Особенности и потенциальные возможности восстановления роли АПК в стабилизации экономического положения в стране с учетом региональной специализации

Целью развития АПК на среднесрочную перспективу является надежное обеспечение населения продуктами питания, увеличение уровня доходов занятых работников и укрепление продовольственной безопасности страны при активизации экспорта продукции.

Достижение поставленной цели возможно на основе активизации факторов экономического роста и реализации приоритетных направлений.

Важнейшими направлениями развития АПК являются:

системное реформирование собственности, дающее возможность товаропроизводителям заинтересованно работать и свободно распоряжаться результатами своего труда;

совершенствование структурной политики АПК, направленной на достижение главной цели его развития;

проведение эффективной внешнеторговой политики при расширении рынков сбыта продукции;

улучшение конкурентной среды на продовольственных рынках при уменьшении государственного вмешательства в рыночные процессы;

укрепление финансового положения отраслей при позитивных изменениях в ценовой политике, обеспечивающей рентабельное производство продукции;

проведение единой технологической политики, последовательное внедрение научно-технического прогресса и опыта зарубежных стран;

переход на интенсивные, наукоемкие и ресурсосберегающие технологии производства продукции;

обеспечение рационального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов;

поддержание и стимулирование инвестиционной активности в АПК;

существенное улучшение научного и кадрового обеспечения, в первую очередь, сельскохозяйственных предприятий;

создание единой государственной системы информационного обеспечения продовольственных рынков;

активизация работы по решению социальных проблем села;

внедрение эффективной системы управления АПК.

При достижении главной цели развития АПК решающая роль принадлежит сельскому хозяйству. Государству необходимо продолжить работу по созданию необходимых условий для эффективного функционирования сельскохозяйственного производства. Следует усовершенствовать структуру государственного управления в отрасли в направлении сокращения административного регулирования производственных процессов и увеличения доли маркетинговых и консультационных функций. Важно продолжить работу по приведению организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий в соответствие с гражданским законодательством Беларуси. При этом в наиболее эффективно работающих субъектах хозяйствования необходимо осуществить совершенствование внутрихозяйственных экономических отношений без изменения производственной системы. Важно, чтобы каждое из них работало в составе вертикальных объединений по производству, переработке и продаже товаров АПК, функционирование которых будет основываться на принципах кооперации и интеграции и способствовать концентрации трудовых, материальных и финансовых ресурсов, восстановлению эквивалентности обмена между отраслями, рациональному использованию имеющихся производственных мощностей и ресурсов, согласованию экономических интересов товаропроизводителей при экспорте продукции и координированию действий по их защите на внутреннем рынке.

В то же время убыточные предприятия подлежат санации с предоставлением им возможности осуществления реструктуризации с изменением структуры производства и свободной реализацией продукции. При этом интересы сельского населения, проживающего на их территории, должно представлять государство через оказание адресной помощи.

Ценовая политика на сельскохозяйственную продукцию должна быть ориентирована на соблюдение принципов окупаемости затрат и соответствия спроса и предложения с использованием механизма дотирования товаропроизводителей. Для улучшения конкурентной среды на аграрных рынках важно предусмотреть постепенное сокращение мер воздействия на цены в воспроизводственной цепи. Кроме ценовых дотаций, прямые государственные преференции в области сельского хозяйства следует направлять, главным образом, на осуществление самых неотложных мероприятий в отрасли. Необходимо продолжение практики предоставления льгот сельским товаропроизводителям в кредитовании при обязательной возвратности кредитов, и налогообложении при регулирующей функции налогов на доходы от условий хозяйствования.

Развитие сельскохозяйственного производства неразрывно связано с повышением потребительского спроса на сельскохозяйственные и продовольственные товары, который должен быть обеспечен в стране в прогнозируемом периоде на основе увеличения покупательной способности населения, снижения себестоимости и повышения конкурентоспособности производимой продукции. Кроме того, крайне важно расширить сбыт продукции на внешнем рынке.

Особая роль в развитии отрасли принадлежит повышению почвенного плодородия. По данным НИИ почвоведения и агрохимии, в настоящее время 50-60% падения производства продукции растениеводства приходится на уменьшение вносимых удобрений. В этой связи необходимо к 2005 г. обеспечить рост вносимых органических удобрений до 60-65 млн. т (11-12 т в расчете на 1 га пашни), минеральных - до 1,2-1,3 млн. т в действующем веществе (220-240 кг в расчете на 1 га пашни). При этом важно добиться улучшения соотношений вносимых минеральных удобрений до рационального норматива (NPK – 1:1,1: 0,8).

В прогнозируемом пятилетии необходимо осуществить решительный шаг по продвижению достижений научно-технического прогресса в сельскохозяйственное производство, что станет основой для повышения продуктивности земледелия и животноводства. Должны получить районирование разработанные ранее высокоурожайные сорта зерновых и зернобобовых, картофеля, льноволокна, сахарной свеклы и других сельскохозяйственных культур. Для обеспечения высококачественным посевным материалом сельскохозяйственные предприятия требуется ежегодно заготавливать в государственные ресурсы до 50 тыс. т сортовых семян зерновых и зернобобовых культур, 8,2 тыс. т льносемян и 2,4 тыс. т семян многолетних трав.

Важнейшим фактором устойчивого роста сельскохозяйственного производства в прогнозируемом периоде является повышение фондооснащенности отрасли на основе:

полнокомплектной поставки надежных технических средств для выполнения необходимых технологических процессов возделывания сельскохозяйственных культур, обеспечивающих сокращение энергозатрат;

совершенствования организационных форм и технологий технического обслуживания, ремонта и хранения сельскохозяйственной техники, стимулирование бережного отношения к технике, экономия расхода запасных частей, ГСМ и увеличение сроков службы машин;

организации механизированных отрядов и машинно-технологических станций на основе современных высокопроизводительных машин для обслуживания экономически слабых хозяйств по примеру развитых стран Западной Европы.

Соблюдение технологий выращивания и уборки сельскохозяйственных культур требует переоснащения машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий. Для этих целей необходимо обеспечить ежегодное приобретение хозяйствами республики 3500-5000 тракторов, 1000-1500 зерноуборочных комбайнов, 700-1000 кормоуборочных комплексов, 400-600 картофелеуборочных, 100-140 свеклоуборочных, 200-300 льноуборочных комбайнов. Не менее половины поступающей техники должны составлять машины нового поколения (тракторы: МТЗ- 1221, МТЗ-1822, МТЗ- 2522; зерноуборочные комбайны заводов "Гомсельмаш" и "Лидсельмаш" и т. д.). Следует начать осуществление комплексного переоснащения зерносушильного хозяйства, позволяющего сократить потери зерна при доработке до минимума, снизить затраты труда и расход топлива на единицу продукции.

Существенным фактором повышения эффективности растениеводства является соблюдение системы рационального и эффективного землепользования, которая предполагает использование севооборотов с насыщением зернобобовыми культурами, пополняющими почву азотом; переход к влаго- и гумусощадящей малозатратной обработке почвы; комплексная, интегрированная система защиты почвы от переувлажнения, переуплотнения, эрозии и загрязнения; подавление возбудителей болезней, вредителей и сорняков путем рекомендуемой обработки почвы, подбора сортов сельскохозяйственных растений и применения безвредных средств их защиты.

Развитие животноводства требует реализации ряда мероприятий, направленных на интенсификацию производства, важнейшими из которых являются:

создание прочной кормовой базы. В период до 2005 г. необходимо обеспечить сбалансированность рационов по протеину, углеводам и минеральным элементам питания. По оценкам отечественной науки, на этот фактор приходится до 30% прироста продукции. Поэтому целесообразно к 2005 г. довести удельный вес зернобобовых в производстве зерна до 15%; увеличить заготовки кормов на стойловый период на условную голову скота – до 40 ц к.ед., что позволит лучше раскрыть генетический потенциал животных;

совершенствование племенной работы на базе специализированных сельскохозяйственных предприятий. Решение задачи повышения генетической продуктивности животных и птицы будет проводится за счет постоянно совершенствуемого отечественного и мирового генофондов;

первоочередное финансирование животноводческих комплексов и птицефабрик. Важно повысить уровень их государственной поддержки, привлечь иностранных и внутренних инвесторов. Развитие животноводческих комплексов и птицефабрик позволит усовершенствовать структуру производства мяса, которая в 2005 г. возможно будет следующей (в убойном весе): говядина – 38,7%, свинина – 47,5, мясо птицы – 12,4 и прочие виды – 1,4%;

Кроме того, необходимо создать условия для увеличения производства животноводческой продукции в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах.

В целях повышения эффективности использования человеческого фактора в сельском хозяйстве, требуется значительное улучшение ситуации с обеспечением кадрами сельскохозяйственных предприятий. Следует проводить работу в направлении стимулирования закрепления молодых специалистов на селе.

Значительное внимание необходимо уделить совершенствованию условий для развития частного сектора населения, особенно на территории хозяйств, подлежащих санации, за счет создания четкой системы оказания услуг по выполнению сельскохозяйственных работ по умеренным ценам, закупок молодняка скота и излишков сельскохозяйственной продукции. В соответствие с выполненной в республике поучастковой кадастровой оценкой сельскохозяйственных земель земельные участки неудовлетворительного, плохого и самого плохого качества, где наблюдается отрицательное значение нормативного чистого дохода, занимают 13,04% всех сельскохозяйственных земель. Эти земли неэффективно использовать в товарном сельскохозяйственном производстве. Поэтому существует реальная возможность для увеличения участков для ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом необходима значительная региональная дифференциация размеров земельных участков для граждан, зависящая от плотности сельского населения. При условии активизации экономических, технических, технологических, организационных факторов роста, сельское хозяйство в состоянии увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции для обеспечения платежеспособного спроса населения, потребностей перерабатывающей промышленности и увеличения ее экспорта.

Объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции в 2005 г. должны составить: зерно – 7,0-7,5 млн. т, картофель – 9-10, сахарная свекла – 1,7-2,0, овощи – 1,4-1,5 млн. т, льноволокно – 80-90 тыс. т, семена рапса – 150-175, фрукты – 500-650, молоко – 5700-6000 тыс. т, мясо (в убойном весе) – 800-825 тыс. т, яйца – 3,7-3,8 млрд. шт. Отраслевая структура валовой продукции сельского хозяйства (соотношение растениеводства и животноводства), отражающая особенности специализации, в 2005 г. во всех категориях хозяйств составит 47:53 против 43,5:56,5 в 1999 г. Сокращение доли животноводства и увеличение доли растениеводства явится общей закономерностью как для сельскохозяйственных предприятий, так и для хозяйств населения.

Выполнение намеченных параметров развития сельского хозяйства обеспечит повышение обеспечения внутреннего спроса за счет собственных ресурсов и увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции: картофеля – до 700-1000 тыс. т, льноволокна – 40-45, мяса (в убойном весе) – 125-135, молока – 1250-1300 тыс. т. Это будет способствовать сокращению государственного отрицательного сальдо, укреплению национальной валюты и в целом стабилизации экономического положения в стране.

Необходимо дальнейшее углубление региональной специализации по производству продукции на основе имеющегося потенциала. В центре совершенствования специализации следует использовать принцип использования относительных преимуществ природных и экономических условий, которые материализуются в сравнительных затратах на производство единицы сельскохозяйственной продукции в регионе и в целом по стране. Кроме того, важно учесть фактор "Чернобыля", особенно при производстве продукции животноводства.

Из общей совокупности факторов, определяющих уровень сельскохозяйственного производства, наиболее существенны: качество сельскохозяйственных земель (общий балл кадастровой оценки); трудовые ресурсы (среднесписочная численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве в расчете на единицу площади сельскохозяйственных угодий); основные производственные фонды сельскохозяйственного назначения (в денежном выражении в расчете на единицу площади сельскохозяйственных угодий). Кроме того в расчетах учитывался достигнутый уровень производства областей.

В результате проведенных расчетов получено, что структура производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий республики (с учетом ресурсов и достигнутого уровня производства) по областям следующая: Брестская – 18,36%; Витебская – 13,93; Гомельская – 12,98; Гродненская – 19,08; Минская – 23,08; Могилевская – 12,57%. Следовательно, в 2005 г. структура суммарного производства основных видов сельскохозяйственной продукции (в сопоставимом виде) по областям в сельскохозяйственных предприятиях всех категорий хозяйств должна быть близка приведенной структуре. Что касается хозяйств населения, то здесь целесообразно учесть складывающиеся демографические тенденции в областях республики.

Возможен следующий вариант региональной специализации (здесь учтены: сложившаяся специализация; потенциал сельскохозяйственных предприятий; совершенствование специализации на основании сравнительных преимуществ; "чернобыльские" ограничения), табл. 2.3.1.

Таблица 2.3.1




double arrow
Сейчас читают про: