5.1 Запишите паспортные данные электродвигателя и определите схему соединения обмоток в сеть с Uл=220 В.
5.2 Пользуясь таблицей 10.1, проверьте правильность настройки ФУЗ на номинальный ток двигателя и при необходимости отрегулируйте его.
5.3 Соберите монтажную схему (рис. 10.5) и проведите следующие испытания:
- установите выключатель SА5 в положение "УВТЗ вкл", а SА4 - в положение "ФУЗ-откл". На работающем электродвигателе оборвите выключателем SА1 фазу А и убедитесь в срабатывании защиты. Повторите опыты размыкая SА2 и SАЗ;
- предыдущий эксперимент повторите на устройстве ФУЗ, включив его с помощью SА4 при отключенном УВТЗ;
- включите двигатель и реостатом установите у генератора постоянного тока напряжение 220 В, включите секции реостата нагрузки RH и установите по амперметру А 1 с помощью RB ток перегрузки двигателя в соответствии с таблицей 10.2. Запишите начальную и конечную температуры обмотки двигателя и время срабатывания защиты.
5.4 Сделайте выводы по исследованию УВТЗ-5 и ФУЗ-МЗ.
|
|
Таблица 10.2 | |||||
Коэффициент загрузки двигателя КЗ=I / IH | Ток двигателя, А | Температура обмотки, °С | Время срабатывания ФУЗ Т, с | ||
IH | I | нач.tH | кон.tK | ||
1,5 | |||||
Контрольные вопросы
1. В каких случаях автоматические выключатели и тепловые реле не обеспечивают защиту электродвигателя и почему?
2. Поясните принцип работы устройства УВТЗ-5.
3. Поясните принцип работы устройства ФУЗ-М, как их подбирают и настраивают?
Лабораторная работа 11. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕВЕРСИВНЫХ МАГНИТНЫХ ПУСКАТЕЛЕЙ
1. Цель работы: изучить устройство, принцип действия и схемы управления асинхронным короткозамкнутым электродвигателем с помощью реверсивного магнитного пускателя.
Задание
2.1. к самостоятельной работе:
- изучить устройство и принцип действия реверсивных магнитных пускателей с различными способами блокировки [1,13,14];
- вычертить принципиальную схему управления асинхронным короткозамкнутым электродвигателем реверсивными магнитными пускателями с различными способами блокировки (рис. 11.1);
- используя рис. 11.4, составить монтажные схемы для указанных принципиальных схем;
2.2. к работе в лаборатории:
- собрать монтажные схемы, запустить электродвигатель и проверить действие блокировок.
- для технологической схемы (рис. 11.3) самостоятельно составить принципиальную схему цепи управления.
Общие сведения.
Для управления электродвигателями, работающими в реверсивном режиме, используют реверсивные магнитные пускатели.
|
|
Реверсивный магнитный пускатель состоит из двух нереверсивных КМ1 иКМ2(рис.11.1).
С помощью главных контактов КМ1.1 и КМ.2.1 меняются местами линейные провода А и С. При замыкании контактов КМ1.1 возникает цепь А-С1, В-С2, С-С3 и электродвигатель вращается "вперед"; при замыкании контактов КМ2.1 - соединяются А-СЗ, В-С2, С-С1 и электродвигатель запускается "назад".
Если контакты КМ 1.1 и КМ2.1 включатся одновременно, произойдет короткое замыкание проводов сети А и С. Для предотвращения этого пускатели снабжают механической или электрической блокировкой.
Механическая блокировка представляет собой устройство, удерживающее от включения подвижную систему одного пускателя, когда включен другой. Это может быть двухплечий рычаг или якорь электромагнита, который может притянуть только одна из катушек.
Электрическая блокировка исключает возможность одновременного включения катушек КМ1 и КМ2 магнитных пускателей. Для этого используются специальные размыкающие контакты SВ2.1 и SВ3.1 пусковых кнопок (рис.11.1,б) или
Рис. 11.1. Принципиальная схема управления трехфазным асинхронным короткозамкнутым электродвигателем с помощью реверсивного магнитного пускателя: а - главная цепь; 6 - цепь управления с блокировкой размыкающими контактами пусковых кнопок; в - цепь управления с блокировкой размыкающими контактами магнитных пускателей.
Рис. 11.2. Конструкция кнопочной станции (а) и условное обозначение на электрической схеме кнопки "Пуск" (б)
размыкающие блок-контакты КМ 1.3 и КМ2.3 пускателей (рис. 11.1,в).
Кнопочная станция для управления реверсивным магнитным пускателем имеет три кнопки: пуск "Вперед", пуск "Назад" и "Стоп" (см.стенд).
В схеме управления, изображенной на рис. 11.1,б, используются пусковые кнопки с двумя парами контактов (рис. 11.2).
При нажатии кнопки пуск "Вперед" контактами SВ2.2 замыкается цепь катушки пускателя КМ1, главными контактами КМ 1.1 обмотка статора подключается к сети, а блок-контактами КМ 1.2 шунтируется пусковая кнопка. После отпускания кнопки пружина возвращает ее в исходное положение.
Если при работающем "Вперед" электродвигателе нажать пусковую кнопку "Назад", ее контакты SВ3.1 разомкнут цепь катушки работающего пускателя КМ1, а контакты SВ3.2 замкнут цепь катушки пускателя КМ2. В результате вначале электродвигатель главными контактами КМ1.1 отключится от сети, а затем включится на обратное вращение замкнувшимися контактами КМ2.1. Следовательно, данная схема позволяет реверсировать двигатель без нажатия на кнопку "Стоп". Она используется для управления механизмами, работающими циклически: мобильными электрифицированными кормо-раздатчиками, облучающими установками. Для этого на концах хода механизма устанавливаются конечные выключатели, контакты которых включаются в схему управления подобно пусковым кнопкам.
Используя конечные выключатели SQ1 и SQ2 (рис.11.3), составьте принципиальную схему цепи управления мобильным кормораздатчиком. В положении А он включится вручную и должен дойти до положения Б, возвратиться обратно и остановиться в положении А без вмешательства оператора.
В схеме цепи управления (рис. 11.1,в) используются обычные пусковые кнопки. Нажимая на кнопку пуска "Вперед" SВ2, замыкаем цепь катушки пускателя КМ1. Пускатель срабатывает, замыкая главные контакты КМ 1.1 и блок-контакты
Рис. 11.3. Технологическая схема установки
КМ 1.2 и размыкая блок-контакты КМ 1.3 в цепи катушки пускателя обратного вращения КМ2. Если сейчас нажать кнопку пуска "Назад" SВЗ, пускатель КМ2 не включится. Для реверсирования электродвигателя необходимо отключить работающий пускатель кнопкой "Стоп" SВ1 и, когда контакты КМ1.3 замкнутся, нажать пусковую кнопку SВЗ. При включении пускателя КМ2 его блок-контакты КМ2.3 разрывают цепь катушки КМ1.
|
|
Если электродвигатель работает в кратковременном режиме (электротельфер, кран-балка), пусковые кнопки не шунтируют блок контактами. Электродвигатель работает только при нажатой пусковой кнопке. Необходимость в кнопке "Стоп" отпадает.
Применение в пускателях механической и электрической блокировок одновременно увеличивает надежность их работы.
Составьте монтажные схемы для двух способов электрической блокировки, используя принципиальную схему (рис. 11.1) и рисунок 11.4. Тепловые реле на стенде не установлены.