Каковы методы контроля за психическим развитием детей?

1. Метод опроса матери (при приеме ребенка в детское учреж­
дение и в дальнейшем по ходу развития ребенка).

2. Метод наблюдения в группе за поведением детей.

3. Метод диагностики психического развития ребенка.

От обычного наблюдения метод диагностики психического раз­вития детей отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью определенного материала, в опреде­ленной ситуации, которая должна быть максимально приближена к естественным условиям жизни малыша.

При выявлении уровня развития очень важно установить ин­тимный контакт с ребенком, и взрослый всем своим видом, тоном должен внушить ему уверенность, что малыш выполнит задание, стимулировать у него желание выполнить его. Обычно дети с боль-



шим интересом относятся к такому занятию. Однако поведение взрослого при проведении диагностики не совсем обычно: он дол­жен не обучать ребенка, не показывать, а только умело выявлять уже сформированные умения малыша. Ребенок обычно ждет оценки со стороны взрослого. И если он хорошо справился с заданием, нуж­но это обязательно положительно оценить. Если ребенок не справ­ляется с задачей, взрослый дает другую — на возраст ниже. Так, если ребенок 2 лет не выполнил задание соответственно своему возрасту, ему дается такое же задание, как ребенку 1 года 9 меся­цев, но и в том случае, если малыш справился с требованием, так-"же нужно его похвалить.

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которо­му соответствует выявленный показатель. Так отмечается опереже­ние или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребенка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала: 1 год 1 месяц — 1 год 3 ме­сяца; 1 год 4 месяца — 1 год 6 месяцев; 1 год 7 месяцев — 1 год 9 месяцев; 1 год 10 месяцев — 2 года, а на третьем году — в преде­лах полугодия: 2 года 1 месяц — 2 года 6 месяцев; 2 года 7 меся­цев — 3 года.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитыва­ется степень опережения или задержки в развитии ребенка, коли­чество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети разделены на три основные группы (четвертая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).

В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т. е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением в развитии. Во в т о р у ю группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году— 1-й квартал, на третьем году— 1-е полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой — на два эпикризных срока, ачетвертую с еще большей задерж­кой — на три эпикризных срока.

В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе — опережение на один эпикризный срок — ускоренное развитие; на два эпикризных срока — высокое развитие. Во второй, третьей и четвертой группах выявлены три степени задержки развития' (в зависимости от количества несфор-мированных навыков — линий задержки): I степень—1—2, II — 3—4, III — 5—7 линий. В каждой группе выделены дети с негармо­ничным развитием. В I группе — дети с верхнегармоничным раз­витием (одна часть линий выше на 1, другая на 2 эпикризных срока), во II группе — с негармоничным развитием (одна часть линий выше на 1, другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе — с нижнегар­моничным развитием (одна часть линий ниже на 1, другая часть на 2 эпикризных срока).


Таблица 26

Качественно-количественная оценка психического развития детей второго года жизни1

 

Нормальное распределение детей по группам развития Пограничное состояние
I группа II группа III группа IV группа
Дети с опережением в развитии: на 2 эпикризных сро­ка (высокое развитие); на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие) Дети с задержкой в развитии на 1 эпи­кризный срок: I степень — на 1 — 2 линии; II степень — на 3—4 линии; 1Ц сте­пень — на 5—7 ли­ний Дети с задержкой в развитии на 2 эпи­кризных срока: I степень — на 1—2 линии; II сте­пень — на 3—4 ли­нии; III степень — на 5—7 линий Дети с за­держкой в развитии на 3 эпикриз­ных срока <•

 

Нормальное распределение детей по группам развития Пограничное состояние
Iгруппа II группа III группа IV группа
Дети с опережением в развитии (нетипичное верхнегармоничное раз­витие). Часть линий вы­ше нормы на 1, часть на 2 эпикризных срока Дети с нормальным развитием (все линии соответствуют календар­ному возрасту ребенка) Дети с нетипич­ным, негармоничным развитием (часть ли­ний выше нормы, часть ниже на 1 эпи­кризный срок) Дети с нетипич­ным, нижнегармо­ничным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикриз­ный срок, часть — на 2 эпикризных срока)  

1 Разработана К. Л. Печорой.

Как примерно распределяются дети по группам развития в процентном отношении?

Первая группа развития — 33,1%;

вторая группа —52%;

третья группа —13,65%;

четвертая группа — 1,25%.

Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой I степени, т. е. на 1—2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей сле-


 


дует сразу же взять на учет с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, лого­педа, а четвертой—обязательной консультации психоневролога.

Такая оценка дает возможность осуществлять дифференциро­ванный подход в воспитании детей и вносить своевременную кор­рекцию в их развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: