Методическая подсказка

Реферат – краткое, сжатое изложение содержания научной работы или ее части на основе ее смысловой переработки. Цель реферата — сообщить о чем-либо, задача реферирования — раскрыть наиболее важ­ную сторону содержания работы таким, образом, чтобы читатель мог оценить, целесообразно ли ему обращаться к первоисточнику. Вместе с тем реферат должен давать ясное представление о новизне решения вопроса или проблемы, содержащейся в первоисточнике.

Рефераты могут быть информативные, содержащие в обобщенном виде все основные положения реферируемого текста. Индикативные рефераты – содержат лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого текста. В этом случае текст реферата состоит практически из ключевых слов и словосочетаний, а потому может использоваться читателем только для того, чтобы понять: нужно ли ему обращаться к первоисточнику. Реферативный журнал – это периодическое издание, в котором публикуются рефераты, ориентирующие читателя в новых и прошлых публикациях по актуальным научным и практическим проблемам в определенной области. Учебные рефераты – изложение основного содержания какого-либо вопроса на основе анализа, обобщения, систематизации нескольких источников (книг, статей и т.д.). В отличие от конспекта, реферат является новым авторским текстом. Новизна подразумевает новое изложение, систематизацию материала, авторскую позицию при сопоставлении разных точек зрения.

Для написания реферата по конкретной теме произ­водят поиск необходимой литературы и предваритель­ное ознакомление с ней, глубокое изучение литературы, сопоставление различных мнений, систематизацию и из­ложение главных идей работ, комментирование, анализ, оценку и выводы, излагают собственную точку зрения по рассматриваемой проблеме.

 

Этапы работы над рефератом.

1. Выбор темы, вычленение проблемы.

2. Подбор источников по теме.

3. Составление библиографии.

4. Конспектирование, тезирование необходимого материала.

5. Систематизация отобранного материала.

6. Определение основных идей, концепций, понятий.

7. Разработка логики представления осмысленного и переработанного материала, составление плана.

8. Создание текста реферата.

9. Самоанализ отреферированного текста по параметрам: степень раскрытия сущности проблемы, глубина анализа источников, наличие авторской позиции и др.

10. Правка текста реферата, саморедактирование.

11. Оформление реферата (см. приложение).

 

Критерии оценки выполнения задания.

-логичность плана реферата;

-глубина содержания реферата;

-систематичность, обобщенность положений реферата;

-соблюдение норм письменной научной речи;

-соблюдение правил орфографии, пунктуации, стилистики;

-соблюдение правил оформления библиографии.

 

Задание 3.9. Конспектирование.

Цель. Выполняя задание, вы овладеете умениями сокращенного изложения научных текстов; познакомитесь с видами конспектов и овладеете технологией конспектирования; разовьете когнитивные действия - выделение существенного, основного содержания; разделение текста на логические ча­сти, установление связей и отношений между отдельны­ми частями текста.

 

Задание. Подберите из журнала «Педагогика» статью, в которой поднимается проблема, вызывающая у вас интерес. Подготовьте конспект выбранной статьи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: