double arrow

Задание 3.11. Работа со справочными изданиями.

Цель. Выполняя задание, вы познакомитесь с различными видами справочных научных изданий по педагогике; освоите умения работы с ними;

разовьете свой научный кругозор.

 

Задание. В читальном зале университета познакомьтесь с педагогическими словарями и педагогическими энциклопедиями, изданными в период с 1985 – 2010 годы. Проследите, как определяются в них основные педагогические понятия: образование, воспитание, обучение, педагогический процесс, педагогическая деятельность. Выпишите на отдельном листе эти определения, указав библиографические данные словаря. Найдите общее и отличное в данных определениях. Подумайте, почему некоторые из определений трактуются в современной педагогической науке по-новому.

 

Методическая подсказка.

Приступая к выполнению задания, следует знать, что существуют различные виды справочной литературы.

Словарь – справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, терминов, имен, знаков и др.), снабженных относящимися к ним справочными данными.

Терминологический словарь – словарь, содержащий термины из какой-либо области научного знания и их определения (толкования).

Справочник – справочное издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное в алфавитном порядке (по первой букве заглавия статей). По целевому назначению различают: научные, учебные, популярные, специализированные профессиональные справочники («Справочник терапевта» или «Справочник огородника»).

Биографический справочник (словарь) – справочник, содержащий сведения о жизни и деятельности каких-либо лиц.

Библиографический справочник (словарь) – справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов.

Справочное пособие – пособие, рассчитанное по форме на то, чтобы по нему можно было наводить различные справки. От справочника отличается тем, что может быть использовано и для последовательного освоения материала, в то время как справочник нацелен главным образом на выборочное чтение, по мере того, как возникают те или иные вопросы и необходимость в справке, и для последовательного чтения не приспособлен.

Энциклопедия – справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке. В зависимости от круга включенных сведений различают универсальную (общую), специализированную (отраслевую), региональную (универсальную или специализированную) энциклопедии.

Энциклопедический словарь – энциклопедия, материал в которой расположен в алфавитном порядке.

Глоссарий – словарь терминов.

 

 

Критерии оценки выполнения задания.

Задание оценивается по двум группам критериев:

количественный критерий – количество различных определений, выписанных из словарей;

качественный критерий – глубина анализа определений по параметру «общее - отличное».

Тема 4. Педагогика как наука, ее предмет и задачи.

Задание 4.1. Объект и предмет педагогической науки.

Цель

Выполняя задание, вы усвоите понятия «объект педагогики», «предмет» педагогики», научитесь определять их смысловые поля и правильно употреблять.

Задание

В предложенных высказываниях вместо многоточия вставьте подходящее по смыслу понятие «объект педагогики» или «предмет педагогики». Поясните свое решение (устно).

а) … … – некоторая сфера реальности, представляющая собой часть объективного мира, которую изучает педагогика;

б) … … – это явления действительности, влияющие на процесс развития личности стихийно или целенаправленно;

в) …. …. – сфера реальности, представляющая собой часть исследуемого объекта, в рамках которой осуществляется познавательные действия субъекта;

г) … … – это образование как реальный, целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый обществом и определяющий формирование и развитие личности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: