Наиболее многочисленная группа методов относится к случаю, когда одна из переменных является количественной, а другая — качественной. Это широкий класс исследовательских ситуаций, когда задача сводится к сравнению групп (градаций номинативной переменной) по уровню выраженности признака (количественной переменной). Для решения такой задачи применяются методы сравнения, которые можно классифицировать по трем основаниям: а) количество сравниваемых групп (градаций номинативной переменной) — две или более двух; б) соотношение сравниваемых групп: зависимые выборки или независимые выборки; в) шкала, в которой измерен количественный признак: метрическая, ранговая. Таким образом, можно выделить 8 основных методов сравнения (табл. 2, где Х – качественный, У – количественный).
Таблица 2
| Количество выборок (градаций X) | Две выборки | Больше двух выборок | |
| Зависимость выборок | Независимые | Зависимые | Независимые Зависимые |
| Признак Y | метрический | Параметрические методы сравнения | |
| t-Стьюдента для независимых выборок, F-критерий Фишера | t-Стьюдента для зависимых выборок | ANOVA | ANOVA, с повторными измерениями |
| ранговый | Непараметрические методы сравнения | ||
| U-Манна-Уитни, G критерий серий | T-Вилкоксона, критерий знаков | Н-Краскала-Уоллеса | χ2-Фридмана |
Эти методы сравнения называют критериями различий, т.к. они позволяют выявить значимость различий между двумя и более сравниваемыми выборками по выраженности какой-либо переменной (например, сравнить мужчин и женщин по выраженности у них тревожности). Все критерии делятся на две большие группы: параметрические и непараметрические.






