В экспедиторской деятельности можно условно выделить три основных направления:
• организационная деятельность;
• аналитико-управленческая деятельность;
• коммерческая деятельность.
Транспортно-экспедиторская фирма (компания) (ТЭК) - структурно и функционально достаточно сложная система.
По своим функциональным особенностям ТЭК может осуществлять функции транспортного агента, транспортного оператора, таможенного брокера, перевозчика, терминального предприятия, дистрибьютора товаров.
ТЭК — это равноправный участник рынка, который оказывает транспортные, терминальные услуги на различных этапах перевозки, используя свой или арендованный парк транспортных средств, терминальное хозяйство и другие возможности на основании договоров, заключенных с перевозчиками и терминальными хозяйствами, а также на основании разовых и долговременных договоров на агентское и экспедиционное обслуживание.
Обобщенный перечень услуг, предоставляемых ТЭК, включает:
· организацию перевозок;
|
|
· организацию агентского и экспедиционного обслуживания;
· организацию и предоставление консалтинговых услуг;
· организацию работ по контролю за перевозкой на различных этапах перевозки;
· организацию и предоставление терминальных и складских услуг;
· предоставление услуг по упаковке и пакетированию грузовых отправок;
· предоставление информационных услуг различного характера;
· организацию таможенного сервиса при экспортно-импортных операциях;
· организацию сопровождения грузов;
· услуги по консолидации и деконсолидация грузов;
· бронирование и продажа свободного объема на своих транспортных средствах и ТС перевозчика;
· оформление перевозочных и таможенных товаросопроводительных документов;
· обеспечение сохранности груза во время приема груза от грузоотправителя до передачи его перевозчику/грузополучателю;
· организацию технического и технологического обслуживания транспортных средств, технологического оборудования и средств механизации;
· организацию обслуживания специальных грузов;
· разработку схем обслуживания для сторонних организаций.
И это только основные услуги ТЭК. ТЭК в развитых странах - обычно крупное предприятие, имеющее свои транспортные средств... складские и терминальные площади, специальное технологическое оборудование Кроме того существуют и небольшие компании, которые работают на очень узком сегменте рынка.
В России в настоящее время в крупных городах и основных Федеральных центрах существует несколько крупных транспортно- экспедиторских фирм, имеющих свои филиалы по всей или почти „о всей стране. Эти компании и держат в своих руках почти весь рынок транспортно-экспедиторских и агентских услуг, в то время как небольшие ТЭК работают на очень ограниченном сегменте рынка с узким кругом клиентов. И все же все новые и новые транспортно- экспедиторские фирмы получают лицензии и сертификаты соответствия.
|
|
Следовательно, при жесткой конкуренции этим компаниям будут нужны высококвалифицированные специалисты в транспортной отрасли.
Из приведенной схемы видно, что организация работы ТЭК имеет ярко выраженные особенности по отношению к работе предприятий транспортной отрасли, которые специализируются непосредственно на предоставлении транспортных услуг.
Поэтому, необходимо представлять себе, что для эффективной деятельности транспортно-экспедиторской фирмы нужны как узкопрофильные специалисты в области логистики и экспедирования, так и специалисты-менеджеры общетранспортного профиля.
Организационная структура экспедиторской компании
К основным подразделениям экспедиторской компании относятся:
а) отдел маркетинга и продаж (отдел по работе с клиентурой).
б) подразделения организации перевозок и экспедирования;
в) отдел экономики и расчетов.
Наиболее важные функции этих структурных подразделений:
а) для отдела маркетинга и продаж:
• сбор информации о потенциальных клиентах и их потребностях в транспортных услугах;
• совместная с импортным или экспортным отделом подготовка коммерческих предложений клиентам.
• заключение договоров с клиентом;
• контроль за выполнением договоров;
• сохранение хороших дедовых отношений с клиентами.
для подразделений организации перевозок и экспедирования:
· расчет ставок и составление конъюнктурных листов по заявкам отдела по работе с клиентами.
· заключение договоров с перевозчиками и другими участниками транспортировки груза;
· контроль за выполнением договоров смежниками и организация транспортировки груза;
· подготовка счетов клиентам и акцепт счетов смежников.
в) для отдела экономики и расчетов:
· расчеты с клиентами и смежниками;
· налоговые и другие платежи;
· расчеты и выплаты заработной платы;
· экономический анализ и прогноз эффективной работы подразделений компаний;
· контроль дебиторской задолженности.
Если компания будет расположена в непосредственной близости мест перевалки экспедируемых ею грузов, то к этим трем основным структурным подразделениям добавится Отдел внутрипортового (терминального) экспедирования.
Основными функциями этого отдела будут являться:
• организация завоза груза в порт или на терминал.
• организация погрузо-разгрузочных работ (ПРР) в порту или на
терминале.
• оформление документации, связанной с таможенным оформлением груза и его перевалкой с одного вила транспорта на другой;
• контроль и содействие оперативной отгрузке груза из порта иди с терминала.
• передача оперативной информации о произведенных отгрузках грузов.
• расчеты со смежниками за выполненные работы;
• подготовка счетов клиентуре по факту произведенных расчетов со смежниками.
Возможны варианты, когда менеджеры, их помощники и организаторы перевозок-операторы специализируются на перевозках на каком-либо одном виде транспорта. Обычно это возможно в средних, крупных, особо крупных транспортно-экспедиторских компаниях или в компаниях, которые сами специализируются на каком-то одном виде транспорта.
В то же время, специалисты по логистике могут совмещать в себе и специалистов в области экспедирования или же организации перевозок. Экспедиторы также могут совмещать в себе обязанности различных специалистов по организации перевозок специфичных грузов. То же можно сказать и про менеджеров их помощников по организации перевозок. Инженеры по организации перевозок могут исполнять обязанности специалиста по комплектации, маркировке и упаковке грузовых отправок. Роль специалистаа по работе и организации перевозок специфичных грузов могут выполнять помощники менеджеров по организации перевозки. Более детальное обоснование уровня и направленности подготовки экспедиторов было изложено при рассмотрении «портрета профессии».
|
|
В работе экспедитора есть еще одни важный аспект. Это - подписание договоров на ТЭО грузов клиента.
Работа с клиентом - неотъемлемая часть работы экспедитора, но и она может быть дифференцирована на отдельные операции, специфика выполнения которых существенно отличается друг от друга.
Говоря о работе с клиентами, мы фактически рассматриваем взаимоотношения покупателя и продавца. Здесь в роли продавца услуг выступает ТЭК. а в роли покупателя - клиент, имеющий объективную потребность воспользоваться услугами по поставке груза
Привлекательность любого товара для покупателя определяется, прежде всего, соотношением: иена - качество.
Под качеством транспортной услуги клиент подразумевает, скорость доставки груза и гарантии по его сохранности в процессе транспортировки.
Стоимость транспортной услуги - это размер той транспортной составляющей, которая должна включаться в себестоимость товара при определении цены его реализации.
Операции по выбору товара относятся к операциям стратегического планирования и в экспедиторских компаниях относятся только к компетенции высшего руководства. Цена товара зависит от его себестоимости для продавца и рыночной потребности в этом товаре.
Себестоимость может быть рассчитана двумя способами:
а) расчетным.
б) статистическим.
Расчетный способ сводится к суммированию стоимости услуг наземного и морского перевозчика, порта, сюрвейерских и других компаний.
Статистический способ базируется на анализе и коррекции себестоимости уже выполненных, аналогичных услуг по заявкам других клиентов.
|
|
Как правило, реальная себестоимость услуг компании определяется статистическим способом. Расчетный способ используется для определения себестоимости работ, не имевших аналога, либо при существенных корректировках транспортных схем доставки груза и тарифов. Эти два способа дополняют друг друга.
Норма прибыли на те или иные услуги компании, определяется на основании конъюнктурных листов конкурирующих экспедиторских компаний.
Конъюнктурные листы готовятся и регулярно обновляются службой маркетинга и продаж компании.
Рассмотрим подробнее ряд задач некоторых отделов ТЭК.