Что такое «Тавассуль»?

Нет никакого достоверного источника о запрете Тавассуля, т.е. обращения к Аллаhу через Пророков и Аулия в их отсутствие или же после их смерти, т.к. призыв, воззвания, обращения к умершему или живому, или их возвеличивание,

просьба о помощи у кого-либо, кроме Аллаhа, или посещение могил Аулия для благословения, или необычная просьба, не распространенная среди людей – все это не является поклонением кому-либо, кроме Аллаhа, т.е. это не ширк.

Определение слова «’Ибада» у языковедов арабского мира означает «покорность с повиновением». Это сказал Аль- Азкарий, один из великих языковедов: «’Ибада» на арабском языке значит «повиноваться с покорностью и смирением».

Сказали другие ученые: «’Ибада – это самая высшая форма покорности смирения». Также некоторые говорили: «’Ибада – это наивысшая степень поклонения».

Понятие ‘Ибады широко распространено среди языковедов и известно среди людей. Не каждое подчинение кому-либо, кроме Аллаhа, является ‘Ибадой. Иначе совершали бы Куфр все, кто подчиняется и повинуется правительству или

начальнику. Передано, что Муаз ибн Джабаль, когда вернулся из Сирии (Шам), сделал саджда (земной поклон) Пророку  в качестве приветствия. Пророк  спросил, что он делает. Тот ответил: «О Посланник Аллаhа! Я видел, как жители Шама совершают земной поклон своим патриархам и епископам, ведь, истинно, ты достоин этого!». Пророк  сказал: «Не делай этого. Если бы я повелел делать земно поклон кому-либо, то приказал бы женщине совершать земнон поклон своему мужу». Те, которые клевещут на мусульман, обвиняя их в куфре из-за того, что они посещают могилу Пророка  и Аулия для благословения, не знают и не понимают сущности ‘Ибады, и отклонились от пути мусульман-саляфитов и халяфитов, которые и по сей день посещают могилу Пророка . Это посещение не означает, что Посланник Аллаhа  создает им баракат (благословение), а означает, что они просят Аллаhа благословить их за это посещение. Доказательством этому служит рассказ, переданный Аль-Байhакий по достоверной цепочке от Малика Ад-Дара, казначея Умара ибн Аль-Хаттаба:

«Во время Умара людей постигла засуха. Один мужчина пришел к могиле Пророка  и сказал: «О Посланник Аллаhа! Помолись Аллаhу о ниспослании дождя твоим последователям. Они на грани гибели». Потом он увидел Пророка  во сне, и

было сказано ему: «Иди к Умару и передай ему от меня салям. Сообщи, что будет дождь. И скажи ему: «Будь ловким и находчивым». Этот человек рассказал Умару о своем сне. И Умар сказал: «О Аллаh! Я сделаю все, что в моих силах!». Передано, что этим сахаба был Биляль ибн Аль-Харис Аль- Музакий. Он посетил могилу Пророка  для благословения. И никто, ни Умар, и ни другие не упрекали его за это. Этот Хадис – доказательство того, что ибн Таймийя не прав в своих

высказываниях относительно того, что такое посещение, по его мнению, является ширком. В Хадисе от Абу hурайры сказано, что Пророк Муса, Мир Ему, сказал: «О Аллаh! Приблизь меня к святой земле на расстояние броска камня!».

Пророк Мухаммад  сказал: «Клянусь Аллаhом, если бы я там был, то показал бы вам его могилу, что у красного холма». Сказал Уалиюддин Аль-Иракий, что из этого Хадиса можно сделать вывод, что желательно узнать о местонахождении могил святых людей, чтобы посещать их и относиться к ним должным образом.

Сказал Посланник Аллаhа : «Моя жизнь и моя смерть – благо для вас. Вы

совершаете поступки, после чего получаете наставления (через

Откровения, которые получает Пророк ); в моей смерти есть благо для вас: ваши деяния предстанут передо мной. Когда увижу хорошее – поблагодарю Аллаhа за это, а когда увижу плохое – попрошу прощения за вас».

Передал Имам Ат-Табараний в своих книгах «Большом и малом сборниках» от Усмана иб Хунайфы, что один мужчина многократно обращался с просьбой к третьему халифу Усману ибн Аффану, но тот не обращал внимания на него. Этот мужчина встретил Усмана ибн Хунайфу и пожаловался ему.

Тогда Усман сказал ему: «Иди к месту омовения, сделай Вуду, а затем прочитай два ракагата и скажи: «О Аллаh! Я прошу Тебя и обращаюсь к Тебе через

нашего Пророка Мухаммада, Пророка милости! О Мухаммад! Я обращаюсь через тебя к Аллаhу, чтобы моя просьба была принята!». После этого пойдешь вместе со мной». Тот мужчина выполнил все и пришел к Усману ибн Аффану. Помощник, взяв его за руку, привел к халифе. Усман усадил его на ковер рядом с собой, расспросил и выполнил его просьбу. Потом сказал: «Я вспомнил о твоей просьбе только сейчас». Этот мужчина ушел и встретился с Усманом ибн Хунайфой и сказал ему: «Да вознаградит тебя Аллаh! Он не обращал внимания на мою

просьбу, пока ты не напомнил ему обо мне!». Усман ибн унайфа ответил: «Клянусь Аллаhом! Я ничего не говорил ему о тебе, но я присутствовал, когда к Посланнику Аллаhа пришел слепой и пожаловался на свой недуг. Пророк  сказал ему:

