Методической основой стратегического анализа является комплекс методических инструментов, широко используемый в практике стратегического планирования (Рис.4.).
Рис. 4. Методические инструменты по стратегическому анализу и диагностике |
Таким образом, основой методологической базы стратегического анализа являются:
- Модель М. Портера;
- Benchmarking;
- Матрица BCG;
- SWOT-анализ.
· Модель М. Портера методический инструмент конкурентного анализа на основе особенностей конкурентной среды и движущих сил в отрасли
· Benchmarking методический инструмент конкурентного анализа на основе сопоставления (например, производственного потенциала компании с потенциалом главного конкурента)
· Матрица BCG методический инструмент анализа портфеля продукции, основанный на учете двух параметров: доля рынка и скорость ее роста (Boston Consulting Group Matrix)
· SWOT – анализ методический инструмент ситуационного анализа для оценки стратегического положения компании на основе учета взаимовлияния внешних и внутренних факторов (Strengths - сильные стороны, Weaknesses - недостатки, слабые стороны, Opportunities - возможности, Threats - угрозы)
|
|
Методическая взаимосвязь отдельных задач, решаемых с применением Модели М. Портера, Benchmarking'а, матрицы BCG и SWOT - анализа, определяется общими целями анализа, назначением и особенностями использования конкретного методического инструмента. Проведение стратегического анализа предполагает решение комплекса задач по анализу внешней и внутренней среды компании, анализ и диагностику ее конкурентной и стратегической позиций. Общая взаимосвязь проводимых при этом работ представлена ниже (Рис.5.).
Рис. 5. Взаимосвязь работ при стратегическом анализе и диагностике
В верхней части рисунка (Рис.5.) представлен комплекс работ по анализу внешней микросреды, в основе которых лежит использование Модели М. Портера совместно с методами Benchmarking'а (в частности, для анализа внешних ключевых факторов успеха - см. вставку ниже),
SWOT - анализа (в первую очередь, для выявления и оценки угроз и возможностей - см. вставку ниже), а также методов статистического и факторного анализа, прогнозирования и сценарного анализа.
Ключевые факторы успеха накопленные умения компании, важные для данного рынка и позволяющие ей опережать своих конкурентов
Сценарный анализ метод, позволяющий получать оценку различных вариантов развития ситуаций - сценариев, предоставляет информацию о возможных отклонениях. Часто используется с применение программных средств, типа Excel, что позволяет значительно повысить эффективность анализа путем практически неограниченного увеличения числа сценариев и введения дополнительных переменных
|
|
Факторный а нализ метод исследования экономики и производства, в основе которого лежит анализ воздействия разнообразных факторов на результаты экономической деятельности, ее эффективность
|
|
|
В нижней части рисунка (Рис.5) представлены работы, в основе которых лежит использование SWOT - анализа совместно с методами Benchmarking (в частности, для анализа внутренних ключевых факторов успеха - см.вставку выше, сильных и слабых сторон, возможностей и угроз - см.вставку выше), а также PEST - анализа, GAP - анализа, сценарного анализа, методов и моделей имитационного моделирования, статистического и факторного анализа, прогнозирования и других инструментов и методов (содержание и методические рекомендации по применению указанных инструментов и методов в стратегическом анализе являются предметом разработки отдельных самостоятельных работ).
|
|
PEST – анализ методический инструмент четырехэлементного анализа внешней среды (Policy - политика, Economy - экономика, Society - общество, Technology - технология)
GAP – анализ методический инструмент анализа отклонений фактического развития ситуации от запланированного, оценка «разрыва/брешей») между параметрами компании и желаемыми результатами
Имитационное моделирование метод, позволяющий строить модели, учитывающие время выполнения функций. Полученную модель можно “проиграть” во времени и получить статистику происходящих процессов. Обычно имитационные модели строятся для поиска оптимального решения в условиях ограничения по ресурсам, когда другие математические модели оказываются слишком сложными
Содержание, особенности и области применения базового инструментария стратегического анализа и диагностики - Модели М. Портера, Benchmarking и SWOT - анализа на примерах решения отдельных задач представлены далее.
Внешний анализ
Определение, основные цели и задачи анализа внешней среды
Анализ внешней среды - оценка состояния и перспектив развития наиболее важных, с точки зрения компании, объектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые компания не может оказывать непосредственной влияние, или это влияние ограничено.
Основными целями анализа внешней среды являются:
■ Оценка окружающей среды.
■ Распознания:
> Изменений,
> Трендов,
> Возможностей,
> Факторов риска и форс-мажора.
Комплекс задач по анализу внешней среды предполагает проведение (Рис.5):
■ Анализа макросреды, включая оценку влияния:
> Политических факторов;
> Экономических факторов;
> Социально-культурных факторов;
> Технологических факторов;
> Экологических факторов.
Анализ проводится с использованием PEST - анализа, SWOT - анализа и сценарного анализа.
|
|
■ Анализа микросреды, включая анализ конкуренции:
> Анализ состояния и тенденций развития глобального и отраслевого рынков;
> Анализ стадии развития отрасли;
> Анализ привлекательности отрасли;
> Анализ движущих сил;
> Анализ развития конкуренции в отрасли;
> Анализ внешних ключевых факторов успеха;
> Анализ интенсивности конкуренции;
> Анализ и диагностика конкурентной и стратегической позиции компании.
Анализ проводится с использованием Модели М. Портера, Benchmarking'а, SWOT-анализа и сценарного анализа.
■ На основе анализа внешних макро- и микросред - выявление и оценку угроз и возможностей.