Основные отличия миссии компании от ее целей могут быть определены в следующих четырех измерениях:
1. Временной аспект. Миссия не имеет временных критериев. Цели же всегда временны и предполагают наличие сроков, когда они должны быть достигнуты.
2. Фокусировка. Миссия имеет направленность на внешнюю для компании среду, например, достичь признания или стать лидером в отрасли. Цели, напротив, чаще всего относятся к внутренним аспектам компании и выражаются в терминах использования имеющихся ресурсов для достижения конкретных внутренних показателей.
3. Специфика. Миссия выражается в терминах, имеющих общий, относительный характер, относящихся к образу компании, ее фирменному стилю. Цели, как правило, выражаются в терминах определенных результатов и предполагают их достижимость.
4. Измеряемость. И миссия, и цели в некотором смысле, могут быть измерены. Но измеряемость миссии имеет относительно качественный характер, тогда как положения, утверждаемые в целях, имеют абсолютный, количественный характер.
|
|
В основе формирования целей используется декомпозиция миссии на составляющие и обеспечивающие ее цели; результатом формирования является дерево целей.
Основные требования к построению дерева целей
При построении дерева целей к целям предъявляется ряд требований:
- Ясность и четкость формулировки каждой цели, не допускающей произвольных толкований;
- Цели каждого уровня должны быть сопоставимы по своему масштабу и значению;
- Формулировка целей должна обеспечить возможность количественной или порядковой оценки степени ее достижения;
- Полнота разукрупнения: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, что достижение всех целей нижнего уровня означало бы достижение целей верхнего уровня;
- Цель вышестоящего уровня не является простой суммой целей нижнего уровня;
- Цель нижестоящего уровня определяется вышестоящими;
- Цель нижестоящего уровня является средством для достижения вышестоящей цели;
- По мере перехода к низшим уровням цели все более конкретизируются;
- Все дерево целей - единая, но детализированная цель.
При построении дерева целей их структуризация может быть произведена как минимум по четырем критериям:
- по горизонтам планирования (кратко-, средне- и долгосрочный);
- по уровню обобщения или приоритетов (корпоративный, средний и оперативный уровень);
- по направлениям деятельности (финансовые, маркетинговые, разработка нового продукта, информационная оснащенность и т.д.);
- по направленности усилий компании (развитие, стабилизация).
|
|
На практике, зачастую, применяется комбинированный подход. Например, сначала формируются общекорпоративные цели, из которых вытекают финансовые, маркетинговые и т.д., а они, в свою очередь, структурируются по горизонтам планирования (Рис.3.).
Рис. 3. Пример структуризации дерева целей по критериям
Таблица 4.1
Варианты целей компании
Цели | Содержание |
Объем продаж | Касаются объемов продаж, доли рынка товаров/услуг, продаваемых компанией |
Прибыль | Означают, что фирма стремится получить, как минимум, запланированную прибыль за период, которая может быть выражена как в абсолютных, так и относительных цифрах |
Удовлетвор ение общественного мнения | Ставятся, когда фирма стремится добиться хорошего отношения со стороны акционеров, покупателей, поставщиков, работников и правительства |
Формирование имиджа | Присущи практически всем фирмам, стремящимся создать и поддерживать имидж, в наибольшей мере соответствующий специфике деятельности фирмы. Эти цели напрямую связаны с позиционированием компании на рынке, ее ориентацией на массовые или концентрированные продажи. |
Имидж - это восприятие фирмы клиентами, поставщиками и другими субъектами рынка компании.
Компания может выбрать одну из этих целей или попытаться достичь сразу всех.