Должностная инструкция специалиста-психолога

Должностные обязанности:

· Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

· Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

· Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

· Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

· Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

· Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

· Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

· Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего.

· Дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

· Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

· Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

· Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

· Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учет психологических факторов и эргономичес­ких требований.

· Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Должен знать:

· Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;

· Психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;

· Технические средства, применяемые при изучении условий труда;

· Передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов;

· Основы технологии производства;

· Основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы;

· Законодательство о труде;

· Правила внутреннего трудового распорядка;

· Правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации:

Психолог I (Высшей) категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.

Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.

Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

Рабочее место специалиста-психолога:

Под рабочим местом практического психолога понимается сбалансированный комплекс функций его деятельности, обеспеченный средствами для их реализации, накладывающий соответствующие обязанности и дающий необходимые права, требующий определенной ответственности и представляющий достаточную для выполнения профессиональных задач власть. Кроме сбалансированности этого комплекса, для организации рабочего места психолога; необходимы: последовательная приверженность к творческому подходу; наличие профессиональной компетентности; практический опыт; конструктивное взаимодействие практического психолога со всеми реалиями, влияющими на результаты его труда; материальное обеспечение рабочего места.

Предлагая практическому психологу самостоятельно, творчески подойти к наполнению конкретным содержанием названных элементов рабочего места, остановимся на его материальном обеспечении.

Материальное обеспечение рабочего места психолога включает в себя такие составляющие, как:

1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов.

2. Комната психологической разгрузки:

■ Для проведения психологической релаксации;

■ Снятия нервно-психологического напряжения;

■ Эмоциональной разгрузки;

■ Индивидуального и группового психологического консультирования

■ Психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий;

■ Работы пункта, почты или телефона доверия.

3. Материальная база психотерапевтического воздействия:

■ Аудиотехника;

■ Аудиокассеты с записями психотерапевтического характера;

■ Проекционная аппаратура;

■ Проекционные материалы психотерапевтического характера;

■ специальная светотехническая система и другие средства, способствующие осуществлению психотерапевтического воздействия.

4. Материальная база психодиагностики:

- Канцелярские принадлежности;

- Аудиотехника с записями стимульного материала, специальные бланки;

- Персональный компьютер, калькулятор и т. д.

5. Материальная база психологического просвещения и психологической подготовки:

■ Учебно-методические материалы;

■ Наглядные пособия;

■ Специально оборудованное помещение.

В перспективе материальное обеспечение рабочего места психолога должно расшириться и включить: в кабинете психотерапевтического воздействия — технические средства специального назначения; в материальной базе психодиагностики — комплекс психодиагностических приборов, диктофон, видеотехнику и др. Кроме того, необходимо включение в рабочее место психолога электронно-вычислительной техники со специальным программным обеспечением.

Профессиональная компетентность специалиста-психолога:

Профессиональная компетентность психолога, работающего в той или иной организации, определяется в ходе различных проверок, аттестаций, а также — в ходе непрерывного самооценивания. Основные вопросы, которые контролируются в процессе определения профессиональной компетентности психолога, следующие:

1. Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности;

2. Результативность социально-психологической работы и роль психолога в ее организации;

3. Соответствие условий и возможностей для проведения эффективной социально-психологической работы;

4. Реальное социально-правовое, организационное материальное обеспечение профессиональной деятельности непосредственно психолога.

Определение уровня компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности коллектива, жизнедеятельности клиента включает проверку:

1) соблюдения этического кодекса работы психолога;

2) временных нагрузок психолога во всей сфере труда, жизни и непосредственно в его профессиональной деятельности;

3) системы личного участия психолога в работе с различными категориями клиентов (человек—семья—коллектив);

4) эффективности системы взаимодействия психолога: с другими должностными лицами по организации и проведению социально-психологической работы, коммуникабельности во взаимоотношениях с другими социально-психологическими службами;

5) степени учета информации психолога при принятии управленческих решений; в случае правильных результатов в работе психолога и своевременном предоставлении им информации соответствующим должностным; лицам, оставляемой ими без внимания, или 50% -ном преобладании временных затрат психолога во вне профессиональной сфере — проанализировать причины неконструктивной позиции руководителей;

6) участия психолога в работе различных комиссий и выполнения функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей;

7) самосовершенствования и овладения продуктивными технологиями социально-психологической работы.

Всестороннее изучение и оценка результативности социально-психологической работы и роли в ней практического психолога охватывают следующие вопросы:

1) эффективность социально-психологического сопровождения труда и жизни клиентов в их целостном контексте, а также при целевой работе с ними в соответствии с общими задачами, потребностями в рамках функциональных обязанностей;

2) действенность осуществления поддержки развития и реализации творческого потенциала клиентов и оказа­ние им помощи в решении различных проблем;

3) организация и результативность психологической подготовки, которая осуществляется в различных обязательных и инновационных формах психологического просвещения и консультирования;

4) соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; правильность выво­дов и рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень их учета и компетентность должностных лиц при реализации;

5) организация и эффективность психопрофилактической работы, особенно в предупреждении различных проявлений девиантного поведения, преодолении кризисных ситуаций и решении проблем труда и жизни социальных субъектов;

6) компетентность и результативность психокоррекционной и психореабилитационной работы, степень включенности элементов психологической реабилитации в сферу социально-бытовой практики: спортивно-оздоровительные мероприятия, организация досуга и др.

Анализ и оценка соответствия условий и возможностей проведению эффективной социально-психологичес­кой работы осуществляются по следующим вопросам:

1) материально-техническая база социально-психологической работы и степень ее соответствия имеющимся возможностям;

2) наличие, состояние и система работы объектов социально-психологической работы:

■ Лаборатории ПФО при участии практического психолога;

■ Учебно-методического кабинета социально-психологической работы;

■ Центра психологической консультации в той структуре, где практический психолог выполняет свои функции;

■ Комнаты психологической релаксации; наличие учебно-методического фонда социально-психологической работы в библиотеке, на рабочих местах, личном пользовании клиентов.

Определение реальной социально-правовой, организационной и материальной обеспеченности профессиональной деятельности практического психолога предполагает проверку:

1) Наличия рабочего кабинета, сейфа для хранения документов, учетно-отчетной документации;

2) Наличия и корректности ведения учетно-отчетной основной документации, включающей:

■ Планы работы практического психолога (перспективного плана, плана на месяц, плана профессионального совершенствования);

■ Результаты психодиагностики, акты (карты) обследования и составления психологических портретов клиентов;

■ Ежемесячные справки-доклады о проделанной работе и другие необходимые документы;

■ Оперативные информационные сообщения о состоянии дел, проблемах и т. п.;

■ Рекомендации должностным лицам и другим категориям клиентов, а также требования по организации социально-психологической работы;

■ Систему взаимодействия с должностными лицами по организации социально-психологической работы;

■ Учебно-методические материалы и разработки для психологического просвещения и консультирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: