Аверинцев С. С. Поэты.– М., 1996.
Белинский В. Г. Сочинения Державина // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 6. – М., 1981.
Дагуров В. Над страницами державинской оды («Бог») // Литературная учеба. – 1980. – № 2.
Западов А. В. Державин. – М., 1957.
Западов А. В. Мастерство Державина. – М., 1958.
Западов А. В. Поэты XVIII века. М. В. Ломоносов. Г. Р. Державин. – М., 1979.
Курилов А. С. «Ода к Фелице» Державина // Русская словесность. – 2003. – № 5.
Макогоненко Г. П. От Фонвизина до Пушкина. – М., 1969.
Макогоненко Г. П. Огненные стихи (Ода «Вельможа» Г. Р. Державина) // Вершины. – М., 1978.
Машевский А. «Подай, Фелица, наставленье» // Вопросы литературы. – 2000. – № 2.
Москвичева Г. В. Русский классицизм. – М., 1986.
Серман И. З. Державин. – Л., 1967.
Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. – Л., 1973.
Травников С. Н. Ода Г. Р. Державина «Фелица» // Русская литература XVIII-XIX вв.: Справочные материалы. – М., 1995.
Трофимов Н. В. О стихотворении Державина «Властителям и судиям» // Русская речь. – 1989. –№ 5.
Ходасевич Н. Державин. – М., 1988.
XVIII век. Сб. 8. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII – начала XIX века. – Л., 1969.
Василий Васильевич Капнист (1757-1823)
Заметным явлением в русской поэзии 80-90-х годов XVIII века было творчество В. В. Капниста. В его поэтическом наследии жанр оды занимает значительное место. Он и продолжает традиции русского классицизма, и отступает от них, отдавая дань новым веяниям в литературе, связанным с формированием сентиментализма и предромантизма.
В истории русской поэзии Капнист входит прежде всего как создатель «Оды на рабство» (1783). Это произведение написано в жанре торжественной оды с соблюдением канона формы в построении, стилистике, стихе. Но ода оказалась совершенно необычной и смелой в идейно-содержательном и эмоциональном плане. Она была вызвана к жизни указом Екатерины II об окончательном закрепощении украинского крестьянства. Ода Капниста – это страстная защита свободы своей отчизны, протест против рабства. В оде звучит и глубокая скорбь, и смелый укор царям, и суровое напоминание им об их обязанностях. До революционного пафоса радищевской оды «Вольность» Капнист не поднимается. Свои надежды на освобождение от рабства и будущее счастье своей родины он связывает с Екатериной II. И когда наступает это время, он воспоет имя ее.
Обратимся к «Оде на рабство». Прочитав оду, ответьте на следующие вопросы:
Какова история создания оды?
Против чего протестует поэт?
Кого обличает он?
На кого возлагает свои надежды?
Какие чувства выражает в произведении?
Каким предстает в оде образ лирического героя, автора оды?
Что нового в содержательном и эмоциональном плане вносит Капнист в свою оду?
В чем соблюдает поэт канон жанра торжественной оды?
Каково значение «Оды на рабство» в истории русской гражданской поэзии?
Но гораздо более значительное место в лирике Капниста начинают занимать оды анакреонтические и горацианские, стихи камерного характера. В оде «Ломоносов» Капнист отличает свою «тихую песнь» от «громкой» одической поэзии «российского Пиндара», не дерзая равняться с ним. Он пишет простые, задушевные стихи. В своих «Анакреонтических песнях» («На смерть Юлии», «Старость и младость», «Разлука», «Богатство убогого», «Невольная разлука» и др.) Капнист воспевает нежную, преданную любовь, передает элегическую печаль разлуки. В «Горацианских одах» («Время», «Суетность жизни», «Красота», «Совет», «Другу сердца» и др.) поэт размышляет о скоротечности времени, о бренности жизни и ее суетности, прокламирует довольство малым, находит утешение в любви и дружбе, зовет ценить каждый миг отпущенной человеку жизни. Эти оды написаны «средним» стилем и отличаются какой-то особой мелодичностью. В своей горацианской оде «Другу сердца» Капнист, обращаясь к другу, с благодарностью пишет о его верности, утешает себя надеждой на совместную тихую жизнь в любимых местах и верит, что после смерти его, Капниста, друг «теплой оросит слезою его прах».
