Как организовать контроль за развитием ребенка в детском учреждении?

В контроле за развитием и поведением детей участвуют вос­питатель группы, педагог, врач. Воспитатель группы ведет наблю­дение за поведением детей, педагог проводит диагностику нервно-психического развития, врач оценивает физическое развитие, со­стояние здоровья, дает общую оценку развития ребенка (опреде­ляет группу здоровья). При этом учитывается оценка нервно-пси­хического развития (группа развития), которую дает педагог. Кон­троль за поведением детей осуществляется в дневнике группы (фор­ма № 127), где, помимо повседневного учета состояния здоровья и поведения детей, воспитатель дает описание поведения эпикриз-ных детей, используя памятку-вопросник.

Результаты оценки уровня развития и поведения детей зано­сятся в карту психического развития, которая хранится у педа­гога. Для этого он составляет картотеку на каждого ребенка по группам. Карту заводят на ребенка один раз в два года: на второй и третий год жизни — по следующей форме:

Таблица 27

Карта нервно-психического развития ребенка второго года жизни1

Дата рождения

Дата поступления Анализ

 

 

 

 

 

Возраст Уровень развития Поведение .Заключены* Назначе­ния
Речь Сен­сор­ное Игра Дви­же­ние На­выки
пас- с ив -ная актив­ная
1 год 3 месяца                  
1 год 6 месяцев                  
1 год 9 месяцев                  
2 года                  

Разработана К. Л. Печорой.


Таблица 28

Карта нервно-психического развития ребенка третьего года жизни'

Дата рождения__________________________

Дата поступления________________________

Анализ

 

 

 

 

 

 

Возраст Уровень нервно-психического развития Поведение Заключение Назначения
Активная речь Сенсорное развитие Игра Конструирование Изобразительная деятельность Движения Навыки
группа ш восприятие цвета восприятие формы
2 года 6 меся­цев                     Аи  
3 года                        
                         

1 Разработана Г. В. Пантюхиной.

В данной таблице с левой стороны проставляется возраст де­тей, уровень развития по каждой линии. В графе «Поведение» дают­ся лишь краткие ответы на вопросник, относящийся к характе­ристике поведения малыша (настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности). Графа «Заключе­ние» содержит сведения педагога о поведении (без отклонений, не­значительные или значительные отклонения в поведении) и разви­тии ребенка с указанием группы. В графе «Назначения» делают пометки о назначении на следующий возрастной период. Так, на­пример, если уровень психического развития ребенка соответст­вует 2 годам, то назначения даются на следующий возрастной пе­риод — на 2 года 6 месяцев.

Врач, используя данные педагога, дает оценку состояния здо­ровья ребенка и свое заключение записывает в истории развития (форма № 112).

Для проведения диагностики нервно-психического развития педагог подбирает рекомендуемый материал, который не исполь­зуется в повседневной жизни. Хранится он в кабинете педагога по каждому возрасту (1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 меся­цев, 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года) в коробках. В них же должна находиться и методика выявления уровня развития ребенка по всем показателям.



Таблица 29


Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни1

 

Возраст Зрительные ориен­тировочные реак­ции Слуховые ори­ентировочные реакции Эмоции и социаль­ное поведение Движения руки и действия с пред­метами. Движения общие Подготови­тельные эта­пы развития понимания ре­чи --------------. Подготови­тельные эта­пы развития активной ре­чи --------- •— Навыки и уме­ния в режим­ных процессах
                 
дней     18—20 дней     1 месяц Удерживает в поле зрения движущийся предмет (сту­пенчатое сле­жение) Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)   Плавное прослежива­ние движуще­гося предмета Вздраги­вает и ми­гает при резком зву­ке     Успокаи­вается при сильном звуке     Длительное слуховое сосредоточе­ние (при­слушивает­ся к голосу взрослого, звуку иг­рушки) Первая улыбка в от­вет на разго­вор взрослого   Лежа на животе пыта­ется подни­мать и удер­живать голо­ву   Издает от­дельные зву­ки в ответ на разговор с ним  

Составлены Э. Л. Фрухт по материалам Н. М. Щелованова, М. Ю. Кистяковской, С. М. Кривиной, Э. Л. Фрухт.


 


 



 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог имеет четкий план сроков выявления уровня разви­тия детей по группам, который должен совпадать (даже несколь­ко опережать) с планом врача; он тоже пишет эпикризы в истории развития в эти же сроки.

В начале месяца педагог дает назначения воспитателям групп (в дневнике группы), за какими детьми в данном месяце следует вести особое наблюдение.

Проведя комплексную оценку состояния здоровья, врач и педа­гог передают'свои назначения родителям и воспитателям групп. Срочные назначения фиксируются в дневнике группы, а все другие обычным путем — в перспективном плане работы. Оценка уровня развития детей (по группам развития) проводится не реже одного раза в квартал.,

Правильно организованный контроль за развитием и поведе­нием детей является одним из основных средств систематического повышения качества работы детского учреждения.

Рассмотрим примерные показатели нервно-психического раз­вития детей раннего возраста и методику их определения.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ1

1 год 3 месяца

Понимание речи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: