Современные проблемы налогообложения имущества организаций и возможные пути их решения

ТЕМА 12 - Направления совершенствования действующего порядка налогообложения имущества организаций и физических лиц

Цель лекции:

1. Выявить проблемы действующей системы налогообложения имущества организаций и

физических лиц.

2. Сформулировать рекомендации по совершенствованию действующего порядка

налогообложения имущества организаций и физических лиц.

Содержание:

1. Современные проблемы налогообложения имущества организаций и возможные пути их решения.

2. Актуальные проблемы в области налогообложения имущества физических лиц и возможные пути их решения.

Рекомендуемая литература

Березин, М.Ю. Налогообложение недвижимости / М.Ю.Березин. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 368с.

2. Горемыкин, В.А. Экономика недвижимости: учебник для вузов / В.А.Горемыкин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2003. - 836с.

3. Владимиров, В.В. Экономика недвижимости: учеб. - метод, пособие для вузов / В.В.Владимиров, М.Г.Лапаева. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. - 109с.

4. Ресурсные и имущественные налоги, сборы и платежи: итоги и перспективы / М.М.Юматов // Налоговая политика и практика. - 2007. - №2

5. Оптимизация управления недвижимым имуществом / В.Б.Аристова // Имущественные отношения в России. - 2007. - №3

6. Налогообложение в России: тенденции и перспективы / Е.Е.Смирнов // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. - 2007. - №6

7. Совершенствование технологий формирования кадастра объектов недвижимости / А.А.Варламов, И.А.Грачев, В.П.Селезнев // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2007. - №5

Современные проблемы налогообложения имущества организаций и возможные пути их решения.

Цель совершенствования действующей системы налогообложения имущества юридических и физических лиц - обеспечение максимального соответствия механизма налогообложения недвижимости объективно изменяющимся экономическим, политическим и социальным условиям с учетом реализации соответствующих функций в механизмах их исчисления и уплаты, согласования интересов государства и налогоплательщиков, а также обеспечение перехода к единому налогу на недвижимость при соблюдении организационно-экономических условий реализации модели нового налога.

Недостаток действующего налога на имущество организаций - применение единой ставки данного налога во всех отраслях экономики, т.к.:

1. применение пропорциональной ставки налога к организациям, осуществляющим различные виды деятельности, ставит их в неравные условия налогообложения, т.к. производственный процесс каждой отрасли имеет свои особенности и требует разной технической оснащенности;

2. уравнивание предприятий при исчислении и уплате налога на имущество существенно сокращает возможности накопления собственных ресурсов для осуществления инвестиций.

Для преодоления такой ситуации при расчете ставки налога на имущество разными авторами предлагаются следующие показатели:

- рентабельность производства, рассчитываемую как отношение прибыли организации к стоимости основных средств (Балацкий Е.)

- ставку налога на прибыль и показатель срока полезного использования (Скворцов О.В.).

- ставку налога на прибыль и показатели отраслевой рентабельности (Гаджиев)

-базовую ставку налога на имущество и поправочные коэффициенты, учитывающие отрасль (вид деятельности) данной организации, а также тип имущества, в основу расчета которого положено сопоставление общероссийского уровня рентабельности внеоборотных активов и рентабельность этих активов по отдельным отраслям. (Смирнов Д.А.).

Обобщая существующие в науке авторские подходы расчета оптимальной величины ставки налога на имущество организаций, можно отметить, что каждый из них не лишен экономического смысла, однако существует, на наш взгляд, один присущий всем недостаток. Очевидно, что использование в качестве критерия дифференциации большинством авторов показателя рентабельности не оправдано, т.к. более рентабельные предприятия будут испытывать большое налоговое давление, следовательно, будет происходить дестимулирование наиболее эффективных производств. Дифференциация ставок имущественного налога будет способствовать лишь закреплению существующей нерациональной структуры экономики.

Таким образом, следует отметить, что попытка экономистов рассчитать оптимальную величину максимальной ставки налога на имущество для экономики в целом является чрезвычайно сложной. Оптимальный размер такой ставки зависит от экономической и политической ситуации в стране и регионе.

Ставки налогов, уровень налоговых поступлений и налоговый потенциал региона существенно влияют на инвестиционную деятельность и, соответственно, на возможности и качество экономического развития региона. Поэтому формирование бюджетов всех уровней должно базироваться на научном прогнозе доходной части бюджета, построенном на объективных экономических законах. Такое прогнозирование, учитывающее связь между ростом инвестиций, которого пытаются достичь региональные власти, и фискальной политикой, реализуемой региональными властями, может сделать бюджет исполнимым, а ставки региональных налогов и региональную фискальную политику превратить из инструмента давления на инвестиции в инструмент стимулирования их роста. А так как в полномочиях региональных органов власти имеется инструмент регулирования инвестиционной активности в регионе - налоговые льготы, то необходимо использовать его эффективнее.

Помимо постоянно действующих налоговых льгот существует механизм предоставления индивидуальных налоговых льгот отдельным плательщикам. Подобные льготы носят целевой характер, то есть предоставляются для реализации конкретных инвестиционных программ и проектов.

В условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов государство должно поддерживать только те предприятия, которые, использовав государственную поддержку и одновременно осуществив на ее основе комплекс организационно-технических мероприятий, способны добиться увеличения объемов и повышения качества выпускаемой продукции.

Такие предприятия могут обеспечивать в дальнейшем наращивание поступлений в бюджет в объеме, превосходящем размер оказанной государственной поддержки.

Такой подход к предоставлению налоговых льгот может нарушить базовый принцип построения современных систем налогообложения - равный подход ко всем категориям налогоплательщиков. Поэтому для оценки целесообразности предоставления налоговых льгот индивидуальным плательщикам тщательно анализируются предоставляемые ими расчеты. Особое внимание уделяется таким аспектам, как: порядок и сроки компенсации выпадающих доходов бюджета; достижение конкурентных преимуществ выпускаемой продукции; социальный эффект.

Стимулирование инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов путем предоставления налоговых льгот с целью снижения налоговой нагрузки призвано обеспечить рост величины собственных средств предприятия. Таким образом, можно сформировать условия для самофинансирования инвестиционной деятельности за счет высвобождающихся средств.

Участие государства в финансировании инвестиционного проекта могло бы осуществляться с соблюдением следующих основных условий: освобождение (полное или частичное) предприятий от уплаты налога на имущество организаций, а также установление налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков в форме снижения ставки налога на имущество организаций и ставки налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в региональный бюджет.

Действующий уровень предельной ставки по налогу на имущество организаций в России (2,2 %) далек от своего нормального (оптимального) уровня. Для сравнения отметим, что в европейских странах, например, средняя ставка налога на имущество составляет 0,4 %. Другой пример - в бывшем СССР в силу оторванности механизма взимания платы за фонды от фактически полученной предприятиями прибыли, от взносов этого платежа в бюджет освобождались целые отрасли и подотрасли производящих сфер экономики, поскольку они были не в состоянии заплатить даже минимальную норму платы за фонды (2 %), не тратя собственных оборотных средств. Однако то, что можно было делать в массовом порядке раньше, при плановой системе, с платежами в государственный бюджет государственных же предприятий, недопустимо в рыночной экономике по отношению к налогам.

Автор Барулин С.В. предложил следующую методику расчета эффективной ставки налога на имущество организаций (формулы 3,4,5,6).

Ри = ВПр / Иоб, (3)

Ни = Ст * Иоб, (4)

Иоб = Ни / Ст, (5)

Ст = (Ри * Ни) / Пр, (6)

где Ри - рентабельность имущества (основных производственных фондов и материальных оборотных активов);

ВПр - валовая прибыль с учетом амортизации;

Иоб - облагаемое имущество, по отношению к которому рассчитывается рентабельность;

Ни - поступления налога на имущество организаций;

Пр - прибыль до налогообложения;

Ст - ставка налога на имущество.

Таблица- Расчет предельной ставки налога на имущество организаций за 2005 - 2007 гг.

Годы Иоб, ВПр, Ри Поступления Пр, Ставка
  млн.р. млн.р. (стр.З/стр.2) в налога, млн.р. налога,
      процентах млн.р.   процент
             
    129955,2 27,1 1628,83 46251,8 X
    131436,9 23,8 2241,81 58441,2 X
    130499,3 19,7 2583,28 87525,6 X
Итого   39)891,4 23,1 6453,92 192218,6 0,8

2010-2011гг-?????

Таким образом, эффективная ставка налога на имущество организаций составляет 0,8 %. На наш взгляд необходимо установить ставку налога на данном уровне с возможностью понижения ее органами власти субъектов РФ.

На наш взгляд необходимо установить следующие налоговые ставки для отдельных категорий налогоплательщиков исходя из видов экономической деятельности (таблица 41).

Таблица 41 - Дифференцированные налоговые ставки по отраслям

Оренбургской области

Вид экономической деятельности Налоговые ставки по налогам, в процентах
Налог на имущество организаций Налог на прибыль организаций
Предоставление коммунальных услуг 0,4 13,5 (с 2009 г. - 14)
Строительство 0,5 14,0 (с 2009 г. - 14,5)
Добыча топливно - энергетических полезных ископаемых 0,4 13,5 (с 2009 г. - 14)
Прочие отрасли 0,8 17,5 (с 2009 г. - 18)

Выделение таких видов экономической деятельности, как предоставление коммунальных услуг и строительство, обусловлено наличием здесь наиболее высокого износа основных фондов, а также проведением в данных отраслях реформ и необходимостью поддержки со стороны государства. Такое распределение ставок по налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль организаций объясняется также наличием подобной практики в регионах РФ.

 

Выбор конкретных ставок и льгот по данному налогу на региональном уровне, по нашему мнению, носит как положительную, так и отрицательную роль. Реализация прав субъектами РФ в этой области происходит с учетом экономической ситуации в регионе и финансовых потребностей субъекта федерации. Очевидно, что данные функции оптимально выполняются и способны обеспечить своевременную корректировку налоговой политики региона, т.е. с учетом интересов как государства, так и налогоплательщиков. Именно за счет наиболее динамичных элементов налогообложения- ставки и льгот - реализуется один из экономико-функциональных принципов налогообложения - справедливое распределение налогового бремени. Пониженные ставки для отдельных видов и сфер деятельности применяются рядом субъектов федерации

Они устанавливаются в большинстве случаев для поддержания особо значимых производств для того или иного региона (например, деревообрабатывающей, легкой, торфяной, нефтехимической промышленности; предприятий энергетики), а также социально-значимых сфер деятельности (предприятий бытового обслуживания населения, организаций, осуществляющих торговлю в сельской местности); с целью привлечения дополнительных средств в экономику региона (например, льготирование организаций пище.вой промышленности, обслуживание сельскохозяйственных предприятий) и некоторые другие. Однако нельзя не отметить, что основным отрицательным фактором применения такого порядка является экономическая необоснованность применения отдельных (льготных) ставок в регионах и возможность субъектов федерации дифференцировать не по сферам (видам) деятельности, а по отдельным предприятиям (организациям).

Положительная роль

3. Реализация прав субъектами РФ в соответствии с экономической ситуацией в регионе и

финансовыми потребностями субъекта федерации;

4. Справедливое распределение налогового бремени.

Отрицательная роль

5. Экономическая необоснованность применения льготных ставок;

6. Дифференциация ставок не по сферам деятельности, а по отдельным организациям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: