double arrow

Собственная точка зрения относительно установления льготных ставок по налогу на имущество организаций.

2

Не менее значимым регулирующим элементом налога на имущество организаций являются налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. Как отмечают многие экономисты, число налоговых льгот должно быть минимальным. Невероятно разветвленная система налоговых льгот, существовавшая до сих пор, приводила к перераспределению налоговой нагрузки- кому то приходилось платить за тех, кто получал льготы. Отмена налоговых льгот выравнивает ситуацию и создаются одинаковые условия для конкуренции. До 1.01.2004г. из под налогообложения имущества организаций выводилось примерно 60% налоговой базы. Льготы были установлены федеральными органами власти. Поскольку налог региональный, это означало, что формально местные власти сами устанавливали ставки и предоставляли льготы, но только на 40% всей налоговой базы. С 1 января 2004 г. на федеральном уровне стало регулироваться 31% всей налоговой базы, которая выведена из под регионального налогообложения, а к 2006 году эта цифра снизилась до 10%. Промежуточный двухлетний срок в передаче налоговой базы и налоговой политики регионам был введен для того, чтобы смягчить этот процесс.




Таким образом, можно констатировать, что проблема налоговых льгот в российском законодательстве стоит достаточно остро. В то же время полностью отрицать налоговые льготы нельзя, однако государство должно обладать информацией о «цене» льгот по налогу на имущество для региональных и местных бюджетов, то есть о том, сколько теряет бюджетная система России в результате применения льгот.

Основным методом стимулирования инвестиционной деятельности является предоставление инвесторам льгот по налогам, право льготирования по которым принадлежит субъектам Российской Федерации, в пределах сумм, зачисляемых в областной бюджет. Льготы по уплате налогов в областной бюджет предоставляются организациям, реализующим инвестиционные проекты, одобренные Администрацией области в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и областными нормативными правовыми актами о налогах и сборах. К данным организациям предъявляется ряд требований и условий. Так, организация, претендующая на получение налоговых льгот должна предоставить в администрацию Оренбургской области следующие документы:

7. заявление об одобрении инвестиционного проекта (в произвольной форме);

8. утвержденный претендентом бизнес-план инвестиционного проекта, демонстрирующий рентабельность проекта и ощутимый социальный эффект, прошедший независимую экспертизу (эксперт, проводящий экспертизу, выбирается претендентом);

9. расчет срока окупаемости инвестиционного проекта с учетом налоговых льгот и без учета налоговых льгот;



10. копии бухгалтерской годовой отчетности за последний отчетный год, включающей бухгалтерский баланс с приложениями и пояснительную записку, копии бухгалтерской отчетности за текущий период, представленные в установленном порядке в налоговые органы;

11. распорядительный документ о налоговой и бухгалтерской учетной политике организации на соответствующий год;

12. разрешение на строительство в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для реализации проекта необходимо получить указанное разрешение на строительство;

13. справку налогового органа об отсутствии недоимки свыше шести месяцев в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды по состоянию на первое число месяца, предшествующего дате подачи заявления об одобрении инвестиционного проекта в администрацию области;

14. заключение администрации города (района) о целесообразности предоставления организации права на пользование льготами по уплате налогов в бюджет города (района).

Таким образом, получение льгот по налогообложению возможно только после одобрения предполагаемого инвестиционного проекта администрацией области. Основанием для предоставления налоговых льгот, помимо распоряжения администрации области об одобрении инвестиционного проекта, являются: расчет фактического периода окупаемости инвестиционного проекта, расчеты сумм налогов, подлежащих льготированию, представляемые в налоговые органы по месту регистрации организации в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для представления квартальной отчетности.



В настоящее время существуют определенные проблемы оценки эффективности налоговой политики на уровне региона.

Во - первых, отсутствие отработанных процедур обмена информацией.

Для проведения качественного анализа, планирования и прогнозирования предоставляемых налоговых льгот, отсрочек, рассрочек, необходимо обширная информационная база, большей частью которой располагают только налоговые органы. Отсутствие отработанных процедур обмена информацией может проявиться в полном (или частичном) отказе налоговых служб от предоставления такой информации, необходимой Министерству финансов для планирования и прогнозирования налоговой составляющей областного бюджета.

Во - вторых, несовершенство налогового законодательства:

а) изменение структуры налоговых доходов разных уровней бюджетной системы в результате проведения налоговой реформы. Имеет место концентрация наиболее собираемых налогов на федеральном уровне, и в связи с этим сохраняется сложившаяся система формирования доходов региональных бюджетов за счет отчисления от федеральных налогов. В доходах региональных бюджетов стабильно высокой остается доля НДФЛ, увеличилась доля налога на прибыль организаций, который фактически стал бюджетообразующим налогом регионального уровня.

Зависимость региональных бюджетов от устанавливаемых пропорций распределения федеральных налогов подрывает стимулы не только к проведению структурных реформ, привлечению инвестиций, повышению собираемости налогов, но и развитию налогового потенциала территории. Таким образом, перечень и налогооблагаемая база региональных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов регионального характера, при этом полномочия по регулированию данных налогов на региональном уровне весьма ограничены;

б) постоянно вносимые изменения в законодательство о налогах и сборах;

в) регламентация налоговых льгот по региональному налогу на имущество организаций, за счет которых значительно снижаются доходы регионального бюджета. В частности, в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередач, а также сооружений, являющихся неотъемлемой частью указанных объектов. Часто сумма налога, непоступившая в бюджет области в связи с предоставлением налогоплательщикам указанных льгот, сопоставима с суммой налога на имущество организаций, исчисленной к уплате. В целях устранения данного недостатка было бы необходимо обеспечить возмещение из федерального бюджета выпадающих доходов региональных бюджетов в случае предоставления федеральным законодательство льгот по региональным налогам и сборам.

В-третьих, низкие показатели эффективности и результативности предоставленных налоговых льгот.

В силу того, что многие налоговые льготы носят социальный характер и являются малоэффективными, необходимо создать систему управления, ориентированную на установление минимального стандарта эффективности налоговых льгот, осуществить инвентаризацию и мониторинг предоставленных в соответствии с действующим законодательством региональных налоговых льгот, мониторинг эффективности и результативности налоговых льгот и использования механизмов обратной связи с хозяйствующими субъектами (использующих налоговые льготы) для оценки эффективности использования налоговых льгот.

В - четвертых, Сложность механизма предоставления инвестиционного налогового кредита и его низкая эффективность:

а) имеют место значительные затраты на привлечение инвестиционного налогового кредита, то есть данным источником может воспользоваться только крупное предприятие. Однако крупным предприятиям выгоднее привлекать кредит, причем за рубежом, где могут выдать кредит под 5-6 % годовых, да и затраты по его привлечению будут отнесены на себестоимость продукции;

б) проценты по инвестиционному налоговому кредиту не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организации, так как он не имеет гражданско-правового характера, в результате чего эти проценты уплачиваются за счет чистой прибыли организаций;

в) наличие залогового обеспечения;

г) множественность документов;

д) необходимость предоставления отчета о том, куда будут потрачены высвобождаемые средства.

В-пятых, отсутствие единого четкого регионального законодательства, регулирующего налоговую политику на уровне региона, а также отсутствие в нормативно-правовой базе области регламента определения (расчета) потерь бюджета от недополучения доходов, в том числе с учетом ставки дисконтирования по общей сумме задолженности по налогам и сборам.

В - шестых, отсутствие в нормативно - правовой базе области качественной методики расчета эффективности предоставляемых налоговых льгот, учитывающих долгосрочную перспективу.

Анализ налоговой политики России последних лет показал, что она была направлена на широкомасштабное сокращение налоговых льгот. Однако у многих исследователей своевременность и необходимость такой политики вызывали явные сомнения. Ликвидация инвестиционных льгот и отнесение затрат на НИОКР на себестоимость продукции предприятия отрицательно сказались на инвестиционной активности в стране. Поэтому необходимо сохранять и увеличивать инвестиционные налоговые льготы и стараться придерживаться налоговой политики, направленной на стимулирование инвестиционной активности, а не на содержание ее.

Одной из важнейших нерешенных проблем, стоящих перед многими регионами РФ на протяжении последних лет остается проблема вложений в реальный сектор. Оборудование российских предприятий физически и морально устаревает, что приводит к низкой фондоотдаче основных средств, низкому качеству продукции, значительному удельному весу брака и, наконец, к неконкурентоспособности продукции российских предприятий по сравнению с зарубежными аналогами.

Модернизация действующего оборудования требует огромных долгосрочных вложений в производство. Таким образом, вопрос о стимулировании вложений в реальный сектор экономики приобретает особую актуальность.

Применение льгот и освобождений является одним из самых эффективных инструментов налогового регулирования.

НК РФ определен следующий ряд инструментов налогового регулирования инвестиционной деятельности: льготы на НИОКР, использование инвестиционного налогового кредита, применение амортизационной премии, возможность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций в текущем налогом периоде на сумму убытков.

Возможности региональных органов власти в регулировании на своей территории инвестиционных процессов определены действующим законодательством:

15. установление дополнительных налоговых льгот;

16. определение дифференцированных налоговых ставок по региональным налогам;

17. уменьшение налоговой ставки на 4 % (с 2009 года - на 2 %) по налогу на прибыль организаций в части, поступающей в областной бюджет.

Таким образом, региональные власти сегодня имеют незначительный перечень инструментов налогового регулирования инвестиционной деятельности.

Пути увеличения налоговых доходов региональных бюджетов посредством налоговых ставок и налоговых льгот представлены на рисунке 9.

Рисунок - Пути увеличения налоговых поступлений в региональный бюджет

Основные направления налоговой политики на уровне региона могут быть сведены к следующим:

а) проведение активной налоговой политики, направленно на стимулирование инвестиций в реальные секторы экономики, наращивание прибыли, экспорта, адресную поддержку приоритетных отраслей;

б) разработка и реализация областных законодательных и нормативных актов, направленных на увеличение сбора денежных средств в бюджет;

в) анализ эффективности существующих налоговых льгот и сокращении потерь бюджета от экономически неэффективных налоговых льгот;

г) поддержка инвестиций в инфраструктурные дорогостоящие, стратегические проекты: транспорт, образование, инновации, строительство.

 

Из приведенного списка задач видно, что политика на уровне региона должна быть ориентирована на: повышение его инвестиционной привлекательности; осуществление институционных преобразований, необходимых для формирования эффективного и социально приемлемого рынка; снижение рисков при инвестировании в реальный сектор экономики; совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности и ее государственной поддержки.

Ставки налогов, уровень налоговых поступлений и налоговый потенциал региона существенно влияют на инвестиционную деятельность и, соответственно, на возможности и качество экономического развития региона. Поэтому формирование бюджетов всех уровней должно базироваться на научном прогнозе доходной части бюджета, построенном на объективных экономических законах. Такое прогнозирование, учитывающее связь между ростом инвестиций, которого пытаются достичь региональные власти, и фискальной политикой, реализуемой региональными властями, может сделать бюджет исполнимым, а ставки региональных налогов и региональную фискальную политику превратить из инструмента давления на инвестиции в инструмент стимулирования их роста. А так как в полномочиях региональных органов власти имеется инструмент регулирования инвестиционной активности в регионе - налоговые льготы, то необходимо использовать его эффективнее.

Помимо постоянно действующих налоговых льгот существует механизм предоставления индивидуальных налоговых льгот отдельным плательщикам. Подобные льготы носят целевой характер, то есть предоставляются для реализации конкретных инвестиционных программ и проектов.

В условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов государство должно поддерживать только те предприятия, которые, использовав государственную поддержку и одновременно осуществив на ее основе комплекс организационно-технических мероприятий, способны добиться увеличения объемов и повышения качества выпускаемой продукции.

Такие предприятия могут обеспечивать в дальнейшем наращивание поступлений в бюджет в объеме, превосходящем размер оказанной государственной поддержки.

Такой подход к предоставлению налоговых льгот может нарушить базовый принцип построения современных систем налогообложения - равный подход ко всем категориям налогоплательщиков. Поэтому для оценки целесообразности предоставления налоговых льгот индивидуальным плательщикам тщательно анализируются предоставляемые ими расчеты. Особое внимание уделяется таким аспектам, как: порядок и сроки компенсации выпадающих доходов бюджета; достижение конкурентных преимуществ выпускаемой продукции; социальный эффект.

Стимулирование инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов путем предоставления налоговых льгот с целью снижения налоговой нагрузки призвано обеспечить рост величины собственных средств предприятия. Таким образом, можно сформировать условия для самофинансирования инвестиционной деятельности за счет высвобождающихся средств.

Участие государства в финансировании инвестиционного проекта могло бы осуществляться с соблюдением следующих основных условий: освобождение (полное или частичное) предприятий от уплаты налога на имущество организаций, а также установление налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков в форме снижения ставки налога на имущество организаций и ставки налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в региональный бюджет.

Самостоятельно

Найти методики расчета ставок и высказать собственную точку зрения (обосновать на конкретном примере) - оформить.



2




Сейчас читают про: