Образы | Художественные средства | Моё отношение |
Образ “дна” | В ремарках “пещера”, “подвал” - синонимы. Социальное “дно” жизни - развёрнутая метафора. | Бедность, сырость, отсутствие света, темнота, место обитания животных, зверей, а не людей. Мрачный быт костылевской ночлежки - воплощение социального зла. В одном помещении собрались старые и молодые, одинокие и семейные, мужчины и женщины, здоровые и больные, голодные и сытые. |
Образы ночлежников | Речь обитателей ночлежки: хрюкаешь, козёл, собака. Разговорный стиль, грубая лексика. Одежда: ремарка “треплет руками лохмотья на себе” (о Клеще), “в женской ватной кофте” (о Медведеве), какой-то рухлядью покрывает актёр Анну. Разговор о совести: зачем совесть, честь и совесть не нужны, совесть нужна богатым. | Межличностные отношения: неуважение, грубость, презрение, жестокость, равнодушие друг к другу, ненависть. Нищета ужасающая. Скученность и страшная нищета порождают взаимное раздражение, ссоры, драки и даже убийство. Живут без совести, без чести, смирились с участью ночлежника, но человек не может жить без совести, совесть - внутренний судья, это важное чувство ответственности за самого себя. |
Судьба обитателей “дна” | Выброшены из нормальной жизни: не имеют работы, дома, семьи. | Грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Духовная жизнь не замерла, здесь возникают думы, мечты, концепции жизни. |
Общество, где существуют такие ночлежки | Описание места действия в каждом акте. Бесчеловечность социальных отношений. | Перед нами не просто трущобные условия жизни ночлежников. Дом Костылёвых с его хозяевами и подвальными жителями-своеобразная социальная структура, отражающая очень выразительно структуру всего общества, основанного на частной собственности, на унижении бедных. Ночлежники - жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. |
В чём причина разрушения человека? Почему люди опустились до такого уровня? Кто виноват?
- Обитатели “дна” выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель.
- Люди ощущают себя “бывшими”. У некоторых из них даже имени нет.
- Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона.
- Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на “дно” жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного “дна”.
Отношение Луки к человеку (реплики) | Нравственные ценности, которые приобретаем мы |
Он - каков ни есть - а всегда своей цены стоит. Всяко живёт человек…как сердце налажено, так и живёт…сегодня - добрый, завтра - злой… | Каждый человек - ценность. |
Я только говорю, что, если кто хорошего никому не сделал, то и худо поступил. Любить - живых надо… | Делать добро - главный принцип человека. |
Человек должен уважать себя. | Уважение - почтительное отношение к самому себе и к другому человеку. |
Кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос - от всех жалел и нам велел… Человека приласкать - никогда не вредно! | Жалость, сочувствие, призыв к терпению. |
Всё ищут люди…всё хотят - как лучше… Человек - всё может…лишь бы захотел… Люди-то? Они - найдут! Кто ищет - найдёт… Кто крепко хочет - найдёт! Они - придумают. Помогать только надо им, девонька…уважать надо… Во что веришь, то и есть… | Вера в человека, в его силы. |