В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатель группы, педагог, врач. Воспитатель группы ведет наблюдение за поведением детей, педагог проводит диагностику нервно-психического развития, врач оценивает физическое развитие, состояние здоровья, дает общую оценку развития ребенка (определяет группу здоровья). При этом учитывается оценка нервно-психического развития (группа развития), которую дает педагог. Контроль за поведением детей осуществляется в дневнике группы (форма № 127), где, помимо повседневного учета состояния здоровья и поведения детей, воспитатель дает описание поведения эпикриз-ных детей, используя памятку-вопросник.
Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносятся в карту психического развития, которая хранится у педагога. Для этого он составляет картотеку на каждого ребенка по группам. Карту заводят на ребенка один раз в два года: на второй и третий год жизни — по следующей форме:
Таблица 27
Карта нервно-психического развития ребенка второго года жизни1
Дата рождения
Дата поступления Анализ
| Возраст | Уровень развития | Поведение | .Заключены* | Назначения | |||||
| Речь | Сенсорное | Игра | Движение | Навыки | |||||
| пас- с ив -ная | активная | ||||||||
| 1 год 3 месяца | |||||||||
| 1 год 6 месяцев | |||||||||
| 1 год 9 месяцев | |||||||||
| 2 года |
Разработана К. Л. Печорой.
Таблица 28
Карта нервно-психического развития ребенка третьего года жизни'
Дата рождения__________________________
Дата поступления________________________
Анализ
| Возраст | Уровень нервно-психического развития | Поведение | Заключение | Назначения | ||||||||
| Активная речь | Сенсорное развитие | Игра | Конструирование | Изобразительная деятельность | Движения | Навыки | ||||||
| группа | ш | восприятие цвета | восприятие формы | |||||||||
| 2 года 6 месяцев | Аи | |||||||||||
| 3 года | ||||||||||||
1 Разработана Г. В. Пантюхиной.
В данной таблице с левой стороны проставляется возраст детей, уровень развития по каждой линии. В графе «Поведение» даются лишь краткие ответы на вопросник, относящийся к характеристике поведения малыша (настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности). Графа «Заключение» содержит сведения педагога о поведении (без отклонений, незначительные или значительные отклонения в поведении) и развитии ребенка с указанием группы. В графе «Назначения» делают пометки о назначении на следующий возрастной период. Так, например, если уровень психического развития ребенка соответствует 2 годам, то назначения даются на следующий возрастной период — на 2 года 6 месяцев.
Врач, используя данные педагога, дает оценку состояния здоровья ребенка и свое заключение записывает в истории развития (форма № 112).
Для проведения диагностики нервно-психического развития педагог подбирает рекомендуемый материал, который не используется в повседневной жизни. Хранится он в кабинете педагога по каждому возрасту (1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года) в коробках. В них же должна находиться и методика выявления уровня развития ребенка по всем показателям.
(О
Таблица 29
Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни1
| Возраст | Зрительные ориентировочные реакции | Слуховые ориентировочные реакции | Эмоции и социальное поведение | Движения руки и действия с предметами. | Движения общие | Подготовительные этапы развития понимания речи | --------------. Подготовительные этапы развития активной речи | --------- •— Навыки и умения в режимных процессах |
| дней 18—20 дней 1 месяц | Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) Плавное прослеживание движущегося предмета | Вздрагивает и мигает при резком звуке Успокаивается при сильном звуке Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки) | Первая улыбка в ответ на разговор взрослого | Лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову | Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним |
Составлены Э. Л. Фрухт по материалам Н. М. Щелованова, М. Ю. Кистяковской, С. М. Кривиной, Э. Л. Фрухт.

|





Педагог имеет четкий план сроков выявления уровня развития детей по группам, который должен совпадать (даже несколько опережать) с планом врача; он тоже пишет эпикризы в истории развития в эти же сроки.
В начале месяца педагог дает назначения воспитателям групп (в дневнике группы), за какими детьми в данном месяце следует вести особое наблюдение.
Проведя комплексную оценку состояния здоровья, врач и педагог передают'свои назначения родителям и воспитателям групп. Срочные назначения фиксируются в дневнике группы, а все другие обычным путем — в перспективном плане работы. Оценка уровня развития детей (по группам развития) проводится не реже одного раза в квартал., •
Правильно организованный контроль за развитием и поведением детей является одним из основных средств систематического повышения качества работы детского учреждения.
Рассмотрим примерные показатели нервно-психического развития детей раннего возраста и методику их определения.
ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ1
1 год 3 месяца
Понимание речи