«Хочешь – терпи, хочешь – я прочту тебе дуа». Слепой ответил: «О Посланник Аллаhа! У меня нет поводыря и мне очень тяжело без зрения!». Пророк  ему ответил: «Иди к месту омовения, сделай Вуду, и прочитай 2 ракагата, затем читай это дуа». Слепой сделал все, что ему было сказано. Ибн Хунайфа сказал: «Клянусь Аллаhом, мы еще не расстались, и прошло немного времени, как тот мужчина вернулся прозревшим!». Сказал Имам Ат-Табараний, что этот Хадис является достоверным. В этом доказательство того, что слепой просил Аллаhа через Пророка  в отсутствие Пророка Доказывают это и слова Усмана ибн Хунайфы: «Как вернулся этот мужчина (слепой) прозревшим». Поэтому просьба через Пророка  разрешена при его жизни и после его смерти. Ибн Таймийя неверно говорил, что нельзя читать Тавассуль, т.е. просьбу, кроме как, через живого человека и в его присутствии. Любое условие, не упомянутое в Кур’ане,

ошибочно, даже если этих условий сто. Что касается Тавассуля Умара через Аббаса после смерти Пророка , то это не потому, что Пророк  умер, а потому, что Аббас – близкий родственник, дядя Пророка . Доказательством этому служат слова Аббаса: «О Аллаh! Народ обращается к Тебе через меня по причине моей близости к Твоему Пророку». Отсюда видно, что мнение Ибн Таймийи и тех, кто последовал за ним, ошибочно, т.к. они отрицали Тавассуль. Передал это Аз-Зубайр Ибн Бакр. Подтверждает это объяснение также и то, что передал

Аль-Хаким в книге «Аль-Мустадрак», что Умар проводил проповедь и сказал, обращаясь к людям: «О люди, Пророк Аллаhа относился к Аббасу как к отцу. Следуйте за ним в этом и обращайтесь через него к Аллаhу». Это объясняет

причину обращения Умара через Аббаса. Передал Имам Аль-Байhакий в своей книге «دلائل النبوة» («Доказательство Пророчества»), что Тавассуль совершал еще

первый человек, Пророк Адам, т.е. он попросил у Аллаhа прощения за свой малый грех ради Пророка Мухаммада, т.к.Адам видел имя Мухаммада рядом с именем Аллаhа. Он сказал: «О Аллаh! Я прошу у Тебя прощения ради Мухаммада!». Аллаh дал Адаму Откровение, означающее: «Мухаммад – самое лучшее создание. Если ты просишь прощения ради него, то Я простил тебя. Если бы не он, Я не создал бы тебя».

Передано в достоверном Хадисе, что, когда умерла Фатима, дочь Асада (мать Имама Али), которая воспитывала его в детстве, Пророк своими благословенными руками уложил

ее в нишу могилы и сказал: «О Аллаh, прости мою мать Фатиму, дочь Асада, и

расширь ее могилу ради Твоего Пророка и Пророков, которые были до меня. Воистину, Ты – Милостивый!». Передали этот Хадис Ат-Табараний, Хаким, Ибн Хиббан от Анаса ибн Малика.

Между Тавассуль и Истигасой нет разницы. Тавассуль также называют Истигасой, т.е. просьбой о помощи. Передано в Хадисе Аль-Бухарий, что Пророк Мухаммад сказал, что солнце в Судный день приблизится настолько, что пот будет доходить до ушей, и люди в этом состоянии будут просить помощи у Адама, затем у Мусы, затем у Мухаммада.Пророк называл это обращение о заступничестве к Адаму, Мир Ему, Истигасой, т.е. просьбой о помощи.

Обращение к кому-либо из созданных за помощью не является ширком, т.к. все люди каждый день обращаются друг другу за помощью. Пророк Мухаммад сказал:

«У Аллаhа есть на земле ангелы, помимо ангелов- хранителей. Они записывают каждый падающий с дерева лист. Если кто-то попал в беду в открытом поле, то пусть взывает: «О рабы Аллаhа, помогите!». Передал имам Ат- Табараний. Передал имам Аль-Бухарий в книге «Адабуль Муфрад»: «Когда ногу ибн Умара парализовало, ему сказали: «Вспомни имя самого лучшего человека». Он сказал: «يا محمد» - О Мухаммад! И его нога вылечилась». Этот Хадис также передал имам Ан-Нававий в книге «الاذكار». Ваhhабиты говорят, что обращаться к умершему является ширком. Этим они отрицают Хадисы Пророка  и противоречат тем шейхам, на которых они ссылаются. Например, ибн Таймия передал выше упомянутый Хадис в своей книге «الكلم الطيب» на 235 странице, также он сказал в

своей книге «مجموع فتاوى ابن تيمية» на 150 странице, что саляфиты читали такое дуа:

اللهم انى اتوجه اليك بنبيك محمد نبى الرحمة يا محمد انى اتوجه

بك الى ربك و ربى يرحمنى مما بى «О Аллаh, я обращаюсь к Тебе через Твоего Пророка

Мухаммада, Пророка Милости. О Мухаммад, я обращаюсь через тебя к Аллаhу…»

В Кур’ане сказано: (Сура «Ан-Ниса», Аят 64) Это означает: «Если люди, которые совершили грехи, пришли бы к тебе (О Мухаммад), просили бы прощения у


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: