Принципы управления запасами.
Обычно более половины оборотных средств предприятий приходится на запасы. Это требует крупных инвестиций и соответственно внимания со стороны лиц, управляющих финансами предприятий.
В то же время непосредственное управление запасами не входит в обязанности финансовой службы, этим занимаются другие специалисты. Финансовые работники контролируют общий размер инвестиций в запасы и вмешиваются в случае их неоправданного роста, грозящего сокращением рентабельности или появлением финансовых трудностей, связанных с выполнением предприятием принятых обязательств. С другой стороны, производственные менеджеры, принимая решения о закупках сырья, должны учитывать мнение финансистов о своевременной оплате выполненных заказов.
Управление производственно-хозяйственной деятельностью, в том числе и запасами должно быть мотивировано не только желанием, но и способностью получения высоких финансовых результатов.
Финансисты должны представлять причины создания запасов, факторы, под воздействием которых они формируются, а также их влияние на величину запасов и знать методические основы определения рациональных значений запасов.
|
|
Запасы выполняют важную стабилизирующую функцию, позволяя поддерживать производственный процесс. Чем лучше организованы снабжение и сбыт, чем точнее соблюдаются сроки и объемы поставок, тем при прочих равных условиях меньше будут запасы сырья и готовой продукции на предприятии и соответственно его потребность в оборотных средствах.
В зависимости от места в структуре производственного процесса предприятия различают три основных вида производственных запасов: сырья и материалов, незавершенной производством продукции (незавершенного производства) и готовой продукции.
Производственные запасы, являясь частью оборотных средств, находятся в движении, переходя в процессе производства из одного вида в другой и постепенно приобретая добавленную стоимость, которая реализуется при продаже готовых изделий.
В этом процессе запас незавершенного производства (задел, необходимый для производства готовой продукции) занимает промежуточное положение между запасами сырья и готовой продукции. Он является вынужденным запасом, размеры которого обусловлены, во-первых, длительностью производственного цикла (т.е. зависят от технологии производства) и, во-вторых, загрузкой мощностей. Эта загрузка диктуется выбранной стратегией реагирования производства на колебания спроса на продукцию предприятия.
Управление запасами на предприятии осуществляется через управление закупкой и поставками сырья и материалов, т.е. того вида запасов, который находится в начале производственного процесса.
|
|
Определение рационального запаса финансовых
Средств
Затраты на содержание запасов.
В тех случаях, когда запасы создаются за счет заемных средств, издержки упущенных возможностей отсутствуют, но вместо них надо платить проценты за пользование кредитом. Эти проценты представляют собой расходы на финансирование и включаются в себестоимость продукции.
Издержки упущенных возможностей и проценты за пользование заемными средствами — важнейшие составляющие затрат на содержание запасов, величина которых напрямую зависит от их размера.
К затратам на содержание запасов относят также утрату стоимости запасов, обусловленную физическим (порча изделий, усушка и т.д.) и моральным (устаревание изделий, утрата ими товарного вида и др.) износом. Эти потери — вторая важнейшая составляющая расходов на содержание запасов, которая в зависимости от обстоятельств может достигать 20 % и более от их среднегодовой стоимости. Следует отметить, что среднегодовая стоимость запаса — это средняя взвешенная по дням нахождения на складе стоимость запаса.
Третьим элементом затрат на содержание запаса сырья являются складские расходы, т.е. затраты на содержание склада (освещение, отопление, охрана, амортизация и т.д.) и складирование запасов.
Четвертая составляющая издержек на содержание запасов — это затраты на страхование запасов и складов.
Затраты на пополнение запасов
Наиболее эффективным методом сокращения затрат на содержание запасов является снижение величины запасов. Однако при заданном объеме потребления запасов чем меньше будет величина запаса, тем чаще его нужно будет пополнять и соответственно нести связанные с этим расходы. Их суммарная (за плановый период) величина, естественно, будет расти пропорционально количеству заказов на пополнение запасов. В основном они состоят из издержек на оформление заказа и оплату транспортных расходов. Они относительно невелики, но с ростом числа заказов будут возрастать. У предприятий с круглогодичной транспортной доступностью перевозочные затраты обычно относительно невелики. Их значения колеблются в пределах 3...5% стоимости перевозимого запаса. Однако при ограниченной транспортной доступности затраты на доставку запасов, за исключением ограниченного периода времени, могут быть так велики, что единственно приемлемым вариантом становится однократный завоз, создающий запас в размере годовой потребности.
Определение рациональной величины запасов
Одновременно минимизировать расходы на содержание запасов и их пополнение невозможно из-за разнонаправленности этих расходов, так как сокращение одних ведет к росту других и наоборот. Поэтому необходимо найти компромиссный уровень запасов. Таковым является уровень, при котором удельные, т.е. приходящиеся на единицу запасов, суммарные затраты на содержание и пополнение запасов минимальны.
ТЕМА 8: ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8.1. Сущность финансового планирования.
Понятие «планирование деятельности фирмы» имеет два смысла. Первый — общеэкономический, сточки зрения общей теории фирмы, ее природы. В этом случае планирование представляет собой механизм, который заменяет цены и рынок, фирма как субъект рыночной системы подчиняется ценовому механизму, закону спроса и предложения. В рамках этой системы главным координатором действий ее участников являются цены, и именно они определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров и услуг. Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными и авторитетными действиями руководителей, которые определяют основные направления внутрифирменной деятельности. Внутренняя природа предприятия основывается на системе плановых решений.
|
|
Второй смысл — конкретно-управленческий. Это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них. Планирование является наиболее длительной и потому наиболее сложной формой стратегического управления. Оно требует серьезных усилий для получения результата, многократно перекрывающего понесенные на его внедрение затраты. И наоборот, при отсутствии планирования возможны ошибочные управленческие решения.
8.2. Виды финансового планирования.
В зависимости от используемой информации о прошлом, настоящем или желательном финансовом состоянии компании в будущем различают реактивное, инактивное, преактивное, интерактивное направления планирования.
Реактивное планирование нацелено в прошлое. Недаром это направление еще называют «возврат к прошлому». Основной метод реактивного планирования заключается в исследовании всех проблем с точки зрения их возникновения и развития в прошлом. Финансы организации воспринимаются сторонниками реактивного планирования как устойчивый, стабильный, хорошо налаженный механизм. Все происходящее в организации заранее известно. Управляется она сверху вниз при помощи личного авторитета высшего руководителя и его отношения к подчиненным. Планирование же осуществляется снизу вверх и опирается только на предшествующий опыт без учета объективных обстоятельств сегодняшнего дня и возможных будущих изменений. Первоначально выясняются и оформляются в планы нужды и пожелания подразделений предприятия. Собранные материалы передаются руководству следующего уровня, которое корректирует, редактирует их и передает на следующий уровень, и так до верхнего уровня управления, где разрабатывается сводный проект плана.
|
|
Инактивное планирование нацелено на приспособление к настоящему, и только к настоящему. Оно означает инертность (делать что-либо по привычке, без сознательных усилий). В случае такого планирования не считается нужным возвращаться в прошлое или стремиться к движению вперед.
При инактивном планировании существующие условия воспринимаются как достаточно хорошие. Удовлетворение настоящим — отличительная черта инактивизма. Для него характерным является также представление о том, что равновесие в положении организации достигается естественным путем. Следовательно, главным принципом планирования должно быть правило: «Планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественного хода вещей». Руководители-инактивисты не стремятся к каким-либо серьезным изменениям в деятельности своей организации. Предыстория проблемы их не интересует. В инактивном планировании большую часть времени занимают собирание и первичная обработка фактов выполнения или невыполнения планов. Такое планирование возможно только в стабильных, благоприятных условиях работы.
Преактивное планирование предполагает оценку будущих событий. При данном методе большое значение приобретают экономико-математические методы прогнозирования.
Интерактивное планирование (приставка «интер» означает «меж», «между») основано на принципе участия и максимальной мобилизации творческих способностей работников организации. Оно подразумевает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий работников организации, обладающих знаниями прошлого, настоящего финансового состояния предприятия и внешней среды. Цель интерактивного планирования — проектирование будущего. Предполагается, что при применении интерактивного планирования будущее спланировано со стопроцентной вероятностью, что в реальной жизни недостижимо и делает его скорее идеально теоретическим, чем практическим.
Для приближения теории интерактивного планирования к практическому применению необходима его модернизация — замена одновариантного проектирования будущего финансового состояния организации многовариантным прогнозированием, рассматривающим различные сценарии поведения внешней среды через разработку финансовой
стратегии предприятия. Модернизированное интерактивное планирование будет предусматривать возможность гибкого выбора в конкретно сложившихся условиях одного из прогнозируемых вариантов.
В современной экономической литературе рассматриваются три модели финансового планирования:
1) разработка финансового раздела бизнес-плана;
2) бюджетирование;
3) составление прогнозных финансовых документов.
Планирование также подразделяют на три вида: стратегическое — 2—5 лет; текущее — сроком на один год; оперативное — на срок менее одного года.
Управление как процесс начинается со стратегического планирования, так как оно обеспечивает основу для всех последующих управленческих решений.
Стратегическое планирование — это набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, т.е. детальных, всесторонних, комплексных планов, предназначенных для обеспечения осуществления миссии организации и достижения ее долговременных целей.
В современных быстроменяющихся условиях предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного объема информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах, поэтому именно стратегическое планирование является единственным способом прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средства для создания плана на длительный срок, основу для принятия решений и формально способствует снижению риска при принятии этих решений.
В число потенциальных преимуществ, которые дает разработка стратегического плана, входит:
- улучшение качества организационной работы;
- наличие четкого представления о направлении движения к будущему;
- возможность своевременного решения главных организационных проблем;
- достижение более высокого экономического показателя «затраты — эффективность»;
- создание рабочего коллектива и накопление экспертных знаний;
- выполнение требований финансирующих организаций;
- принятие активной, а не выжидательной позиции по отношению к проблемам, стоящим перед организацией.
Оперативное планирование прежде всего является планированием достижения целей. Оно строится на генеральном целевом и стратегическом планировании и зависит от принятой в результате стратегического планирования продуктовой концепции, структуры потенциала и системы управления. В связи с этим оперативное планирование должно быть по возможности синхронно осуществляемым планированием программ и мероприятий. В рамках оперативного планирования в разрезе ассортимента и объемов планируются программы продуктов и услуг, которые организация должна производить в краткосрочной и среднесрочной перспективе на базе заданного потенциала, или мощностей, и необходимые для этого в отдельных функциональных сферах деятельности мероприятия (операции). Оперативное планирование продуктовой программы осу-
ществляется на уровне организации в целом; вместе с этим планируются программы и мероприятия для отдельных организационных единиц и подсистем организации.
Оперативное планирование в широком смысле называют также текущим, или регулярным. Решения, принимаемые в оперативном планировании, являются ситуативными (текущими) и характеризуются следующими признаками: влияют на величину активов и показатели успеха организации; требуют при принятии особой ответственности от подразделений или отделов организации; могут приниматься на высшем, среднем и нижнем уровнях управления; действуют в краткосрочной перспективе и принимаются относительно часто; должны приниматься с учетом системы ценностей высшего руководства, философии и культуры организации в целом, а также возможных субкультур отдельных подсистем организации.
Бюджетирование.
Бюджет — это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период времени в целом и по отдельным подпериодам. Соответственно бюджетирование — это технология составления, корректировки, контроля и оценки исполнения финансовых планов, а потому бюджетирование превращается в основу всех технологий внутрифирменного управления.
В сознании российских людей бюджет — это и запланированные финансовые сметы, и прогнозируемые объемы привлечения внешних финансовых ресурсов (кредитов и инвестиций), условия их получения и т.п. Бюджет предприятия или фирмы — это финансовый план, т.е. выраженное в цифрах запланированное на будущее финансовое состояние предприятия или фирмы, финансовое, количественно определенное выражение результатов маркетинговых исследований и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей. Соответственно бюджетирование — это процесс разработки, исполнения, контроля и анализа финансового плана, охватывающего все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставить все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период в целом и по отдельным подпериодам.
Под бюджетированием следует понимать технологию составления скоординированного по всем подразделениям или функциям плана работы организации, базирующуюся на комплексном анализе прогнозов изменения внешних и внутренних параметров и получении посредством расчета экономических и финансовых индикаторов деятельности предприятия, а также механизма оперативно-тактического управления, который обеспечивает решение возникающих проблем и достижение заданных целей.
Для организации расчета бюджета предприятия всю совокупность данных целесообразно разделить на бизнес-прогнозы, которые представляют собой массивы предполагаемых данных, отражающих особенности внешней и внутренней среды предприятия на будущий период; бизнес-задания, которые рассчитываются на основании бизнес-прогнозов и предназначены для определения комплекса показателей деятельности предприятия.
Результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной финансовой отчетности:
- отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) — «выходная» форма операционного бюджета;
- отчет о движении денежных средств и отчет об изменении финансового состояния — «выходные» формы финансового бюджета;
- отчет об инвестициях — «выходная» форма инвестиционного бюджета;
- баланс — интегральная «выходная» форма, объединяющая результаты всех трех основных бюджетов, составляющих сводный бюджет предприятия.
На основании этих данных разрабатываются следующие виды бюджетов:
- бюджет продаж — показывает помесячный и поквартальный объемы продаж по видам продукции и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода;
- производственный бюджет — отражает помесячный и поквартальный объемы производства (выпуска) по видам продукции и в целом по компании в натуральных показателях с учетом запасов готовой продукции на начало и на конец бюджетного периода;
- бюджет запасов готовой продукции (данный бюджет также может быть объединен с бюджетом производства, входить в его состав) — включает в себя информацию о запасах по видам продукции, по компании в целом и по отдельным бизнесам в натуральных и стоимостных показателях;
- бюджет прямых материальных затрат (основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей) — содержит информацию о затратах сырья и материалов, покупных изделий и комплектующих в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях, а также информацию о запасах основных материалов в стоимостных показателях на начало бюджетного периода;
- бюджет прямых затрат труда — отражает затраты на заработную плату основного производственного персонала на протяжении бюджетного периода в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях, т.е. с учетом затрат рабочего времени в человеко-часах и тарифных ставок;
- бюджет прямых производственных (операционных) затрат — может составляться тогда, когда требуется более точный учет тех производственных (операционных — для торговых фирм и предприятий сферы услуг) расходов, которые могут быть отнесены к категории прямых (переменных) затрат;
- бюджет общепроизводственных (общецеховых) накладных расходов — показывает расходы на заработную плату административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала, непосредственно занятого в данном бизнесе (цехе, структурном подразделении), арендные платежи, коммунальные и командировочные расходы, затраты на текущий ремонт, стоимость малоценного и быстроизнашивающегося инструмента и другие затраты (главным образом общецеховые расходы), связанные с функционированием данного бизнеса на протяжении бюджетного периода;
- бюджет управленческих расходов — включает в себя информацию о расходах на заработную плату административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала в аппарате управления предприятия или фирмы, арендные платежи, коммунальные и командировочные расходы.
- бюджет коммерческих расходов — отражает расходы на рекламу, комиссионные сбытовым посредникам, транспортные услуги и прочие расходы по реализации продукции предприятия или фирмы;
- бюджет накладных расходов — содержит информацию о прочих расходах предприятия, например амортизации, уплаты процентов за кредит и другие общезаводские расходы на протяжении бюджетного периода.
Главный смысл операционных бюджетов — более тщательная подготовка исходных данных для всех основных бюджетов, прежде всего для бюджета доходов и расходов и бюджета движения денежных средств, а также перевод планируемых показателей из натуральных единиц измерения (нормо-часы, штуки, тонны и т.п.) на язык стоимостных показателей. Важной особенностью составления операционных бюджетов является отражение затрат различного вида в расчете на единицу стоимости готовой продукции. Это позволяет уже в основных бюджетах (конкретно в бюджете доходов и расходов) произвести разделение затрат на переменные (прямые) и постоянные (условно-постоянные).
Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия, бюджет носит по отношению к ней подчиненный характер и должен быть согласован с ее целями и направлениями. Вместе с тем бюджет сам оказывает существенное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия.
Бюджет движения денежных средств — это бюджет (план) движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия и (или) его структурного подразделения (бизнеса, структурного подразделения), отражающий все прогнозируемые поступления и снятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия или фирмы. Он показывает возможные (предполагаемые исходя из условий договоров или контрактов) поступления предоплаты за поставляемую продукцию, задержки поступлений за отгруженную ранее продукцию (дебиторская задолженность), использование неденежных форм платежных документов — финансовых суррогатов отечественного изобретения (зачеты, казначейские обязательства, векселя и пр.).
Он позволяет получить целостное представление о совокупной потребности в денежных средствах; принимать управленческие решения о более рациональном использовании ресурсов; анализировать значительные отклонения по статьям бюджета и оценивать их влияние на финансовые показатели деятельности предприятия; своевременно определять потребность в объеме и сроках привлечения заемных средств.