Литература
Тексты
Капнист В. В. Сочинения / Вст. ст. Д. Д. Благого. – М., 1959.
Капнист В. В. Собрание сочинений: В 2 т. / Вст. ст. Д. С. Бабкина. – М.; Л., 1960.
Капнист В. В. Избранные произведения / Вст. ст. Г. В. Ермаковой-Битнер. – Л., 1973.
Исследования
История русской литературы: В 10 т. Т. 4. Ч. 2. Гл. VIII. Конец века. – М.; Л., 1947.
Кочеткова Н. Д. Поэзия русского сентиментализма // История русской поэзии: В 2 т. Т. 1. – Л., 1968.
Кочеткова Н. Д. Русская лирика XVIII века // Русская литература. Век XVIII. Лирика. – М., 1990.
Александр Николаевич Радищев (1749-1802)
Важную роль в развитии русской оды, и прежде всего оды высокого гражданственного звучания, сыграла ода А. Н. Радищева «Вольность» (1783), включенная им в состав «Путешествия из Петербурга в Москву».
Прочитав оду, ответьте на следующие вопросы:
В отличие от других торжественных од русского классицизма, чему посвящена ода А. Н. Радищева, что является объектом ее воспевания?
Каков ее идейно-эмоциональный пафос?
Что позволяет нам говорить о смелом новаторстве А. Н. Радищева в плане содержания оды?
Как, опираясь на просветительские идеи естественного равенства людей, естественного права человека на свободу, общественного договора, А. Н. Радищев дает им революционное истолкование, излагая свою философско-политическую концепцию истории?
Как пишет Радищев о возникновении государства, власти, ее союза с церковью, монархическом деспотизме и тягостном положении народа, о появлении народного мстителя и выступлении народа, об акте народного мщения и суде над монархом, о торжестве справедливости и свободы?
Как находит в оде свое выражение радищевская концепция циклического развития человечества?
К чему зовет Радищев в своей оде?
Какие реальные исторические события отражены в оде Радищева?
Как А. Н. Радищев своим взором «проницает густую завесу времени» и рисует будущее России, выражая надежду на рождение «избраннейшего всех дней», дня рождения свободы?
К какому библейскому мифу обращается Радищев в заключительной строфе оды, чему уподобляет он победу революции и рождение свободы?
Как назвала Екатерина II оду Радищева?
Сделайте вывод о новаторском характере оды в содержательном плане.
В чем сохраняет Радищев связь с традицией ломоносовской торжественной оды?
Просматривается ли эта связь в общей структуре оды, стиле, интонационном звучании, стихе? Покажите это.
Что новое, сближающее Радищева с Державиным, видим мы в оде «Вольность»?
Как проявляется в оде личностное начало поэта, осознание Радищевым собственной миссии?
Обратим внимание на строфы 46 и 47.
Можно ли говорить о многообразии передаваемых Радищевым лирических эмоций?
Характеризуя своеобразие радищевской оды, обратите внимание, на какой оппозиции построена ода?
Какие символические образы являются сквозными в оде?
Характеризуя язык оды и отмечая его близость традиционному высокому стилю, отметьте то новое, что появилось в языке оды. Какие слова находит Радищев в русском языке для выражения новых идей? Какие слова становятся своеобразными словами-сигналами и будут взяты на вооружение последующей вольнолюбивой поэзией?
Определите значение оды А. Н. Радищева «Вольность» для последующего развития русской вольнолюбивой поэзии, поэзии декабристов и молодого Пушкина.
Литература
Тексты
Радищев А. Н. Стихотворения. – Л., 1975. («Библиотека поэта». Большая сер.)
Радищев А. Н. Сочинения. – М., 1988.
Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. – СПб., 1992. («Литературные памятники»).