Расставьте в соответствии с нормами русского языка ударения в исторических терминах и понятиях, а также в именах исторических деятелей. ( Максимальное количество баллов – 4)

А) Отходничество

Б) Граффити

В) Аввакум

Г) М.В. Скопин - Шуйский

17. Определите:

А)Какому историческому лицу поставлены эти памятники в Москве и Екатеринбурге.

Б) С каким историческим событием связано имя этого человека

В) Как еще увековечена память об этом человеке в нашей стране?

(Максимальное количество баллов – 6.)

 

Памятник в Москве Скульптор В. М. Клыков

Памятник в Екатеринбурге

Запишите имя, отчество и фамилию этого человека, а также его должность. (Максимальное количество баллов – 4: по 1 балла за правильное написание имени, отчества, фамилии и должности)

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ. 10-11 КЛАСС.

Фамилия, имя_________________________________________ Класс

Задание № 1. Установите соответствие. Соотнесите высказывания с личностями, которым они принадлежали. (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

1. «От этого ли черепа принять мне смерть» 2. «Да не посрамим земли русской» 3. «Не подниму руку на брата своего» 4. «Не золотом добуду себе дружину, а дружиной золото» 5. «Воистину отцы наши и деды собирали землю русскую, а мы хотим погубить» 6. «Я хочу как словом, так и делом наперед всем быть» А) Святослав Б) Владимир Мономах В) Владимир Святой Г) Олег Д) Дмитрий Донской Е) Борис

Ответ:

           
           

 

Задание № 2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика. (Максимальный балл — 6).

А) (3 балла)

Художник Произведение
1. А.А. Иванов А) «Портрет А.С. Пушкина»
2. В.И. Суриков Б) «Явление Христа народу»
3. А.Г. Венецианов В) «На пашне. Весна»
4. В.А. Тропинин Г) «Боярыня Морозова»
  Д) «Рожь»

Ответ:

Художник Произведение
1. А.А. Иванов  
2. В.И. Суриков  
3. А.Г. Венецианов  
4. В.А. Тропинин  

Б) (3 балла)

Государственный деятель Реформа, воплощавшая идеи данного деятеля  
1. С.Ю. Витте А. Введение «золотого рубля» в качестве денежной единицы
2. П.А. Столыпин Б. Преобразования в сфере управления государственными крестьянами
3. П.Д. Киселев В. Провозглашение права крестьян выхода из общины и закрепления своего надела в частую собственность
4. М.М. Сперанский Г. Отмена подушной подати
  Д. Создание Государственного совета

Ответ:

Государственный деятель Реформа, воплощавшая идеи данного деятеля
1. С.Ю. Витте  
2. П.А. Столыпин  
3. П.Д. Киселев  
4. М.М. Сперанский  

Задание № 3. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск)

Реформы ___ коснулись, прежде всего, управления и суда. В 1549 г. был созван первый __ – собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей (на некоторых соборах – и от черносошных крестьян). Выполняя его решения, правительство в 1550 г. приняло ___. По нему была ограничена власть ____и ___– их деятельность контролировалась центральной властью и представителями местного населения – «лучшими людьми» (выборными из посадских и черносошных крестьян).

Складывается система органов центральной исполнительной власти -___, которые поначалу называли «избами». В них служили бояре, дьяки, подьячие – складывался профессиональный аппарат центральной власти. Разрядный приказ ведал дворянским войском, _____ - отношениями с иностранными государствами, ___ осуществлял суд над грабителями, ворами, убийцами.

Было создано постоянное ___ войско. Оно было вооружено не только холодным оружием, как дворянское ополчение, но и огнестрельными пищалями. В мирное время для улучшения своей жизни им разрешалось заниматься ____ и вести ____.

Было ограничено ___: запрещены споры между воеводами во время походов, все они подчинялись первому воеводе большого полка, т. е. главнокомандующему.

В 1551 г. под руководством митрополита Макария и при участии Ивана IV состоялся церковный собор, вошедший в историю как ____, Он укреплял дисциплину духовенства, сводил к единообразию обряды, правила иконописания и строительства храмов.

 

Слова: 1.Посольский, 2.Избранная рада, 3. передвижение, 4.приказ, 5.наместник, 6.стрелецкое, 7.Макарий, 8.Земский собор, 9. Соборное уложение, 10.ремесло, 11.Стоглав, 12. рекрутское, 13.волостель, 14.Разбойный, 15.местничество. 16.Судебник, 17.земство, 18. окольничий 19.коллегия 20. мелкая торговля 21.Сильвестр

Задание № 4. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Соотнесите изображение исторической личности с высказываниями о таковом и личными высказываниями.

III

(За каждую верную позицию – по 1 баллу)

О ком идет речь?

1) Потомственный военный. Окончил академию генерального штаба. Участвовал в Хивинском походе 1873 года, был военным губернатором Ферганской области. Герой русско-турецкой войны1877-1878 гг. «Белый генерал», как его называли в войсках за появление в бою на белом коне и в белом мундире, был самой яркой и популярной личностью среди русских солдат и полководцев.

2) Отец служил при дворе Александра II. Дальним родст­венником являлся М. Ю. Лермонтов.

Был самым молодым губернатором в России. Министр внутренних дел, председатель Совета министров. Реформатор. Пережил несколько покушений. Убит эсером Д. Богровым.

3) Лидер большевиков. Вождь Октябрьской революции. Был уверен: будущее и России, и всего человечества принадле­жит рабочему классу. Только пролетариат сможет проложить дорогу в социалистическое (коммунистическое) будущее через революцию, установив диктатуру пролетариата.

Высказывания:

а) Из истории ВКП(б): «...покрыл виселицами страну. Бы­ло казнено несколько тысяч революционеров. Виселицу в то время называли «...галстуком».

б) Память Ловчи и Шейнова: «Имя Ваше не нуждается в новых победах. Слава Вами приобретена навсегда. Живите,.... величие и счастье славянского мира этого требуют».

в) Павел Аксельрод: «Я тогда почувствовал, что имею де­ло с человеком, который будет вождем русской революции. Он не только был образованным марксистом - таких было очень много, - но он знал, что он хочет сделать и как надо сделать. От него пахло русской землей».

Из личных высказываний:

г) «Дайте нам организацию ре­волюционеров, и мы перевернем Россию»; «Нельзя ждать!! Можно потерять все! Промедление в выступлении смерти по­добно».

д) «Дайте государству 20 лет по­коя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».

е) «Борьба между славянами и немцами неизбежна. Она будет продолжительна и ужасна, но славяне победят».

Ответ:

№ изображения Кто изображен О ком идет речь? Высказывания:   Из личных высказываний:
I        
II        
III        

Задание № 5. Ниже представлены представители российской культуры и тексты их песен. Напишите их фамилии и соотнесите с ними отрывки из песен. Какой песенный жанр отражают данные иллюстрации? (По 1 баллу за каждый верный ответ).

 

5.1. 5.2. 5.3.

 

1. На братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают, К ним кто-то приносит букеты цветов, И Вечный огонь зажигают.   3. Нас ждет огонь смертельный, И все ж бессилен он. Сомненья прочь: Уходит в ночь Отдельный Десятый наш Десантный батальон.  
2. Помни войну! Пусть далека она и туманна, Годы идут, командиры уходят в запас,- Помни войну! Это, право же, вовсе не странно - Помнить все то, что когда-то касалось всех нас.

Ответы:

5.1. 5.2. 5.3.
Фамилия        
Цифра, обозначающая стихи      
Песенный жанр    

Задание № 6. 8. Рассмотрите карту и выполните задание. По 1 баллу за каждый верный ответ.

Какие суждения, относящиеся к походам князя, обозначенным на карте, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Киевский князь, чьи походы указаны на карте, разгромил и уничтожил Хазарский каганат

2) врагами Древнерусского государства на степных границах в первой половине X в. были половцы

3) во время одного из походов Киевский князь заложил город-крепость Корсунь

4) указанные на карте походы укрепили могущество Киевской Руси

5) Киевскому князю не удалось перенести столицу государства на Дунай

6) одновременно с завоеванием новых земель великий Киевский князь распространял христианство к востоку от Руси

Ответ _____________

Задание № 7. Решите кроссворд «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.».

В выделенной вертикальной строке должно получиться название города

Укажите название процесса в ходе Великой Отечественной войны, начало которому было положено этой битвой. (За каждый правильный ответ по 1 балл)

 

 

 
Композитор, чья Седьмая симфония была исполнена в блокадном Ленинграде. 2. Участник штурма Берлина, вместе с М. Егоровым водрузивший Красное знамя над зданием Рейхстага. 3. Название немецкого плана вторжения в СССР. 4. Советский военачальник, с июня 1942 г. возглавлявший Генеральный штаб. 5. Город в Восточной Пруссии, освобожденный Красной Армией в апреле 1945 г. 6. Герой Советского Союза, командир 316-й стрелковой дивизии, оборонявшей Москву в 1941 г. 7. Название операции по освобождению Белоруссии. 8. Город в Германии, близ которого произошла встреча советских и американских армий. 9. Командир крупного партизанского соединения на Украине. 10. Поэт, создатель «Василия Теркина».

Ответ:

Город ____________

 

Процесс, в ходе Великой Отечественной войны, начало которому было положено этой битвой________________________________

Задание 8. (до 10 баллов)

Проанализируйте исторические документы и ответьте на вопросы:

А. Окиньте взглядом все пережитые нами века... вы не найдете ни одного приковывающего к себе вос­поминания. Мы живем лишь в самом ограничен­ном настоящем, без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя... Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли... Сначала дикое варварство, затем — грубое суеверие, да­лее — иноземное владычество, жестокое, унизи­тельное, дух которого национальная власть по­том унаследовала, — вот печальная история на­шей юности... Когда затем, освободившись от чужеземного ига, мы могли воспользоваться идеями, расцветшими в это время среди наших бра­тьев на Западе... мы подпали рабству еще более тяжелому. До нас же, замкнутых в своей схиз­ме[1], ничего из происходившего в Европе не доходи­ло. Нам не было дела до всемирной работы. Нам незачем бежать за другими; нам следует откро­венно оценить себя; понять, что мы такое, вый­ти из лжи и утвердиться в истине..

Б.Нет сомнения, что схизма отъединила нас от ос­тальной Европы, и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий... но у нас было свое особое предназначение. Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары, не посмели перейти наши за­падные границы и оставить нас в тылу. Они ото­шли к своим пустыням, и христианская цивили­зация была спасена... Татарское нашествие — пе­чальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству...неужели все это не история, а лишь бледный полу­забытый сон? А Петр Великий, который один есть целая всемирная история? А Екатерина II, кото­рая поставила Россию на пороге Европы? А Алек­сандр, который привел нас в Париж,.. Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не вос­торгаюсь всем, что вижу вокруг себя... но клянусь честью, что ни за что на свете не хотел бы пере­менить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал.

1. Какая общая проблема объединяет эти документы? (4 балла)

2. В чем разница во взглядах на эту проблему? (4 балла)

3. Один из документов принадлежит П. Я. Чаадаеву, дру­гой — А. С. Пушкину. Определите авторство. (2 балла)

Задание 9. Соотнесите события отечественной и всемирной истории (разница в датах в пределах двух лет) (2,5 балла):

1. Начало Гражданской войны в США а. Советско-польская война

2. Версальский мирный договор б. Полет Ю. А. Гагарина в космос

3. «Год Африки» в. «Пражская весна»

4. «Гуамская доктрина» Р. Никсона г. Окончание II пятилетки

5. Оккупация Италией Абиссинии д. Отмена крепостного права

Ответ:

Событие всемирной истории          
Событие отечественной истории          

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: