Российской федерации
ФГОУ ВПО
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
____________________________________________________________
В.И.ЧЕРНЯКОВ
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
ПО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА
ОМСК 2004
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Российской федерации
ФГОУ ВПО
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
____________________________________________________________
В.И.ЧЕРНЯКОВ
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
ПО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА
2-е издание переработанное и дополненное
Рекомендовано ученым советом факультета технического сервиса в АПК в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям «Механизация сельского хозяйства» и «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК»
ОМСК 2004
УДК 631.371:621.313(076.5)
Ч49
Черняков В.И. Практикум по электрооборудованию предприятий сельскохозяйственного производства и технического сервиса: Учеб. пособие. 2–е изд., перераб. доп. / Изд-во ОмГАУ. Омск, -2004- 168 с.
|
|
Пособие содержит общие методические рекомендации и материалы для выполнения лабораторных занятий по электрическим машинам, электроприводу и электрооборудованию предприятий сельскохозяйственного производства и технического сервиса. Рассмотрена аппаратура управления и защиты электрооборудования, устройство, принцип действия, схемы управления и основы эксплуатации сельскохозяйственных электроустановок.
Предназначено для студентов аграрных вузов, обучающихся по специальностям 311300 -Механизация сельского хозяйства и 311900 - Технология обслуживания и ремонта машин в АПК.
Ил. 83, табл. 27, список лит.- 15 назв.
Рецензенты: зав. отделом механизации сельского хозяйства СибНИИСХ, канд. техн. наук А.А. Кем;
зав. кафедрой, докт. техн. наук, проф. В.Н. Горюнов.
© Черняков В. И., 2004-03-30
© Омский
государственный аграрный университет, 2004
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.
Общие методические рекомендации и порядок выполнения лабораторных работ,
Введение.
Техника безопасности при проведении лабораторных работ.
Лабораторная работа I. Подготовка электродвигателя к пуску. Лабораторная работа 2. Пуск трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
Лабораторная работа 3. Исследование работы трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором под нагрузкой. Лабораторная работа 4. Торможение трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. Лабораторная работа 5. Исследование трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором.
|
|
Лабораторная работа 6. Исследование двигателя постоянного тока.
Лабораторная работа 7. Изучение аппаратуры неавтоматического управления и защиты электроустановок.
Лабораторная работа 8. Исследование нереверсивного магнитного пускателя.
Лабораторная работа 9. Испытание теплового реле. Лабораторная работа 10. Исследование аппаратов защиты электродвигателя от перегрева изоляции и обрыва фазы. Лабораторная работа 11. Исследование реверсивных магнитных пускателей.
Лабораторная работа 12.Исследование схемы управления электродвигателями поточной линии.
Лабораторная работа 13. Исследование схемы управления навозным транспортером ТСН-ЗБ.
Лабораторная работа 14. Исследование способов повышения коэффициента мощности электроустановок. Лабораторная работа 15. Изучение и исследование электрических нагревателей.
Лабораторная работа 16. Исследование электрокалориферной установки.
Лабораторная работа 17. Изучение электрических источников видимого, ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Лабораторная работа 18. Изучение устройств управления световым режимом в птичнике.
Лабораторная работа 19. Изучение аппаратуры электрической изгороди.
Заключение.
Литература.
Предметный указатель
ПРЕДИСЛОВИЕ
Прогресс современного механизированного сельскохо-зяйственного производства не возможен без широкого применения электрооборудования и средств автоматизации. Электрифицированные установки, механизмы и машины используются на станциях технического сервиса и ремонтных предприятиях.
Государственный образовательный стандарт по направлению подготовки дипломированных специалистов «Агроинженерия» предусматривает изучение студентами дисциплины "Электрические машины и электропривод" для специальности 311900 –Технология обслуживания и ремонта машин в АПК, а для специальности 311300 - Механизация сельского хозяйства – дисциплины "Электропривод и электрооборудование". Лабораторный практикум играет важную роль при изучении обеих этих дисциплин.
Предлагаемое учебное пособие предназначено для подготовки инженеров по указанным специальностям. Оно может быть использовано при выполнении лабораторных работ по дисциплинам «Электрические машины и аппараты» и «Применение электрической энергии в сельском хозяйстве» студентами специализации 311305 – эксплуатация электромеханических установок.
Для успешного усвоения теоретической части лабораторных работ студентами должны быть изучены дисциплины: математика, физика, теоретическая механика, инженерная графика, теория механизмов и машин, детали машин и подъемно-транспортные машины, электротехника, теплотехника, автоматика, гидравлика, механизация и технология животноводства, сельскохозяйственные машины, основы научных исследований.
Знания, полученные при выполнении лабораторных работ по электрооборудованию будут использованы при изучении специальных дисциплин: эксплуатация, ремонт машин, безопасность жизнедеятельности.
Основная цель учебного пособия состоит в формировании знаний и практических навыков по использованию современного электрооборудования. В процессе выполнения лабораторных работ студенты самостоятельно изучают устройство, принцип действия, основные характеристики электрооборудования, использующегося на предприятиях агропромышленного профиля. Они осваивают правила выбора, наладки и безопасной эксплуатации электрооборудования, приобретают навыки в постановке эксперимента, учатся ориентироваться в электрических схемах.
Учебное пособие подготовлено на основе многолетнего опыта проведения лабораторных занятий по электрическим машинам, электроприводу и электрооборудованию на кафедре электротехники и электрификации сельского хозяйства ОмГАУ. Учтен опыт родственных кафедр других вузов.
|
|
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Учебное пособие составлено применительно к лабораториям "Электрические машины и электропривод" и "Применение электрической энергии в сельском хозяйстве", каждая из которых рассчитана на одну учебную группу. Оно содержит 19 лабораторных работ, разделенных на три цикла. В первом цикле (работы 1...6) студенты изучают порядок подготовки к пуску и особенности пуска электродвигателей, исследуют их механические характеристики в рабочем и тормозном режимах. Второй цикл (работы 7...12) посвящен изучению и испытанию аппаратуры управления и защиты электроустановок. Третий цикл объединяет работы (13... 19) по применению электрической энергии в сельском хозяйстве.
Лабораторные работы выполняются на специализированных стендах, оснащенных серийным электрооборудованием, применяемым в сельском хозяйстве. Это облегчает комплектование лаборатории и знакомит студентов с производственными установками. Для выполнения лабораторных работ группа делится на звенья из трех-пяти человек. Каждому звену заранее сообщается очередность выполнения работ.
Методические указания к каждой лабораторной работе состоят из следующих разделов:
1. цель работы;
2. задание:
2.1. к самостоятельной работе;
2.2. к работе в лаборатории;
3. общие сведения;
4. описание лабораторной установки;
5. указания к выполнению работы;
Каждая лабораторная работа должна быть оформлена в виде отчета в соответствии с пунктами задания. В отчете указывается название и цель работы, необходимые по заданию описания, паспортные данные оборудования, таблицы результатов наблюдений, расчеты, векторные диаграммы, графики и выводы. Электрические схемы и графики вычерчиваются с помощью чертежных инструментов. Монтажные электрические схемы студент должен составить в тех случаях, когда это указано в задании. Если монтажная схема приведена в работе, вычерчивать ее не нужно.
|
|
При самостоятельной подготовке к лабораторной работе студент должен изучить материал, приведенный в разделе 3 и провести самоконтроль по вопросам, имеющимся в конце лабораторной работы. Для более глубокого изучения материала рекомендуется воспользоваться литературой, указанной в пункте 2.1 задания, неясные моменты уточнить во время занятия в лаборатории.
Для облегчения поиска информации по интересующему вопросу используйте предметный указатель, помещенный в конце книги.
В начале занятия преподаватель проверяет готовность студента к выполнению работы, после чего нужно внимательно изучить оборудование лабораторной установки, записать его паспортные данные и собрать монтажную схему. Подготовить лабораторную установку к включению, установив в необходимое положение рукоятки аппаратов управления (реостатов, автотрансформаторов, переключателей и т.п.).
Экспериментальные исследования проводятся под наблюдением преподавателя в соответствии с разделом 5. Результаты измерений нужно показать преподавателю и при необходимости повторить эксперимент. С разрешения преподавателя разобрать схему, предварительно убедившись, что она отключена.
Защита отчета производится каждым студентом индивидуально по карточкам программированного контроля и собеседованием.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях в сельском хозяйстве значительно расширилась область применения технологических установок, использующих электрооборудование. Все большее распространение получают установки для хранения и переработки сельхозпродукции, технического обслуживания и ремонта техники.
Электрическая энергия используется для привода машин и механизмов, электроосвещения и облучения, электронагрева и охлаждения, в специальных электротехнологиях. Последние включают в себя применение электрических и магнитных полей, электрических импульсов и разрядов, ультразвука для выполнения технологических процессов.
Электропривод является наиболее распространенным видом привода самых разнообразных машин и механизмов в сельскохозяйственном производстве. Основные его достоинства: большой диапазон мощностей и угловых скоростей вращения, возможность регулирования угловой скорости вращения, высокий КПД, отсутствие загрязнения окружающей среды, малый уровень шума, легкость автоматизации и простота эксплуатации.
Электроприводом называется электромеханическая система, состоящая из электродвигательного, преобразовательного, передаточного и управляющего устройств, предназначенная для приведения в движение исполнительных органов рабочей машины или управления этим движением.
В сельскохозяйственных приводах преимущественно используются электродвигатели переменного тока (однофазные и трехфазные асинхронные, однофазные коллекторные) и постоянного тока. Преобразовательным устройством может служить понижающий трансформатор, выпрямитель, преобразователь напряжения и частоты. Управляющее устройство выполняет функции управления процессом преобразования электрической энергии в механическую: включение и выключение электродвигателя, реверсирование, регулирование частоты вращения, защита от аварийных режимов работы. Передаточное устройство служит для передачи движения от электродвигателя к рабочей машине посредством муфты, редуктора, ременной, цепной или какой-либо иной передачи.
В учебном пособии значительное место отведено изучению электромеханических свойств наиболее распространенных типов электродвигателей, аппаратов управления и защиты электроустановок, принципов и схем управления электроприводами.
Установки электрического освещения и облучения преобразуют электрическую энергию в энергию оптического излучения (видимого, ультрафиолетового, инфракрасного, лазерного). Они широко используются для искусственного освещения помещений и территорий, а также для облучения биологических и других объектов с целью интенсификации производственных операций и технологических процессов. Наиболее распространенное осветительное и облучающее электрооборудование изучается в данном пособии.
Электронагревательные и холодильные установки также получили широкое применение в сельскохозяйственном производстве. Системы электротеплоснабжения по сравнению с огневыми установками позволяют автоматически поддерживать тепловой режим, не загрязняют окружающую среду топливом и продуктами сгорания, надежны и менее пожароопасны.
В пособии рассмотрены наиболее распространенные типы электронагревательных установок сельскохозяйственного назначения.
Условия эксплуатации электрооборудования в сельском хозяйстве осложняются сравнительно небольшой мощностью источников и низкой надежностью электроснабжения. При пуске асинхронных электродвигателей, мощность которых соизмерима с мощностью трансформаторной подстанции, наблюдается значительное снижение напряжения. Это отрицательно сказывается на пуске двигателя и работе ранее включенных потребителей. Нередко наблюдается обрыв фазы, несимметрия напряжений, что может привести к выходу электрооборудования из строя.
Ряд сельскохозяйственных помещений отличается высоким содержанием химически активных веществ в сочетании с высокой влажностью окружающей среды (животноводческие помещения), запыленностью (мельницы, зернотока, деревообделочные мастерские). Электродвигатели часто работают на открытом воздухе, подвергаясь непосредственному воздействию окружающей среды. При таких тяжелых условиях эксплуатации и малом числе часов работы в сутки сопротивление изоляции электрооборудования снижается. Поэтому электрооборудование должно выбираться с учетом условий окружающей среды.
Изучая электрооборудование в лабораториях, обратите внимание на то, что его изготавливают в пяти климатических исполнениях и маркируют следующим образом: У - для районов с умеренным климатом (температура окружающей среды в пределах -45...+45°С); УХЛ - для районов с умеренным и холодным климатом; Т - для районов с тропическим климатом; М - для районов с умеренно-холодным морским климатом; ОМ - для районов как с умеренно-холодным, так и жарким морским климатом.
В зависимости от места установки выделяют пять категорий размещения электрооборудования: 1 - на открытом воздухе; 2 - под навесом или в открытых помещениях; 3 - в закрытых помещениях без искусственного микроклимата; 4 - в помещениях с искусственным микроклиматом; 5 - для помещений с повышенной влажностью.
Все электротехнические изделия, в том числе и электродвигатели, классифицируют по степени защиты от соприкосновения с токоведущими и движущимися частями и от попадания внутрь оболочек изделия посторонних предметов и воды.
Для обозначения степени защиты изделия используют две латинские буквы IP и следующие за ними две цифры.
Первая цифра от 0 до 6 означает степень защиты персонала от соприкосновения с токоведущими и движущимися частями электрооборудования и попадания внутрь посторонних тел: 0-защита отсутствует;
1...4 - защита от твердых тел соответственно размером 50; 12; 2,5 и 1мм; 5 - защита от пыли; 6 - пыленепроницаемость.
Вторая цифра от 0 до 8 означает степень защиты электро-оборудования от попадания воды: 0 - защита отсутствует; 1 и 2 - защита от капель воды, падающих вертикально или под углом до 15 градусов; 3...6 -защита соответственно от дождя, брызг, водяных струй; 7 - защита от погружения в воду; 8 - защита при длительном погружении в воду.
В учебном пособии рассмотрены правила эксплуатации электрооборудования, наиболее часто встречающиеся неисправности и аварийные режимы. Уделено внимание вопросам электробезопасности при эксплуатации электрооборудования.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
При выполнении лабораторных работ на оборудование рабочего места подается напряжение питания 220 В постоянного и переменного тока. Поэтому, согласно "Межотраслевым правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок", лабораторные стенды считаются действующими электроустановками. Для их эксплуатации необходимо строго соблюдать следующие правила техники безопасности:
1. Лабораторную работу можно выполнять только на исправном оборудовании.
2. Запрещается работать в лаборатории одному.
3. Перед началом работы на стенде необходимо убедиться, что все выключатели стенда находятся в положении "Выключено", а вращающиеся части электрических машин ограждены.
4. Категорически запрещается включать выключатели распределительного щита лаборатории.
5. При сборке электрических цепей особое внимание обращать на исправность изоляции соединительных проводов. Об обнаруженных неисправности сообщать лаборанту или преподавателю.
6. Включение стенда под напряжение можно выполнять только с разрешения преподавателя или лаборанта.
7. Не оставлять без надзора стенд, находящийся под напряжением.
8. На панели стенда, находящегося под напряжением, запрещается производить какие-либо переключения при помощи соединительных проводов и изменять положение монтажных проводов.
9. При обнаружении каких-либо повреждений или неисправностей электрического оборудования стенда, а также при появлении дыма, искрения или запаха перегретой изоляции необходимо немедленно обесточить стенд и сообщить об этом преподавателю или лаборанту.
10. В случае поражения человека электрическим током следует немедленно освободить пострадавшего от действия электрического тока, для чего отключить выключатель стенда или отделить пострадавшего от токовелущих частей. При этом нельзя касаться оголенных участков тела пострадавшего человека.
Если пострадавший потерял сознание, но нормально дышит, уложить его, расстегнуть одежду, дать понюхать нашатырного спирта, растереть тело. Если дыхание и пульс неровные или отсутствуют, следует немедленно делать пострадавшему искусственное дыхание и массаж сердца до прибытия врача.
Лабораторная работа 1. ПОДГОТОВКА ЭЛЕКТРО- ДВИГАТЕЛЯ К ПУСКУ
1. Цель работы: изучить правила подготовки электродвигателя к пуску.
Задание
2.1. к самостоятельной работе:
- ознакомиться с устройством и принципом действия двигателей постоянного тока и асинхронных двигателей [3,5,10];
- изучить обозначения выводов обмоток трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым и фазным ротором и двигателей постоянного тока. Вычертить схемы рис. 1.1,1.2;
- вычертить схемы измерения сопротивления изоляции (рис. 1.3), определения выводов фаз (рис. 1.8), начал и концов фаз (рис. 1.5) трехфазного асинхронного двигателя;
- подготовить устные ответы на контрольные вопросы.
2.2. к работе в лаборатории:
- проверить состояние механической и электрической части двигателя. Результаты измерений сопротивления изоляции записать в таблицу;
- определить начала и концы фаз двигателя;
- сделать вывод о возможности пуска двигателя.
