых компаний, фина­нсовые отчеты банков, инвестиционных фондов, разработки на­учно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских ор­ганизаций, конъюнктурные обзоры, прейскуранты, ценники, пра­йс-листы, рекламные и другие материалы, публикуемые в специ­альной и периодической печати, а также поступающие на пред­приятие по иным, в том числе электронным, информационным каналам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: