Глава IXо признаках хорошего Правления

Когда, сталобыть, спрашивают вобщейформе,котороеизПравленийнаилучшее,тозадаютвопроснеразрешимый,ибосиеестьвопроснеопределенный, или,еслиугодно,онимеетстолькожеверных решений,сколько естьвозможныхкомбинаций в абсолютных и относительныхположенияхнародов.

Но еслибы спросили, по какому признаку можно узнать, хорошо или дурноуправляетсяданныйнарод,тоэто было быдругоедело, итакойвопросдействительно может быть разрешен.

Однако его вовсе неразрешают, потому что каждый хочетсделать это насвой лад. Подданные превозносят покой в обществе, граждане - свободу частныхлиц; одинпредпочитаетбезопасностьвладений,адругой-безопасностьличности; один считает, чтонаилучшее Правление должнобыть самым суровым,другой утверждает, чтотакимможет быть толькосамое мягкое; этотхочет,чтобыпреступлениякарались,атот-чтобыони предупреждались;одинсчитает, что хорошо держать соседей в страхе, другой предпочитает оставатьсяим неизвестным;один доволен, когда деньги обращаются, другой требует чтобынарод имел хлеб.Даже если бы мы и пришли к соглашению вэтихив другихподобных пунктах,то разве подвинулисьбы далеко? Раз нет точной мерыдлядуховных свойств, то даже и придя к соглашению относительнопризнаков - какэтого достичь в оценке?

Что до меня, то я всегда удивляюсь тому,что не обращаютвниманиянаследующийстольпростой признакили понедобросовестности нехотятегопризнавать.Какова цель политическойассоциации? Бережение и благоденствиееечленов. Акаковнаиболееверныйпризнак,чтоониубереженыиблагоденствуют? Это их численность и ее рост. Не ищите же окрест сей признак- предмет столь многих споров.Припрочих равных условиях такое Правление,когдабезсторонних средств,без предоставленияправагражданства,безколонийграждане плодятся и множатся,есть, несомненно, лучшее. Правление,при котором народуменьшается в числе и оскудевает,есть худшее. Счетчики,теперь дело за вами: считайте, измеряйте, сравнивайте*.

_____________

*На основании тогоже принципа должно судитьо веках, заслуживающихпредпочтения с точки зренияблагоденствия человеческого рода. Слишком многовосхищались теми веками, когда наблюдался расцвет литературы и искусства, непроникая в сокрытыецели культурыэтих веков, не принимая в соображение еепагубныерезультаты. Idqueapudimperitoshumanitasvocabatur, quumparsservitutis esset. ("Глупцы именуют образованностью то, чтоуже было началомпорабощения" (лат.) - Тацит. Агрикола(130), XXI.). Неужели мы никогда ненаучимсявидеть в принципах,которые находиммы в книгах, грубую корысть,говорящуюустамиихавторов. Нет,чтобы отом они ни говорили,если,несмотря на внешний блеск, страна теряет население, неправдачто все идет вней хорошо, иеще недостаточно, если уодного поэта (131) сто тысяч ливровренты, чтобы считать его век лучшимиз всех. Нужно меньше обращать вниманиянакажущеесяспокойствиеинауспокоенностьправителей,чемнаблагосостояние подданных и в особенности наиболее многочисленных сословий.

Градразоряетнесколько кантонов,ноонредко приводиткголоду.Мятежи, гражданскиевоины весьма тревожат правителей,но они не составляютнастоящих бедствийдляподданных,которыемогут даже получить передышку,пока идет спор о том,кому ихтиранить. В действительности процветание илибедствияпорождаютсяпостояннымихсостоянием,вкоторомобычноонинаходятся; когда все подавлено под игом -вот тогда все приходитв упадок,воттогдаправители,безвозбранноразоряяподданных,ubisolitudinemfasiunt,pacemappellant. (Онипревращаютвсев пустынии называют этомиром"(лат.) - Тацит.Агрикола, XXX.).Когдараспри вельможволновалифранцузское королевство и когда парижский коадъютор (132) ходилв Парламентскинжалом вкармане,это не мешалотому, чтобыфранцузскийнарод жил,счастливыйимногочисленный,визрядном и свободномдовольстве. НекогдаГреция процветала в разгар самых жестоких войн: кровь лилась там потоками, ався странабыла заселена людьми.Казалось, говоритМакиавелли (133),чтосредиубийств,изгнании,гражданскихвойн,нашаРеспубликасталаврезультате ещеболее могущественной;доблестьее граждан,ихнравы,ихнезависимостьболееспособствовали ееукреплению, чем всераздоры-ееослаблению.Небольшоеволнениевозбуждаетдуши,ипроцветаниеродучеловеческому приносит не столько мир, сколько свобода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: