Железнодорожный транспорт

Занимает первое место по значимости среди других видов транспорта на территории области, на него приходится около 70 % всех перевозок.

На территории Архангельской области расположены Архангельское (железные дороги Коноша-Архангельск, Обозерский-Онега-Беломорск, Архангельск-Карпогоры-Вендинга), Сольвычегодское (железные дороги Коноша-Котлас-Микунь, Удимский-Великий Устюг, Котлас-Луза), часть Вологодского отделения железной дороги (Коноша-Вожега).

На территории области расположено множество крупных железнодорожных станций и узлов, таких как Архангельск, Северодвинск, Обозерский, Онега, Карпогоры, Няндома, Плесецк, Коноша, Котлас и др.

Общая протяженность главных путей составляет 1860 км, в том числе на Архангельском 1100км, Сольвычегодском 725 км, Вологодском 35 км. Развернутая длина подземных путей промышленных предприятий составляет 2360 км.

На подъездных путях промышленных предприятий производиться 92 % грузовой работы и только 8 % работы производиться на путях общего пользования. Приоритетными грузами, отправляемыми с территории области являются: лесные, на Архангельском отделении они составляют 41 % от общей погрузки, на Сольвычегодском - 49 %; бумажная продукция - на Архангельском отделении 14 %, на Сольвычегодском - 29 %; строительных грузов - на Архангельском - 24,5%, на Сольвычегодском - 11%. В транспортном потоке преобладает железная руда, каменный уголь, нефтепродукты, контейнеры. На территории Архангельского и Сольвычегодского отделений расположены следующие подразделения (в числителе на Архангельском отделении, в знаменателе - на Сольвычегодском):

Железнодорожных станций в т.ч. с грузовой работой 6351 3830
Дистанций пути  
Дистанций сигнализации и связи  
Вагонных депо  
Пассажирских депо  
Локомотивных депо  
Дистанций энергоснабжения  
Дистанций погрузочно-разгрузочных работ  

На Архангельском отделении работают 86 магистральных, 48 маневренных тепловозов, приписано 275 пассажирских вагонов, на Сольвычегодском отделении эти цифры составляют соответственно 97, 31, 430. На участке Коноша - Няндома, где введена в конце 1997 года в эксплуатацию электротяга, работают электровозы депо Вологда; до конца 1998 года электрическая тяга должна была быть продолжена до станции Пукса, в итоге в 1998 году в области был электрифицирован участок протяженностью более 200 км. Тепловозный парк и приписной парк пассажирских вагонов имеет износ в размере 75-82 %, ввиду дороговизны их стоимости за последние годы парк тепловозов и вагонов практически не обновлялся. По этим же причинам свернуты работы по капитальному ремонту пути и искусственных сооружений, состояние пути катастрофически улучшается, а объем ремонта за последние 7 лет снизился на 70 %. В связи с резким падением объемов перевозки высвобождение (сокращение)рабочей силы приобретает угрожающие масштабы.

По данным облкомстата на 01.01.97 г. численность работников железнодорожного транспорта (МПС и ведомственных предприятий) составляло 26011, на 01.11.97 г. - 23421, т.е. уменьшилась на 2590 человек. Для сохранения производительности труда на уровне 1990 года Министерство путей сообщения довело разнарядку железным дорогам к 2000 году сократить численность работающих на 50 %, для Архангельской области эта цифра составляет более 12000 человек к факту 1990 года. Из-за резкого падения объемов перевозок многие мощности железнодорожного транспорта оказались невостребованными, содержание их ложится непосильным бременем на результаты эксплуатационной деятельности подразделений транспорта. Это привело к уничтожению тысяч грузовых вагонов, в том числе дорогостоящего специального подвижного состава (хоппер-дозаторов, думпкаров, аппатитовозов, зерновозов, бутумовозов и т.д.). Темпы падения грузопотоков по сравнению с 1990 годом характеризуются следующими данными. В 1990 году грузооборот в Архангельской области составлял 48106 млн. тонно-кмлометров, погрузка 22.8 млн.тонн в год, выгрузка 1543 вагона в сутки. В 1998 году эти результаты соответственно характеризуются следующими цифрами: 24414 млн.тонно-километров, 6,79 млн.тонн, 621 вагон соответственно.

Табл. 1

Годы Грузооборот в % к 1990 году <Погрузка в % к 1990 году Выгрузка в % к 1990 году
       
  90,1    
  78,6 72,2 82,2
  67,0 56,7 66,7
  54,5 37,4 47,4
  50,9 36,6 48,1
  48,7 29,6 37,8
  50,7 29,8 40,2

Из приведенной выше таблицы видно, что впервые с 1990 года в 1997 году прекращен спад по всем трем главным показателям и даже наметился незначительный рост: против 1996 года в прошлом году грузооборот вырос на 2%, погрузка на 0,2 %, выгрузка на 2,4 %.

Архангельская область в целом имеет активный железнодорожный баланс (т.е. отправление превышает прибытие).

Наиболее грузонапряженная железная дорога Воркута-Котлас-Коноша-Вологда, где основной грузопоток составляют составы с печорским углем. От Коноши на юг прибавляется мощный поток лесных грузов, а некоторая доля угля переходит на линию Коноша-Архангельск и транспортируется к Архангельску и в большей степени к Мурманску, переходя на линию Обозерский-Онега-Сорокская

Речной транспорт

Занимал долгое второе место по значимости среди других видов транспорта, на него приходилось в 1970-х годах более 20 % всех грузоперевозок, к настоящему времени его доля (как и по всей России) сократилась до 5-7 %.

Судоходство осуществляется по крупным рекам - в первую очередь по Северной Двине, ее притокам - Ваге, Вычегде, Пинеге, а также по рекам Мезени и Онеге. Протяженность внутренних водных судоходных путей в области составляет 3851 км (1995 г.).

В течение 1970-1995 гг. грузооборот речного транспорта постоянно сокращался с 20,4 млн. т грузов в 1970 г. до 9,4 млн. т в 1992 г. и 2,7 млн. т в 1995 г. Наибольшие грузовые потоки образуются на Северной Двине. Часть их поступает непосредственно с ее притоков. В Котласе на Северную Двину переваливается с железной дороги более 600 тыс. т каменного угля. Общий поток по Северной Двине и ее притокам идет вниз и достигает максимума у Архангельска, по объему выделяются лесные грузы.

Имеет место очень сильный износ основных транспортных речных средств. Более 70 % всех речных судов полностью выработали свои ресурсы и требуют ремонта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: