Для студентов филологического факультета ВятГГУ

Жанр оды

В русской литературе XVIII века

Методические рекомендации

для студентов филологического факультета ВятГГУ

Киров 2004


ББК 83.3(2Р)5 + 83.014.5

Ж 31

Печатается по решению редакционно-издательского советаВятского государственного гуманитарного университета

Составители: кандидат филологических наукА. Г. Маслова;

доцент Г. А. Охотина

Рецензент: доктор филологических наук, доцент В. А. Поздеев

Ж 31 Жанр оды в русской литературе XVIII века: Методические рекомендации для студентов филологического факультета / Сост. А. Г. Маслова, Г. А. Охотина. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. – 40 с.

© Вятский государственный гуманитарный университет, 2004

© А. Г. Маслова, Г. А. Охотина, сост., 2004
Введение

 

Характерная особенность русского литературного процесса в XVIII веке – необычайная интенсивность, динамизм развития литературы. В XVIII веке происходит ее полное обновление. Сохраняя лучшие традиции литературы древнерусской, она активно усваивает опыт литературы западноевропейской. В ней появляются различные литературные направления, происходит жанровое обновление. Одним из ведущих жанров русской поэзии XVIII века, связанной с классицизмом, становится жанр оды. Нужно отметить, что в русской литературе XVIII века сразу же определились как бы два направления: сатирическое, связанное с обличением противников петровских преобразований (А. Кантемир), и одическое, вызванное необходимостью утверждения высоких государственных и гражданских идеалов (М. В. Ломоносов). При этом следует подчеркнуть, что ни в одной европейской литературе жанр высокой оды не получил такого мощного развития, как в литературе русской. Его теоретическому обоснованию послужили работы В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, его утверждению в русской поэзии способствовала их собственная поэтическая практика.

К концу XVIII века жанр оды приходит в упадок. Попыткой его защиты и возрождения в литературе декабристов в XIX веке была статья В. Кюхельбекера 1824 года «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие», в которой он пишет об оде как о форме выражения высоких общенациональных, гражданских чувств: «В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует. <…> В оде поэт «вещает правду» и суд Промысла, торжествует о величии родного края, мещет перуны в сопостатов, блажит праведника, клянет изверга»1.

Однако к 40-м годам XIX века классицистическая ода стала уже анахронизмом. Критическое отношение к ней мы видим у В. Г. Белинского в статье «Разделение поэзии на роды и виды». В XIX веке устанавливается точка зрения на оду как на жанр «непоэтический», «реторический». Но необходимо отметить (и на это обращает внимание И. З. Серман), что русская академическая наука XIX века сделала немало для изучения поэзии Ломоносова, Державина и других поэтов XVIII века, для выявления связей их одического творчества с современной им жизнью (комментарии Я. К. Грота, Л. Н. Майкова, М. И. Сухомлинова к сочинениям Державина, В. Майкова, Ломоносова).

Явное оживление интереса к жанру оды произошло в XX веке. Серьезный вклад в исследование русской оды внесли такие ученые, как Ю. Н. Тынянов, Г. А. Гуковский, свои аспекты изучения жанра оды предложили в работах, посвященных русскому классицизму, И. З. Серман, Г. В. Москвичева. Естественно обращение к этому жанру в учебниках и пособиях по русской литературе XVIII века и работах, посвященных отдельным поэтам XVIII века: М. В. Ломоносову, Г. Р. Державину, А. Н. Радищеву и др. Но, к сожалению, у нас нет специальной работы о русской оде XVIII века, взятой в процессе ее становления и развития.

Как известно, зарождается ода в античности, будучи песней достаточно широкого лирического содержания. Но особенно интенсивное развитие она получает в литературе классицизма, утверждаясь как жанр высокой поэзии. Ода в литературе классицизма определяется как лирическое стихотворение торжественно-хвалебного характера, посвященное прославлению того или иного лица, явления или события. Ода была призвана служить утверждению высоких государственных, общественных идеалов. Торжественная ода создавалась с установкой на чтение вслух перед адресатом. Мы видим в оде типологические признаки ораторского жанра, на что в свое время обратил внимание Ю. Н. Тынянов. Подобно ораторскому слову, ода содержала обязательные три части: 1) вступление, «приступ» в виде своеобразного восхождения поэта на Парнас и определения темы одического воспевания; 2) центральную часть, «рассуждение», где обозначенная во вступлении тема получала свободное развитие с допуском так называемого «лирического беспорядка», имитирующего взрывы поэтического «восторга»; 3) заключение. Ораторская установка находила выражение и в слове, в насыщенности оды риторическими восклицаниями, вопросами, обращениями, в высоком стиле оды.

Но ода не была чисто ораторским произведением. Она была призвана выразить и вызвать определенное лирическое отношение к объекту воспевания. Отсюда лирическое начало в оде. А своеобразный «лирический беспорядок», основанный на резких переходах от одной темы к другой, являлся особым приемом, с помощью которого создавалась иллюзия взволнованности автора, описывающего те или иные события.

Повествование о событии, эпическое начало, хотя и допускалось в оде, но было лишь вспомогательным элементом.

Высокая ода классицизма вся в сфере не быта, а бытийного, идеально-должного. Отсюда своеобразие одического героя, образ которого носит, как правило, абстрактно-идеальный характер, воплощая идею должного.

За одой (благодаря Ломоносову) закрепился определенный стиховой канон: четырехстопный ямб, десятистрочная строфа с определенным рисунком рифмы (перекрестная, смежная, опоясывающая).

Существовали разные типы од и соответственно разная их классификация, на что обращают внимание исследователи. По тематическому принципу выделяются оды похвальные, духовные, победно-патриотические, философские, тренические, по отношению к литературной школе – ода ломоносовская и сумароковская, по традиции – пиндарическая, горацианская, анакреонтическая оды, по социально-политической направленности – хвалебная (адресованная монарху) и тираноборческая оды.1

Литература

Тексты

Лиры и трубы. Русская поэзия XVIII века. – М., 1973.

Поэты XVIII века. Т. 1, 2. – Л., 1972 (Большая сер. «Библиотеки поэта»).

Русская литература. Век XVIII. Лирика. – М., 1990.

Русская литература XVIII века: Хрестоматия / Сост. Г. П. Макогоненко. – Л., 1970.

Русская литература XVIII века. 1700-1775: Хрестоматия / Сост. В. А. Западов. – М., 1979.

Русская литература последней четверти XVIII века: Хрестоматия / Сост. В. А. Западов. – М., 1985.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: