В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатель группы, педагог, врач. Воспитатель группы ведет наблюдение за поведением детей, педагог проводит диагностику нервно-психического развития, врач оценивает физическое развитие, состояние здоровья, дает общую оценку развития ребенка (определяет группу здоровья). При этом учитывается оценка нервно-психического развития (группа развития), которую дает педагог. Контроль за поведением детей осуществляется в дневнике группы (форма № 127), где, помимо повседневного учета состояния здоровья и поведения детей, воспитатель дает описание поведения эпикриз-ных детей, используя памятку-вопросник.
Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносятся в карту психического развития, которая хранится у педагога. Для этого он составляет картотеку на каждого ребенка по группам. Карту заводят на ребенка один раз в два года: на второй и третий год жизни — по следующей форме:
Таблица 27
Карта нервно-психического развития ребенка второго года жизни1
|
|
Дата рождения
Дата поступления Анализ
Возраст | Уровень развития | Поведение | .Заключены* | Назначения | |||||
Речь | Сенсорное | Игра | Движение | Навыки | |||||
пас- с ив -ная | активная | ||||||||
1 год 3 месяца | |||||||||
1 год 6 месяцев | |||||||||
1 год 9 месяцев | |||||||||
2 года |
Разработана К. Л. Печорой.
Таблица 28
Карта нервно-психического развития ребенка третьего года жизни'
Дата рождения__________________________
Дата поступления________________________
Анализ
Возраст | Уровень нервно-психического развития | Поведение | Заключение | Назначения | ||||||||
Активная речь | Сенсорное развитие | Игра | Конструирование | Изобразительная деятельность | Движения | Навыки | ||||||
группа | ш | восприятие цвета | восприятие формы | |||||||||
2 года 6 месяцев | Аи | |||||||||||
3 года | ||||||||||||
1 Разработана Г. В. Пантюхиной.
В данной таблице с левой стороны проставляется возраст детей, уровень развития по каждой линии. В графе «Поведение» даются лишь краткие ответы на вопросник, относящийся к характеристике поведения малыша (настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности). Графа «Заключение» содержит сведения педагога о поведении (без отклонений, незначительные или значительные отклонения в поведении) и развитии ребенка с указанием группы. В графе «Назначения» делают пометки о назначении на следующий возрастной период. Так, например, если уровень психического развития ребенка соответствует 2 годам, то назначения даются на следующий возрастной период — на 2 года 6 месяцев.
|
|
Врач, используя данные педагога, дает оценку состояния здоровья ребенка и свое заключение записывает в истории развития (форма № 112).
Для проведения диагностики нервно-психического развития педагог подбирает рекомендуемый материал, который не используется в повседневной жизни. Хранится он в кабинете педагога по каждому возрасту (1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года) в коробках. В них же должна находиться и методика выявления уровня развития ребенка по всем показателям.
(О
Таблица 29
Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни1
Возраст | Зрительные ориентировочные реакции | Слуховые ориентировочные реакции | Эмоции и социальное поведение | Движения руки и действия с предметами. | Движения общие | Подготовительные этапы развития понимания речи | --------------. Подготовительные этапы развития активной речи | --------- •— Навыки и умения в режимных процессах |
дней 18—20 дней 1 месяц | Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) Плавное прослеживание движущегося предмета | Вздрагивает и мигает при резком звуке Успокаивается при сильном звуке Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки) | Первая улыбка в ответ на разговор взрослого | Лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову | Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним |
Составлены Э. Л. Фрухт по материалам Н. М. Щелованова, М. Ю. Кистяковской, С. М. Кривиной, Э. Л. Фрухт.
Педагог имеет четкий план сроков выявления уровня развития детей по группам, который должен совпадать (даже несколько опережать) с планом врача; он тоже пишет эпикризы в истории развития в эти же сроки.
В начале месяца педагог дает назначения воспитателям групп (в дневнике группы), за какими детьми в данном месяце следует вести особое наблюдение.
Проведя комплексную оценку состояния здоровья, врач и педагог передают'свои назначения родителям и воспитателям групп. Срочные назначения фиксируются в дневнике группы, а все другие обычным путем — в перспективном плане работы. Оценка уровня развития детей (по группам развития) проводится не реже одного раза в квартал., •
Правильно организованный контроль за развитием и поведением детей является одним из основных средств систематического повышения качества работы детского учреждения.
Рассмотрим примерные показатели нервно-психического развития детей раннего возраста и методику их определения.
ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ1
1 год 3 месяца
Понимание речи