Общие сведения.
Новый или длительное время не эксплуатировавшийся электродвигатель до включения в сеть необходимо проверить. При осмотре механической части обращают внимание на загрязнение поверхностей статора и ротора; наличие трещин в корпусе, на местах крепления, шкивах; состояние шпоночной канавки и шпонки; затяжку болтовых соединений; состояние подшипников и наличия в них смазки. В электродвигателях используются тугоплавкие водостойкие сорта смазочных материалов. Ротор (якорь) должен свободно проворачиваться от руки. Осевое перемещение вала для подшипников качения недопустимо. В двигателе постоянного тока обращают внимание на состояние коллектора (грязь, износ, выступающие пластины миканита), плотность прилегания щеток и их подвижность в щеткодержателях.
Проверяя электрическую часть, устанавливают состояние контактов на клеммном щитке двигателя; надежность заземления корпуса; соответствие аппаратов управления и защиты номинальному току двигателя; состояние обмоток и их изоляции. Потемневшие, подгоревшие контакты зачищают либо заменяют.
Обмотки электродвигателя проверяют на отсутствие обрыва, замыкания между обмотками или на корпус, измеряют величину сопротивления изоляции. Для проверки на обрыв можно использовать вольтметр или контрольную лампу, включенную последовательно с обмоткой. Если стрелка вольтметра отклоняется от нуля, а лампа горит, обрыва в обмотке нет (рис. 1.1 а). При отсутствии замыкания между обмотками (рис. 1.1 б) или на корпус показание вольтметра равно нулю, а лампа не горит. По таким же схемам проверяют обмотки двигателей постоянного тока, обозначения выводов которых показано на рис.1.2.
Рис. 1.1. Обозначение выводов обмоток трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым (а) и фазным (б) ротором: С 1,С2,СЗ -начала фаз статора; С4,С5,Сб - концы фаз статора; Р1,Р2,РЗ - начала фаз ротора; QF-автоматический выключатель; HL - контрольная лампа; V - вольтметр.
Рис. 1.2. Обозначение выводов обмоток двигателей постоянного тока с параллельным (а), последовательным (б) и смешанным (в) возбуждением: Я 1,Я2 - обмотка якоря; Ш1,Ш2 - параллельная обмотка возбуждения; С1,С2 - последовательная обмотка возбуждения.
Сопротивление изоляции обмотки измеряют с помощью мегаомметра (рис. 1.3). Величина сопротивления изоляции между любыми обмотками и каждой из них относительно корпуса двигателя должна быть не менее 0.5 МОм (для обмоток фазного ротора не менее 0,2 МОм).
Рис. 1.3. Измерение сопротивления изоляции мегаомметром между обмотками (а) и обмотки от корпуса (б): Л - клемма "Линия", 3 -клемма "Земля".
С помощью мегаомметра можно так же проверить обмотки на обрыв и замыкание.
Из курса электротехники известно, что обмотки трехфазного двигателя включаются в сеть по схеме звезда или треугольник в зависимости от расчетного напряжения фаз и линейного напряжения сети.
Для правильного соединения фаз нужно знать их условные начала и концы. Между тем встречаются двигатели, у которых отсутствует маркировка выводов либо она неправильна.
В этом случае необходимо прежде всего определить выводы относящиеся к каждой фазе, пользуясь мегаомметром, вольтметром или контрольной лампой (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Схема для определения выводов фаз статора.
Провод 1 подключают к одному из выводов на клеммном щитке, а проводом 2 поочередно прикасаются к остальным выводам. Лампа HL загорится при подключении цепи к выводам одной фазы. Аналогично определяют выводы двух других фаз.
Определить начала и концы фаз можно методами трансформации или подбора.
Суть метода трансформации заключается в следующем: две фазы соединяют последовательно и включают в сеть переменного тока. Если оказались соединенными конец одной с началом другой фазы (например С4 и С2, рис.1.5а), протекающий ток создает в магнитопроводе статора магнитные потоки одного направления. Они складываются и индуцируют в третьей фазе ЭДС, что обнаруживается по отклонению стрелки вольтметра и загоранию лампочки HL, присоединенной к этой фазе.
Рис. 1.5. Схема для определения начал и концов фаз статора методом трансформации
Если же фазы соединены встречно (конец первой С4 с концом второй С5, рис. 1.5б), то их магнитные потоки взаимно уничтожаются и ЭДС в третьей фазе не индуцируется.
Работа выполняется в следующем порядке: выводы одной фазы произвольно обозначают С 1 и С4. Соединяют вывод С4 с любым выводом второй фазы. К третьей фазе подключают контрольную лампу. Если при включении в сеть первых двух фаз лампа горит, то обозначаем вывод, соединенный с С4, С2. Если лампа не горит, следует поменять выводы второй фазы и опыт повторить. Аналогично определяют начало и конец третьей фазы, соединяя ее последовательно, например с первой фазой.
Необходимо отметить, что опыт сопровождается возрастанием тока на 50...70% выше номинального и должен проводиться быстро (за несколько секунд). Не всегда лампа дает заметное свечение. Лучше в качестве индикатора использовать вольтметр.
При использовании метода подбора к выводам фаз прикрепляют бирки с обозначениями С1-С4, С2-С5, СЗ-С6. Затем выводы С4,С5,С6 соединяют вместе, а С1,С2,СЗ подключают к линейным проводам трехфазной сети. Если двигатель легко запускается и работает нормально, то начала и концы выбраны правильно. В противном случае оставляют неизменными выводы первой фазы и поочередно меняют местами выводы второй и третьей фаз, добиваясь нормального пуска двигателя. После этого устанавливают бирки С5 и С6 на выводы фаз, соединенные с С4, а С 2 и СЗ - на выводы, включенные в сеть.
4. Описание лабораторной установки.
На лабораторном стенде установлены трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором с незамаркированными выводами фаз и двигатель постоянного тока смешанного возбуждения. Стенд укомплектован вольтметром, амперметром, мегаомметром и контрольной лампой (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Устройство монтажной панели
Указания к выполнению работы
5.1. Ознакомьтесь с оборудованием и приборами на рабочем месте
5.2. Осмотрите механическую часть двигателя. Замечания запишите в отчет.
5.3. Проверьте электрическую часть двигателя. Результаты измерения сопротивления изоляции запишите в таблицу.
Таблица
Сопротивление изоляции Rиз, МОм | |||||
Между фазами | Фаза-корпус | ||||
С1-С2 | С2-СЗ | СЗ-С4 | С1 | С2 | СЗ |
5.4. Используя мегаомметр, проверьте обмотки на обрыв. Выводы по результатам проверки запишите в отчет.
5.5. Определите начала и концы фаз двигателя, используя описанные методы.
5.6. Если по результатам проверки состояние двигателя позволяет включать его в сеть, соедините его обмотки в соответствии с паспортными данными (линейное напряжение сети в лаборатории равно 220 В) и сделайте пробный пуск. Измерьте ток холостого хода. У асинхронных двигателей он должен находиться в пределах (0.25...0.5) Iн.
Контрольные вопросы.
1. Как проверяют механическую часть двигателя перед пуском?
2. Как проверяют электрическую часть двигателя?
3. Как обозначаются выводы обмоток двигателей постоянного и переменного тока?
4. Как определить обрыв и короткое замыкание в обмотках двигателя?
5. Как определить сопротивление изоляции обмоток двигателя и какова его допустимая величина?
6. Как определить начала и концы фаз трехфазного двигателя?
7. Покажите стандартное расположение выводов фаз на клеммном щитке трехфазного двигателя.
Лабораторная работа 2.ПУСК ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКО-ЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ
1. Цель работы: изучить особенности прямого включения трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором и способы снижения пускового тока.
Задание
2.1. к самостоятельной работе:
- изучить особенности прямого включения трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором и способы снижения его пускового тока [3,5,10,11, 13];
- описать принцип снижения пускового тока и порядок выбора схемы пуска;
- вычертить принципиальные схемы снижения пускового тока переключением обмоток статора со звезды на треугольник (рис.2.3, 2.4);
- используя рис. 2.3 и 2.7 составить монтажную схему;
- вычертить табл. 2.1 и 2.2;
- подготовить устные ответы на контрольные вопросы.
2.2. к работе в лаборатории:
- записать паспортные данные двигателя в табл. 2.1 и определить схему соединения обмоток статора для работы при линейном напряжении сети лаборатории UЛ=220 В;
- собрать монтажную схему снижения пускового тока;
- провести испытания в соответствии с указаниями к выполнению работы;
- записать выводы по результатам экспериментов.
З. Общие сведения.
Данной лабораторной работой начинается цикл работ по изучению особенностей пуска, работы под нагрузкой и тормозных режимов трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, который получил наибольшее распространение в сельскохозяйственных электроприводах.
Известно, что при включении обмотки статора в трехфазную сеть в неподвижном роторе индуктируется максимальная электродвижущая сила Е2. Эта ЭДС создает в короткозамкнутой обмотке ротора при номинальном напряжении сети максимальный ток, который называют пусковым:
(2.1)
где s - скольжение ротора, s= (n1-n2) / n1, (n1 - частота вращения
магнитного поля статора, мин-1; n2 - частота вращения ротора, мин -1).
В момент включения n2=0, значит s= 1;
R2 - активное сопротивление обмотки ротора;
X2 - индуктивное сопротивление обмотки неподвижного ротора.
Но так как обмотки ротора и статора представляют собой трансформатор с замкнутой накоротко вторичной обмоткой, то статорная обмотка так же будет потреблять из сети большой пусковой ток, равный:
I1П=(5…8) IН, (2.2)
где IН - номинальный (паспортный) ток двигателя при работе с номинальной нагрузкой на валу.
В хозяйствах, где источники электроснабжения имеют небольшую мощность, большой пусковой ток крупных короткозамкнутых двигателей вызывает сильное снижение напряжения сети, что отрицательно сказывается на пуске этих двигателей и на работе других потребителей электрической энергии.
Ввиду того, что вращающий момент трехфазного асинхронного двигателя пропорционален квадрату напряжения сети
M=kU2, (2.3)
где U - напряжение на фазе статора;
k - коэффициент пропорциональности,
его пусковой момент при снижении напряжения также уменьшается, а время пуска двигателя увеличивается. Если сниженный пусковой момент двигателя окажется меньше величины момента трогания приводимой им рабочей машины, то двигатель не сможет ее развернуть. В обоих случаях обмотка статора может перегреться большим пусковым током.
Кроме того, снижение напряжения в сети вызывает уменьшение светового потока ламп накаливания, отключение магнитных пускателей, остановку некоторых ранее включенных двигателей. Это может произойти в том случае, если развиваемый асинхронным двигателем максимальный вращающий момент, также пропорциональный квадрату напряжения сети, окажется меньше момента нагрузки рабочей машины.
Учитывая отмеченные недостатки, пуск трехфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором прямым включением в сеть (рис.2.1) разрешается применять, если напряжение снижается не более чем на 20% номинального напряжения сети.
Рис. 2.1. Схема пуска трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором прямым включением в сеть
Если прямое включение двигателя вызывает снижение напряжения более чем на 20%, необходимо уменьшить пусковой ток. Это можно сделать исходя из выражения (2.1) или за счет искусственного увеличения на период пуска активного сопротивления цепи ротора R2 (возможно только у двигателей с фазным ротором путем введения в цепь ротора пускового реостата), или за счет уменьшения наводимой в обмотке ротора ЭДС Е2. Для этого необходимо уменьшить величину вращающегося магнитного потока статора Ф путем снижения напряжения на обмотках статора, то есть пуском двигателя на пониженном напряжении.
У асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором пусковой ток можно снизить только за счет пуска на пониженном напряжении. Рассмотрим некоторые схемы снижения пускового тока.
Пуск трехфазного асинхронного короткозамкнутого двигателя переключением обмоток статора со звезды треугольник применяется для снижения пускового тока двигателей, которые, согласно паспортным данным, должны работать в данной сети по схеме треугольник.
В этом случае обмотки статора перед пуском соединяются при помощи переключателя на звезду и двигатель включается в сеть. При таком включении на фазах статора будет действовать напряжение в раза меньше, чем при включении в эту же сеть по схеме треугольник (рис.2.2).
Рис.2.2. К пояснению принципа снижения пускового тока переключением обмотки статора с треугольника (а) на звезду (б)
Если обозначить сопротивление фазы двигателя через Z, то ток фазы при звезде
(2.4)
а при соединении треугольником
(2.5)