double arrow

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)


 

Истоки русской оды – в панегирической поэзии конца XVII – первой трети XVIII века, в частности, в творчестве С. Полоцкого, Феофана Прокоповича. Но оформляется ода как один из ведущих поэтических жанров русской литературы в эпоху классицизма (в 30-40-е годы). При этом следует подчеркнуть, что ни в одной европейской литературе ода не получила такого развития и значения, как в литературе русской. Нужно отметить, что в русской литературе XVIII века, в эпоху классицизма, складывается представление о высоком общественном предназначении литературы, о поэте как пророке, мессии, вещателе истины. И это высокое представление нашло свое выражение в жанре оды.

Одна из первых русских од XVIII века – «Ода о сдаче города Гданска», написанная и изданная В. К. Тредиаковским в 1734 году с приложением «Рассуждения об оде вообще», где Тредиаковский дает определение оды: «Ода - это совокупление многих строф, коими описывается всегда и непременно материя важная, благородная, редко нежная и приятная, в речах весьма пиитических и великолепных»1. Тредиаковский, как видим, обращает внимание и на предмет оды («материя важная, благородная»), и на художественную специфику оды, отмечая «пиитичность» и «великолепие» ее языка.

Но не Тредиаковский, а Ломоносов сыграл основополагающую роль в становлении этого жанра в русской литературе XVIII века. Ломоносов писал различные оды, но основным у него оказался жанр похвальной оды (20). Ее написание приурочивалось обычно к официальным торжествам: дням рождения, именин, восшествия на престол императрицы. Ода предназначалась для публичного торжественного прочтения. Своеобразие Ломоносова-поэта в том, что в его одах нет и оттенка раболепия. По словам В. Г. Белинского, в лице Ломоносова «русская поэзия обнаружила стремление к идеалу <...> поняла себя как глашатая всего высокого и великого»2. В своих одах Ломоносов выражает важные для него как просветителя программные идеи. Политическая злободневность и публицистичность – характерная особенность торжественных од Ломоносова, намечавших программу развития России. Одическая поэзия Ломоносова пронизана сквозными темами, которые наличествуют почти в каждой оде поэта.

Идейно-тематический центр одической поэзии Ломоносова – родина, Россия. Поэт воспевает ее природное изобилие и величие. Он гордится Россией, славит ее героев, предупреждает врагов от возможного нападения на нее. Но откликаясь на победы русского оружия («Ода на взятие Хотина»), Ломоносов неустанно воспевает мир, «возлюбленную тишину», необходимую для благоденствия народа. Это одна из сквозных тем одической поэзии Ломоносова.

Идеал поэта – великая Россия. Ее будущее он связывает с развитием просвещения, науки. Из оды в оду он славит науки, ставит перед ними конкретные задачи, обращается со страстным призывом к русскому юношеству послужить во славу отечественной науки, зовет к неустанному труду на благо молодой России.

Подобно многим мыслителям своего времени, Ломоносов возлагал надежды на просвещенного государя, с ним связывал успехи мира, просвещения, счастья россов. Он утверждал в своих одах идеал просвещенного государя. Таким был для него Петр I, преобразователь России. В преемниках Петра I Ломоносов хотел видеть продолжателей петрова дела. «Одическое творчество Ломоносова комплиментарно лишь на поверхностный взгляд. В существе своем оно глубоко проблемно. Оды конструируют образ просвещенного монарха. Это не лесть, а наставничество», – справедливо пишет А. М. Панченко[1]. Это наставничество особенно усиливается в поздних одах Ломоносова. Великая заслуга Ломоносова в том, что он превратил похвальную оду в наказ царям, в программу развития России, насытил ее проблемами общегосударственного, общенационального значения. Оды Ломоносова заложили высокие традиции русской гражданской поэзии.

По своему характеру ода Ломоносова являлась своеобразным ораторским жанром. Торжественная похвальная ода создавалась с установкой быть звучащей речью. Отсюда система риторических обращений, восклицаний, вопросов, трехчастная структура построения с ориентацией на силлогизм (посылка, доказательство, заключение), в то же время с допуском так называемого «лирического беспорядка», имитирующего взрывы поэтического «восторга».

Мы видим у Ломоносова характерную для классицизма обобщенность в изображении одической героини. Поэт не ставил перед собой задачи запечатлеть конкретный облик императрицы Елизаветы Петровны, которой посвящена большая часть его од, он тяготеет к утверждению идеала «просвещенной монархини», «богини на троне».

Утверждая в своих одах некие общие ценности, Ломоносов и говорил от имени всей нации. Он предстает в своих одах не как частное лицо, частный человек, а как поэт-гражданин, сын отечества. Общее и личное у Ломоносова сливаются в единое целое. Отсюда не «я», а «мы» преобладает в его одах.

Оды Ломоносова – явление русского классицизма. И. З. Серман писал: «Поэзия Ломоносова, как и вся литература русского классицизма, это поэзия общего, поэзия общенациональных, общегосударственных, общефилософских вопросов и представлений. Частное, личное, индивидуальное в ней целиком подчинено общему, эмпирическое, конкретное – идеальному, должному»[2]. Это во многом и определило художественный мир ломоносовской оды.

Эмоциональная атмосфера ломоносовской оды – атмосфера подъема, «восторга», восхищения величием и красотой мира, России, она пронизана ощущением радости своей принадлежности к великому государству.

 

О муза, усугубь твой дар,

Гласи со мной в концы земныя,

Коль ныне радостна Россия!

Она, коснувшись облаков,

Конца не зрит своей державы;

Гремящей насыщенна славы,

Покоится среди лугов.

(Ода на день восшествия на престол

Елизаветы Петровны, 1748 года)

Как создается эта эмоциональная атмосфера? Каждая ода Ломоносова – это взволнованный монолог поэта, говорящего от имени целого (что не мешало Ломоносову вводить в оду речь других персонажей). В авторскую речь вводятся риторические вопросы, восклицания, обращения, что сообщает оде особый эмоциональный подъем. Эта эмоциональная атмосфера подъема, высокого «парения» создается также особым образно-поэтическим строем речи. Для ломоносовской оды характерен ярко выраженный гиперболизм. Оды поэта изобилуют эпитетикой эмоционально-оценочного (великий, прекрасный) или метафорического (пламенные звуки) характера. Особое внимание Ломоносов уделяет метафоре. Исследователи справедливо говорят, что метафора – основной стилеобразующий элемент поэтической манеры Ломоносова (И. З. Серман). Разновидность метафоры – олицетворения. Ими насыщены оды поэта. С метафоричностью связан и аллегоризм. Обильно используются Ломоносовым мифологические образы Марса, Нептуна, Минервы и др. Специфика ломоносовской оды – использование сквозных, опорных слов-образов, например, связанных со светом и тьмой (И. З. Серман).

Ломоносов считал, что о возвышенном нельзя говорить так, как о повседневных вещах. Поэтому он считал достоинством поэтической речи «важность», «великолепие», «возвышение», «изобилие». Ода писалась в высоком стиле, и здесь важен был отбор каждого слова. Исследователи (О.Б. Лебедева) обращают внимание на своеобразную абстрактность одического слова, его оторванность от вещно-предметного мира, что связано с обращением поэта к миру идеальному. Ломоносов тяготеет к словам-существительным на −ость (светлость), на −ство (торжество), он подбирает слова по принципу высокого эмоционального ореола (великий, славный, божественный и т.п.).

Ломоносов узаконил за одой четырехстопный ямб и 10-строчную строфу с определенным рисунком рифмы (перекрестная, смежная, опоясывающая). Он полагал, что «чистые ямбические стихи <...> поднимаяся тихо вверх, материи благородство, великолепие и высоту умножают»1. Но именно Ломоносов придал 4-стопному ямбу определенный семантический ореол «высокого» стиха. Большое внимание он уделял также звукописи.

Исследователи справедливо говорят, что стремление создать поэзию высокой темы, героико-патриотического пафоса, найти пути и средства их выражения определяют эстетическую природу поэзии Ломоносова, для которой характерно редкое великолепие, особое поэтическое «парение», яркий метафорический стиль[3].

 

Рекомендуем обратиться к конкретному анализу «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Предлагаем вспомнить, какому событию посвящена ода и как учтены в ней конкретные обстоятельства времени, что делало оду произведением остро злободневным?

Обратимся к содержательному плану оды, выделим ее основные темы и проблемы. Прежде всего определим, о чем главная забота Ломоносова? Что позволяет нам говорить о высоком гражданско-патриотическом пафосе одической поэзии Ломоносова?

Что, по мысли поэта, необходимо для развития страны?

Проследите, как отражаются в оде темы мира, науки, просвещенного государя.

Почему мы говорим о программном характере оды Ломоносова?

Какие задачи ставит Ломоносов перед просвещенным государем, перед русскими людьми, молодежью?

Проанализируйте композицию оды. Выделите ее основные части.

Обратите внимание на характер вступления. Как Ломоносов обыгрывает в нем имя «Елисавета», что в переводе на русский язык означает «тишина»?

На какие две части можно, в свою очередь, разделить центральную часть оды?

Как в первой части Ломоносов ставит проблему просвещенного монарха?

С какой целью вводится в оду образ Петра I и описание его деяний?

Что позволяет поэту видеть в Елизавете Петровне просвещенную государыню, продолжательницу дела своего великого отца?

Какую проблему ставит Ломоносов во второй части оды? Что необходимо для развития России?

К кому обращается поэт в 22-й строфе оды?

Как можно определить 23-ю строфу оды?

Какая строфа является заключением?

Покажите, как связаны между собой вступление и заключение.

Что сообщает оде внутреннюю целостность?

Необходимо обратить внимание на художественное пространство и время в оде. Очевидно, следует сказать о своеобразной панорамности пространственного видения в оде. Покажите это.

Мы видим в оде разные временные пласты, временные переключения. Покажите это. Обратите внимание на особую устремленность Ломоносова в будущее.

Что сообщает ломоносовской оде специфика ее художественного пространства и времени?

Следует обратить внимание на характер изображения одической героини.

Есть ли в образе Елизаветы Петровны конкретные черты конкретного человека?

Как связан этот образ с эстетическим идеалом поэта?

Какие приемы создания образа просвещенной монархини использует Ломоносов?

Несомненно, художественное своеобразие ломоносовской оды определяет и ее поэтико-стилистический строй. Оды Ломоносова насыщены тропами, сообщающими ей «высокое парение». Следует обратить внимание на присущий оде гиперболизм, на характер эпитетики, метафор, олицетворений, использование мифологических образов. Под этим углом зрения проанализируйте оду и выпишите соответствующие примеры.

Особый эмоциональный подъем сообщает оде обильное использование риторических фигур. Покажите это, проанализировав несколько строф.

Работая над языком оды, вспомните учение Ломоносова о трех «штилях» и найдите примеры, подтверждающие, что ода Ломоносова написана в высоком «штиле». Обратите внимание на лексические и грамматические старославянизмы и выпишите необходимые примеры.

Как говорит современный исследователь О. Б. Лебедева, «ода специализирована на формах утверждения идеала в языке высоких идей и абстрактных понятий, стилистически тяготеющих к старославянской книжной речи»1. Покажите справедливость высказанного положения.

Охарактеризуйте стих оды, размер, строфику, характер рифмы.

Сделайте вывод об общем характере содержания и поэтики, языка оды, о выдержанности принципа «высокости» на всех уровнях оды.

 

Перу Ломоносова принадлежат и другие оды: философские, духовные. Крупнейший ученый своего времени, Ломоносов был убежденным просветителем. Он страстно пропагандировал передовую науку, защищал ее от нападок. Наука была и вдохновительницей его поэзии. Ломоносов создает своеобразные произведения научно-философской поэзии. Это так называемые натурфилософские оды: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве», созданные в 40-х годах XVIII века.

Ломоносов был философом-деистом. Он признавал Бога как творца мира и в природе видел проявление его творческой мощи. Получив божественный первотолчок, природа в дальнейшем – самодвижущееся явление, и задача состоит в том, чтобы изучать и познавать ее.

Оба «Размышления» посвящены космической теме и построены по одному принципу. Сначала поэт дает картину природы, затем осмысливает увиденное, размышляет, предстает перед нами как ученый и философ, пытающийся постичь тайны вселенной.


Сейчас читают про: