II. Психокоррекционная и развивающая работа

Одним из направлений коррекционной работы является психологическая профилактика трудностей развития и взаимоотношений сотрудников.

Сущность психопрофилактики состоит в формировании психолого-педагогическими методами условий для успешного процесса социальной адаптации клиентов, предотвращения развития девиантного поведения, а также для предупреждения невротических и психотических расстройств у лиц группы риска, в повышении психологической толерантности (невосприимчивости) к психотравмирующим факторам в различных стрессовых ситуациях, улучшении социально-психологического климата в семье, коллективе, иных объединениях.

 

В этой работе можно выделить два важных направления. Первое состоит в профилактике психотравмирующих факторов, постоянно сопровождающих человека в его жизни и труде (изменение обстановки, условий жизни и труда, выполнение нестандартных социальных ролей, включенность в экстремальные ситуации, истощение психического ресурса и т. п.). Второе заключается в психологической профилактике возможных отклонений в группе риска, прогнозируемых в ходе психодиагностики.

Задачей психопрофилактики на индивидуальном уровне является создание психологических условий, не допускающих неадекватного реагирования социальных субъектов, у которых ярко выражены личностные акцентуации. Здесь следует использовать результаты изучения данного вопроса по методике К. Леонгарда. Решение этой задачи облегчает социальную адаптацию как к условиям труда, так и к различным жизненным ситуациям, содержащим коммуникативные затруднения.

На групповом уровне психопрофилактика значительно способствует оздоровлению семейных отношений, спло­чению коллектива, установлению этичных взаимоотно­шений, предупреждению конфликтов как в межличностных контактах, так и во взаимодействии человека с группой (руководителя с персоналом, обучающего с обучаемыми и т. п.). При этом профилактические меры помогают объединить членов коллектива в борьбе с негативизмом личностей, в развитии самокритичности и утверждении высоконравственных взаимосвязей, укреплении правопорядка. Психопрофилактика способствует совершенствованию стиля профессиональной деятельности персонала. Усвоение психологически выверенных норм межличностного общения позволяет формировать положительное отношение всех членов коллектива к общим и групповым ценностям, последовательно вырабатывать умение преодолевать трудности, психологические барье­ры, блокаторы и продвигаться к вершинам в труде и реализации жизненной стратегии.

Психокоррекция проводится, если в ходе психологической диагностики выявлены отклонения от функциональной нормы в поведении индивидуального или группового клиента. В силу существенных различий в характеристиках групповой и индивидуальной психологии выделяют индивидуальную и групповую психокоррекцию. В ходе корректирующего воздействия создаются условия возникновения эмоционально насыщенных ситуаций, в момент которых и могут быть достигнуты психокоррекционные цели.

Можно выделить два направления индивидуальной коррекции. Первое представляет собой комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления, укреплению самообладания. Второенормативно-ценностная коррекция — заключается во внесении определенных направлений в индивидуально-личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствии с которыми клиент вносит коррективы в исполнение своих жизненных и деятельностных функций.

В рамках первого направления с целью улучшения психической саморегуляции клиента следует усиливать обратную связь. Для этого чаще всего практикуются спокойные деловые беседы. В ходе таких бесед психолог обсуждает с клиентом его конкретные поступки, действия, имеющие место затруднения.

Но воздействия лишь на одни познавательные компоненты саморегуляции недостаточно. Многие проступки носят аффектный эмоциональный характер и проистекают из неадекватного ситуативного реагирования. Коррекция в этом случае заключается в развитии так называемых контролирующих эмоций — радости, стыда и др., а также в формировании адекватной реакции на различные внешние воздействия со стороны руководителя или коллеги, члена семьи или случайного инициатора конфликтной ситуации. Практикой неопровержимо доказано, что лишь в этом случае может возникнуть положительно окрашенный эмоциональный контакт как необходимое условие именно контролирующих эмоций, а не их антиподов — реакции подавленности, гнева, агрессивности, вандализма, хулиганства и проч.

В рамках второго направления объектами коррекционной работы выступают, как правило, нормативные комплексы, обусловливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам. Такой отказ выражается в различных формах — от скрытого внутреннего сопротивле­ния до явного конфликта в коллективе, семье, в отношениях с кем бы то ни было. В данной ситуации клиент проявляет чувство и даже действия протеста против регламентации, ограничивающей его личную активность, статус в социуме. Зачастую эти регламентации воспринимаются как необоснованное лишение свободы, что приводит к вредным привычкам, нездоровым пристрастиям (агрессивность, пьян­ство, курение, наркомания, другие аномалии).

Методы групповой психокоррекции направлены на развитие коммуникативных способностей клиентов, их рефлексивных навыков (умения анализировать поведение и состояние членов группы и свое собственное, ситуацию и себя в ней), умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

Групповая психокоррекция проводится как со специально подобранными для этой цели группами, так и с реальными коллективами. В таких группах успешно реша­ются задачи группового сплочения, улучшения в них социально-психологического климата, оптимизации взаимосвязей, развития профессиональной компетентности и др.

В качестве основных методов психокоррекции используются социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии. Те сотрудники, у которых не выявлено социально-психологических и личностных проблем, обучаются в форме лекционных занятий и закрепляют необходимые навыки на тренингах.

С теми работниками, у кого выявлены определенные проблемы, проводится коррекционная работа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: