double arrow

Кратко изложите биографию Имама нашего мазхаба в правовых вопросах (амаль)?

Первой была основана ханафитская школа фикха в Куфе, в Ираке, Нуманом бин Сабитом бин Зута бин Мах, аджами, т.е. не-арабским ученым, широко известным по своему куньа имам Абу Ханифа (ум. в 150 г. А.Н.). Куфа в этот период стала известным центром знаний. Наследие Абдаллаха бин Масуда (ум. в 32 г. А.Н.), сахаби и великого знатока Кур’ана и Сунны, процветало в Куфе, где он преподавал с тех пор, как был послан туда халифом Умаром в качестве кади и учителя.

Ранний период его жизни

Имам Нуман бин Сабит Абу Ханифа связан с благочестивой эпохой табиин, преемников сахаба (сподвижников Пророка). Знаменитый историк Хатиб из Багдада говорит, что Абу Ханифа родился в 80 г. А.Н. Его отец Сабит призвал халифа Али молиться за него и его семью. Хатиб говорит: “Я считаю, что его молитва принесла плоды”.8 Абу Ханифа был табии, поскольку он имел счастье в юности быть свидетелем периода, когда некоторые сахаба еще были живы. Известны имена Анаса бин Малика (ум. в 93 г. А.Н.), личного слуги Святого Пророка, и Сахла бин Сада (ум. в 91 г. А.Н.), а Абул Туфайль Амир бин Басилах умер в 100 г. А.Н., когда Абу Ханифе было двадцать лет. Айни, комментатор Хидайа, говорит, что Абу Ханифа даже слышал хадисы из уст сахаба.

Абу Ханифа вначале должен был стать торговцем, как и его предки, но вскоре он глубоко заинтересовался наукой. В этот период исламское учение распространялось выдающимися учеными-табии и имамами, такими, как Аузаи в Сирии, Хаммад аль-Басра, Суфьян аль-Саури в Куфе, Малик бин Анас в Медине и Лаис в Египте.9

Его образование

Однажды, когда Абу Ханифа проходил мимо дома имама Шаби, видного ученого Куфы, Шаби принял его за студента и спросил: “Куда ты идешь, молодой человек?” Абу Ханифа назвал имя купца, к которому он шел. “Я имел в виду, — сказал Шаби, — у кого ты занимаешься?” Ни у кого, господин”. Шаби сказал: “Я вижу в тебе признаки ума. Тебе следует сидеть в обществе ученых людей.” В сердце Абу Ханифы словно вспыхнул новый свет, он взялся за учение и стал великим имамом в области фикха и хадисов.

Он посещал лекции Хаммада по фикху и затем начал изучение хадиса. Абул Махсин приводит список табиин, учителей Абу Ханифы по хадисам, из которых девяносто три находились в Куфе.10

Ученые, у которых он занимался в Куфе, — это Шаби, Саламах бин Кухайл, Манариб бин Дисар, Абу Исхак Саби, Аун бин Абдаллах, Амр бин Муррах, Амаш, Адиб бин Сабит аль-Ансари, Самак бин Харб и многие другие. В Басре он учился у Катадаха и Шубаха, знаменитых ученых-табии, которые изучали хадисы под руководством сахаба Пророка. Суфьян аль-Саури называет Шубаха “Амир аль-муминин фил хадис”, предводитель верующих в хадисы. Шубах был такого высокого мнения об Абу Ханифе и так привязан к нему, что однажды он сказал: “Точно так же, как я знаю, что солнце светит ярко, я наверняка знаю, что учение и Абу Ханифа — это двойники.”11 Шубах разрешил имаму Абу Ханифе преподавать хадисы и рассказы. Кто-то спросил Йахья бин Муина, одного из учителей имама аль-Бухари, об Абу Ханифе. Он ответил: “С меня достаточно знать, что Шубах разрешил ему преподавать хадисы и рассказы. В конце концов, Шубах — это Шубах.”12

Завершив свое образование в Куфе и Басре, имам Абу Ханифа отправился в Мекку и Медину, к первоисточникам религиозного учения, и записался в ученики к знаменитому ученому Ата бин Аби Рабаху. Абдаллах бин Умар, сын халифа Умара, сказал, признавая заслуги Ата бин Аби Рабаха: “Почему люди приходят ко мне, когда здесь они могут пойти к Ата бин Аби Рабаху?”13 В период хаджа правительство обычно объявляло, что всем, кроме Ата бин Аби Рабаха, запрещается выносить фатвы (юридические заключения).14 Такие видные ученые, как Аузаи, Захри и Умар бин Динар, были воспитанниками его школы.15 Ата бин Рабах, записывая Абу Ханифу в свой класс, спросил об его верованиях. Абу Ханифа ответил: “Господин, я не говорю дурно об аслаф (людях предшествующих поколений), не называю грешников кафирами и верую в када и кадар (предопределение и свободную волю).” Ата был доволен, услышав это, и позволил ему быть своим учеником.16 До смерти Ата в 115 г. А.Н. Абу Ханифа навещал его всякий раз, когда приезжал в Мекку, и почтительно сидел в кругу его учеников. Находясь в Мекке, он также посещал занятия у Икрамаха, ученика знаменитого ученого Абдаллаха бин Аббаса. Ему посчастливилось изучать хадисы и вопросы фикха под руководством сайидна Али, Абу Хурайры, Абдаллаха бин Умара, Акабаха бин Умара, Сафвана, Джабира и Абу Катадаха, кроме его учителя Абдаллаха бин Аббаса. Об Икрамахе говорят, что он обучал по меньшей мере семьдесят табиин. Саида бин Зубайра однажды спросили: знает ли он среди своих современников кого-нибудь более образованного, чем он сам? Он ответил, что это Икрамах. Икрамах учил имама Абу Ханифу с большой заботой и особым вниманием, и сделал его настолько искусным, что он при своей жизни разрешил Абу Ханифе выносить личные суждения и постановления.17

Его встреча с имамом Бакиром

Слава имама Абу Ханифы как великого ученого, его интеллектуальная одаренность и оригинальность стали известны повсюду. Но вместе с его славой ширились также и враждебные замечания некоторых поверхностных наблюдателей, упрекавших его за то, что он каййас, то есть делает выводы по аналогии. Во время своего второго посещения Медины он встретился с имамом Бакиром. Когда он был представлен имаму Бакиру, тот обратился к нему с такими словами:

“Так это ты противоречишь преданиям моего деда на основе кийаса?”

Абу Ханифа сказал: “Да избавит Аллах от такого. Кто осмелится противоречить хадисам? Если вы присядете, господин, я объясню свою точку зрения.” Нижеследующий разговор, который произошел между двумя великими людьми, показывает, насколько твердо имам Абу Ханифа придерживался основных принципов ислама.

Абу Ханифа: “Кто слабее, мужчина или женщина?”

Имам Бакир: “Женщина.”

Абу Ханифа: “Кто из них имеет право на большую долю в наследстве?”

Имам Бакир: “Мужчина.”

Абу Ханифа: “Итак, если бы я делал вывод на основе аналогии, я бы должен был сказать, что женщине следует получить большую долю в наследстве, потому что, на первый взгляд, более слабый имеет право на большое внимание. Но я так не сказал.”

Теперь поговорим о другом. Как вы думаете, какая обязанность выше, молитва (салат) или пост (саум)?”

Имам Бакир: “Молитва (салат).”

Абу Ханифа: “В таком случае, женщине во время периода хайд (менструации) должно быть разрешено отложить молитвы, а не пост (который ниже, чем молитвы). Но я выношу решение, что она должна отложить пост, а не молитвы (следуя по стопам Посланника Аллаха).

На имама Бакира произвели такое большое впечатление этот диалог, твердость веры имама Абу Ханифы и его любовь к Пророку, что он тут же поднялся и поцеловал имама Абу Ханифу в лоб.18

Его скромность

Позже имам Абу Ханифа в течение некоторого времени учился у имама Бакира и имама Джафара аль-Садика. Имам Абу Ханифа, будучи ревнителем знания, никогда не считал ниже своего достоинства учиться у кого бы то ни было. Имам Малик был на тринадцать лет моложе, но он часто посещал его лекции и учился у него хадисам. Имам Малик обычно принимал его с большим почтением и усаживал рядом с собой. Имам Абу Ханифа особенно известен тем, что у него были бесчисленные учителчя. Абу Хафс говорит, что Абу Ханифа изучал ахадис по меньшей мере у четырех тысяч ученых. Главнейшая причина того, что имам Ханифа был связан с таким множеством учителей и посещал так много школ, состоит в том, что он хотел познакомиться с различными распространенными принципами и методами, а затем на основе их сравнения прийти к своей собственной системе.19 Хотя его достоинства были признаны его учителем Хаммадом, и он стал настоящим муджтахидом, из искреннего уважения к учителю он воздерживался от того, чтобы основать свою собственную школу, хотя ему было уже сорок лет. Пока Хаммад был жив, он, из почтения к своему учителю, никогда не претендовал на его место. Когда Хаммад умер в 120 г. А.Н., Абу Ханифе предложили его должность, и он принял это предложение, хотя и неохотно. В это время ему приснился сон, что он раскапывает могилу Пророка. Он был сильно напуган и хотел отказаться от своего поста. Ибн Сирин успокоил его и истолковал этот сон как знак того, что он должен отсечь мертвые ветви исламского учения. С тех пор Абу Ханифа стал преподавать. Он настолько прославился, что где бы он ни путешествовал, вокруг него собирались люди, чтобы расспрашивать его, рассуждать и спорить с ним. Ученики стекались к нему со всего мусульманского мира. К нему приходило так много людей, желавших послушать его религиозные беседы, что его стали подозревать в причастности к любым беспорядкам, происходившим в стране.

Отказ имама Абу Ханифы от должности кади

В 132 г. А.Н. умайядская династия была свергнута Аббасидами. Первый аббасидский халиф умер, процарствовав всего четыре года, и ему наследовал его брат Мансур. Изгнав Умайядов, Мансур стал изливать свою ненависть и на ахл аль-Байт. В 145 г. А.Н. против Мансура подняли оружие последователи Мухаммада Нафса Закийа. Последний погиб, сражаясь против войск Мансура, и после него борьбу продолжил его брат Ибрахим. Имам Абу Ханифа поддержал Ибрахима, поскольку его дело было правым. Позднее, когда Ибрахим в 146 г. А.Н. был побежден халифом, тот стал арестовывать всех сторонников Ибрахима, одним из которых был имам Абу Ханифа. Но когда его привели ко двору, придворные узнали его и с почтением представители халифу, говоря: “Этот человек — величайший алим (ученый) из ныне живущих.” Когда Мансур выслушал имама и понял, как велики его знания, он предложил ему должность кади (судьи). Имам Абу Ханифа отклонил это предложение, говоря: “Я не подхожу для этой должности.” Мансур рассердился и закричал: “Ты лжец.” Он тут же возразил: “Если я лжец, тогда мое заявление, что я не подхожу для должности судьи, истинно, поскольку лжец не может быть назначен судьей.”

В гневе Мансур поклялся, что он заставит Абу Ханифу принять эту должность, но имам тоже смело поклялся не принимать ее. Халиф приказал заточить его в тюрьму. Но его репутация ученого и преподавателя вынудила халифа разрешить ему преподавать даже в тюрьме. Имам Мухаммад бин аль-Хасан, знаменитый ученик имама Абу Ханифы, обучался в тюрьме. Когда все больше и больше людей стали посещать тюрьму, чтобы послушать имама, Мансур увидел в этом новую опасность для своей власти и решил отравить имама.

Его смерть

В месяце раджабе 150 г. А.Н. великий имам умер вследствие действия яда, произнося молитвы. Обряд джаназа был совершен шесть раз, и каждый раз в молитвах принимали участие пятьдесят тысяч человек. Даже после похорон в течение примерно двадцати дней из разных мест продолжали приходить люди и читали поминальные молитвы.

В 459 г. А.Н. сельджукский правитель Али Ардасан построил на его могиле мавзолей, а поблизости построил большое мадраса.

Ученики имама Абу Ханифы

Имам Абу Ханифа оставил после себя много учеников. Абул Махасин Шафии перечислил имена девятисот восемнадцати его учеников. Но наиболее известны среди них следующие:

1. Кади Абу Йусуф. Он родился в 113 г. А.Н. и был сыном бедного рабочего. Имам Абу ханифа помогал ему деньгами. После смерти имама Абу Ханифы халиф Махди в 166 г. А.Н. назначил его кади, а Харун аль-Рашид назначил его кади аль-кудат, великим кади, или верховным судьей. Он был разносторонним ученым: кроме фикха, он был также большим знатоком хадисов. Он написал много книг, которые цитирует Ибн аль-Надим в своей знаменитой работе Китаб аль-Фихрист20, однако самая известная из его книг — это Китаб аль-Харадж, собрание юридических суждений по таким вопросам, как харадж (дань), налог джизья, классификация земель по признаку их плодородности и т.д. и т.п. В своей книге он также смело укорял халифа. Он умер в 182 г. А.Н.

2. Мухаммад бин аль-Хасан аль-Шайбани. Имам Мухаммад родился в 135 г. А.Н. вблизи Дамаска. Он приехал учиться в Куфу. Он учился у имама Абу Ханифы, когда тот был в тюрьме, а после его смерти завершил свое образование под руководством имама Абу Йусуфа и отправился в Медину, где учился хадисам у имама Малика. Имам Шафии — один из его выдающихся учеников. Имам Шафии говорил: “Всякий раз, когда имам Мухаммад объяснял какой-либо пункт закона, казалось, что ангел откровения нисходит на него.” Согласно аль-Навави, знаменитому мухаддису, имам Шафии однажды сказал: “Я получил от имама Мухаммада столько знаний, сколько можно нагрузить на верблюда.” Когда имама Ахмада бин Ханбала однажды спросили, откуда он узнал все тонкости права, он ответил: “Из книг Мухаммада бин аль-Хасана.” Его знаменитый труд — Мабсут, первоначально написанный Абу Йусуфом, но пересмотренный и отредактированный им; другие работы — Джами аль-Сагир, Джами аль-Кабир, Зийадат, Китаб аль-Худжадж и Сийар Сагир ва Кабир. Он умер в 189 г. А.Н.

3. Имам Зуфар. Он родился в 110 г. А.Н., был выдающимся знатоком хадисов и очень хорошо применял кийас. Имам Абу Ханифа называл его величайшим из своих сподвижников в области суждений по аналогии. Он умер в 158 г. А.Н.

Последователи ханафитской школы распространились по всему миру, особенно в Азии и на Ближнем Востоке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: