Для анализа тенденций изменения макросреды и структуры рынка используется PEST -анализ. Данный инструментарий предусматривает выделение 4 основных групп факторов, посредством которых анализируется:
■ политический,
■ экономический,
■ социально-культурный,
■ технологический аспекты внешней среды компании.
Для каждой конкретной компании выделяется свой особый набор ключевых факторов, который непосредственно и наиболее существенным образом влияет на нее. Анализ каждого из выделенных факторов проводится системно, так как, как правило, все они взаимосвязаны друг с другом.
При анализе политических факторов предполагается изучение на предмет наличия и возможностей использования программ государственной поддержки отрасли, мер по защите внешнеэкономической деятельности предприятий отрасли, различных межправительственных договоров. Также выявляются тенденции в области налогового, экологического законодательства и законодательства о собственности.
При анализе экономических факторов рассматриваются уровень инфляции, валютный курс, прогноз динамики развития отраслей- потребителей продукции.
|
|
Социальное окружение формируется за счет следующих факторов: уровень занятости, достаточность квалифицированных работников, уровень социальной нагрузки, уровень оплаты труда в отрасли по отношению к другим отраслям.
К технологическим факторам относятся такие факторы, как: разработка и/или переход к использованию новых производственных технологий или новых материалов, использование в производстве и продажах Интернет - технологий и др.
Результатом по данному блоку является перечень макро факторов, влияющих на функционирование компании, а также перечень существующих/прогнозируемых для нее во внешней среде возможностей и угроз (см. Рис.5.), которые затем используются при проведении SWOT- анализа.
Анализ факторов микросреды
Данный блок является важнейшей составной частью стратегического анализа. Его цель состоит в получении ответов на следующие вопросы:
- какова степень влияния основных конкурентных сил на уровень интенсивности конкуренции в отрасли;
- какие факторы вызывают изменение в их структуре, какое влияние они будут оказывать в будущем;
- какие факторы определяют успех или неудачу в конкурентной борьбе, т.е. являются ключевыми;
- привлекательна ли анализируемая отрасль и каковы ее перспективы по обеспечению высокого уровня прибыльности (выше среднего уровня в других отраслях).
Ответы на перечисленные вопросы формируют основу для оценки среды, в которой действует (планирует) компания, и создают базу для разработки необходимых мероприятий и/или корректировке стратегии его развития, соответствующей общей ситуации и наблюдающимся отраслевым тенденциям. Рассмотрим основные методологические подходы для ответа на перечисленные вопросы.
|
|
Анализ конкуренции
В рамках рассматриваемого блока используется набор приемов и методических подходов, которые позволяют максимально объективно оценить изменяющиеся условия и определить характер и уровень конкурентной борьбы в отрасли. Базовыми методологическими инструментариями при этом являются:
■ Модель движущих сил конкуренции (модель М. Портера).
Данный инструментарий позволяет проводить:
> анализ интенсивности конкуренции в отрасли;
> анализ существующих и потенциальных конкурентов;
> анализ рыночной силы поставщиков;
> анализ угрозы со стороны товаров-заменителей;
> анализ рыночной силы покупателей.
Анализ проводится для каждого сегмента рынка применительно к ретроспективе, текущему моменту и перспективе.
■ Benchmarking.
С помощью данного инструментария проводится анализ конкуренции в сопоставлении с компаниями - лидерами «мирового класса».
Анализ проводится независимо от момента времени. Оценивается достигнутое состояние и потенциально возможный ориентир.
■ SWOT - анализ.
Данный инструментарий позволяет проводить анализ конкурентной позиции компании с точки зрения соответствия стратегическим ориентирам, долгосрочным целям и ситуации в отрасли.
Анализ проводится на регулярной основе.
Анализ стадии развития отрасли. Анализ инвестиционной привле-
кательности
На базе сопоставления поэтапных результатов применения методологических инструментариев, описанных выше, оценивается уровень инвестиционной привлекательности отрасли:
■ Доходность,
■ Темпы роста,
■ Влияние конкуренции на издержки,
■ Международная конкуренция.
Выявление и оценка внешних угроз и возможностей
Для укрупненной оценки совокупного влияния выявленных внешних факторов (факторов макро- и микросреды) и более детального анализа наиболее значимых из них, основанного на оценке характера воздействия и степени влияния на стратегическое положение компании, используется матрица анализа макро и микросреды матрица EFEM).
Матрица EFEM является методологическим инструментом для количественного анализа стратегической позиции компании с использованием экспертных оценок. Матрица предназначена для комплексной оценки экономической, социальной, культурной, демографической, экологической, политической, правовой, технологической и конкурентной информации, важной для анализа и диагностики стратегического положения компании.
Внутренний анализ
Определение, основные цели и задачи анализа внутренней среды
Анализ внутренней среды - это анализ сильных и слабых сторон компании, оценка ее потенциала, на который она может рассчитывать в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.
Основными целями анализа внутренней среды являются:
■ Выявление факторов и причин слабости и силы компании.
■ Определение наиболее значимых для развития внутренних факторов.
Состав факторов, степень их важности и значимости, а также силы воздействия на конкурентные преимущества компании устанавливаются на основе результатов решения следующих задач:
■ Анализ целей и стратегий.
■ Анализ потенциала:
> Выявление сильных и слабых сторон;
> Анализ последовательности привносимых ценностей;
> Анализ ресурсов.
Анализ проводится с использованием Модели М. Портера, Benchmarking'а, SWOT-анализа и сценарного анализа.