Организация работы ТЭК при международном экспедировании грузов

В экспедиторской деятельности можно условно выделить три основных направления:

• организационная деятельность;

• аналитико-управленческая деятельность;

• коммерческая деятельность.

Транспортно-экспедиторская фирма (компания) (ТЭК) - структурно и функционально достаточно сложная система.

По своим функциональным особенностям ТЭК может осуществлять функции транспортного агента, транспортного оператора, таможенного брокера, перевозчика, терминального предприятия, дистрибьютора товаров.

ТЭК — это равноправный участник рынка, который оказывает транспортные, терминальные услуги на различных этапах перевозки, используя свой или арендованный парк транспортных средств, терминальное хозяйство и другие возможности на основании договоров, заключенных с перевозчиками и терминальными хозяйствами, а также на основании разовых и долговременных договоров на агентское и экспедиционное обслуживание.

Обобщенный перечень услуг, предоставляемых ТЭК, включает:

· организацию перевозок;

· организацию агентского и экспедиционного обслуживания;

· организацию и предоставление консалтинговых услуг;

· организацию работ по контролю за перевозкой на различных этапах перевозки;

· организацию и предоставление терминальных и складских услуг;

· предоставление услуг по упаковке и пакетированию грузовых отправок;

· предоставление информационных услуг различного характера;

· организацию таможенного сервиса при экспортно-импортных операциях;

· организацию сопровождения грузов;

· услуги по консолидации и деконсолидация грузов;

· бронирование и продажа свободного объема на своих транспортных средствах и ТС перевозчика;

· оформление перевозочных и таможенных товаросопроводительных документов;

· обеспечение сохранности груза во время приема груза от грузоотправителя до передачи его перевозчику/грузополучателю;

· организацию технического и технологического обслуживания транспортных средств, технологического оборудования и средств механизации;

· организацию обслуживания специальных грузов;

· разработку схем обслуживания для сторонних организаций.

 

И это только основные услуги ТЭК. ТЭК в развитых странах - обычно крупное предприятие, имеющее свои транспортные средств... складские и терминальные площади, специальное технологическое оборудование Кроме того существуют и небольшие компании, которые работают на очень узком сегменте рынка.

В России в настоящее время в крупных городах и основных Федеральных центрах существует несколько крупных транспортно- экспедиторских фирм, имеющих свои филиалы по всей или почти „о всей стране. Эти компании и держат в своих руках почти весь рынок транспортно-экспедиторских и агентских услуг, в то время как небольшие ТЭК работают на очень ограниченном сегменте рынка с узким кругом клиентов. И все же все новые и новые транспортно- экспедиторские фирмы получают лицензии и сертификаты соответствия.

Следовательно, при жесткой конкуренции этим компаниям будут нужны высококвалифицированные специалисты в транспортной отрасли.

Из приведенной схемы видно, что организация работы ТЭК имеет ярко выраженные особенности по отношению к работе предприятий транспортной отрасли, которые специализируются непосредственно на предоставлении транспортных услуг.

Поэтому, необходимо представлять себе, что для эффективной деятельности транспортно-экспедиторской фирмы нужны как узкопрофильные специалисты в области логистики и экспедирования, так и специалисты-менеджеры общетранспортного профиля.

Организационная структура экспедиторской компании

К основным подразделениям экспедиторской компании относятся:

а) отдел маркетинга и продаж (отдел по работе с клиентурой).

б) подразделения организации перевозок и экспедирования;

в) отдел экономики и расчетов.

Наиболее важные функции этих структурных подразделений:

а) для отдела маркетинга и продаж:

• сбор информации о потенциальных клиентах и их потребностях в транспортных услугах;

• совместная с импортным или экспортным отделом подготовка коммерческих предложений клиентам.

• заключение договоров с клиентом;

• контроль за выполнением договоров;

• сохранение хороших дедовых отношений с клиентами.

для подразделений организации перевозок и экспедирования:

· расчет ставок и составление конъюнктурных листов по заявкам отдела по работе с клиентами.

· заключение договоров с перевозчиками и другими участниками транспортировки груза;

· контроль за выполнением договоров смежниками и организация транспортировки груза;

· подготовка счетов клиентам и акцепт счетов смежников.

в) для отдела экономики и расчетов:

· расчеты с клиентами и смежниками;

· налоговые и другие платежи;

· расчеты и выплаты заработной платы;

· экономический анализ и прогноз эффективной работы подразделений компаний;

· контроль дебиторской задолженности.

 

Если компания будет расположена в непосредственной близости мест перевалки экспедируемых ею грузов, то к этим трем основным структурным подразделениям добавится Отдел внутрипортового (терминального) экспедирования.

Основными функциями этого отдела будут являться:

• организация завоза груза в порт или на терминал.

• организация погрузо-разгрузочных работ (ПРР) в порту или на

терминале.

• оформление документации, связанной с таможенным оформлением груза и его перевалкой с одного вила транспорта на другой;

• контроль и содействие оперативной отгрузке груза из порта иди с терминала.

• передача оперативной информации о произведенных отгрузках грузов.

• расчеты со смежниками за выполненные работы;

• подготовка счетов клиентуре по факту произведенных расчетов со смежниками.

Возможны варианты, когда менеджеры, их помощники и организаторы перевозок-операторы специализируются на перевозках на каком-либо одном виде транспорта. Обычно это возможно в средних, крупных, особо крупных транспортно-экспедиторских компаниях или в компаниях, которые сами специализируются на каком-то одном виде транспорта.

В то же время, специалисты по логистике могут совмещать в себе и специалистов в области экспедирования или же организации перевозок. Экспедиторы также могут совмещать в себе обязанности различных специалистов по организации перевозок специфичных грузов. То же можно сказать и про менеджеров их помощников по организации перевозок. Инженеры по организации перевозок могут исполнять обязанности специалиста по комплектации, маркировке и упаковке грузовых отправок. Роль специалистаа по работе и организации перевозок специфичных грузов могут выполнять помощники менеджеров по организации перевозки. Более детальное обоснование уровня и направленности подготовки экспедиторов было изложено при рассмотрении «портрета профессии».

 

В работе экспедитора есть еще одни важный аспект. Это - подписание договоров на ТЭО грузов клиента.

Работа с клиентом - неотъемлемая часть работы экспедитора, но и она может быть дифференцирована на отдельные операции, специфика выполнения которых существенно отличается друг от друга.

Говоря о работе с клиентами, мы фактически рассматриваем взаи­моотношения покупателя и продавца. Здесь в роли продавца услуг выступает ТЭК. а в роли покупателя - клиент, имеющий объективную потребность воспользоваться услугами по поставке груза

Привлекательность любого товара для покупателя определяется, прежде всего, соотношением: иена - качество.

Под качеством транспортной услуги клиент подразумевает, скорость доставки груза и гарантии по его сохранности в процессе транспортировки.

Стоимость транспортной услуги - это размер той транспортной составляющей, которая должна включаться в себестоимость товара при определении цены его реализации.

Операции по выбору товара относятся к операциям стратегического планирования и в экспедиторских компаниях относятся только к компетенции высшего руководства. Цена товара зависит от его себестоимости для продавца и рыночной потребности в этом товаре.

Себестоимость может быть рассчитана двумя способами:

а) расчетным.

б) статистическим.

Расчетный способ сводится к суммированию стоимости услуг наземного и морского перевозчика, порта, сюрвейерских и других компаний.

Статистический способ базируется на анализе и коррекции себестоимости уже выполненных, аналогичных услуг по заявкам других клиентов.

Как правило, реальная себестоимость услуг компании определяется статистическим способом. Расчетный способ используется для определения себестоимости работ, не имевших аналога, либо при существенных корректировках транспортных схем доставки груза и тарифов. Эти два способа дополняют друг друга.

Норма прибыли на те или иные услуги компании, определяется на основании конъюнктурных листов конкурирующих экспедиторских компаний.

Конъюнктурные листы готовятся и регулярно обновляются службой маркетинга и продаж компании.

Рассмотрим подробнее ряд задач некоторых отделов ТЭК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: