Цель. Выполняя задание, вы познакомитесь с различными видами справочных научных изданий по педагогике; освоите умения работы с ними;
разовьете свой научный кругозор.
Задание. В читальном зале университета познакомьтесь с педагогическими словарями и педагогическими энциклопедиями, изданными в период с 1985 – 2010 годы. Проследите, как определяются в них основные педагогические понятия: образование, воспитание, обучение, педагогический процесс, педагогическая деятельность. Выпишите на отдельном листе эти определения, указав библиографические данные словаря. Найдите общее и отличное в данных определениях. Подумайте, почему некоторые из определений трактуются в современной педагогической науке по-новому.
Методическая подсказка.
Приступая к выполнению задания, следует знать, что существуют различные виды справочной литературы.
Словарь – справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, терминов, имен, знаков и др.), снабженных относящимися к ним справочными данными.
|
|
Терминологический словарь – словарь, содержащий термины из какой-либо области научного знания и их определения (толкования).
Справочник – справочное издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное в алфавитном порядке (по первой букве заглавия статей). По целевому назначению различают: научные, учебные, популярные, специализированные профессиональные справочники («Справочник терапевта» или «Справочник огородника»).
Биографический справочник (словарь) – справочник, содержащий сведения о жизни и деятельности каких-либо лиц.
Библиографический справочник (словарь) – справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов.
Справочное пособие – пособие, рассчитанное по форме на то, чтобы по нему можно было наводить различные справки. От справочника отличается тем, что может быть использовано и для последовательного освоения материала, в то время как справочник нацелен главным образом на выборочное чтение, по мере того, как возникают те или иные вопросы и необходимость в справке, и для последовательного чтения не приспособлен.
Энциклопедия – справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке. В зависимости от круга включенных сведений различают универсальную (общую), специализированную (отраслевую), региональную (универсальную или специализированную) энциклопедии.
|
|
Энциклопедический словарь – энциклопедия, материал в которой расположен в алфавитном порядке.
Глоссарий – словарь терминов.
Критерии оценки выполнения задания.
Задание оценивается по двум группам критериев:
количественный критерий – количество различных определений, выписанных из словарей;
качественный критерий – глубина анализа определений по параметру «общее - отличное».
Тема 4. Педагогика как наука, ее предмет и задачи.
Задание 4.1. Объект и предмет педагогической науки.
Цель
Выполняя задание, вы усвоите понятия «объект педагогики», «предмет» педагогики», научитесь определять их смысловые поля и правильно употреблять.
Задание
В предложенных высказываниях вместо многоточия вставьте подходящее по смыслу понятие «объект педагогики» или «предмет педагогики». Поясните свое решение (устно).
а) … … – некоторая сфера реальности, представляющая собой часть объективного мира, которую изучает педагогика;
б) … … – это явления действительности, влияющие на процесс развития личности стихийно или целенаправленно;
в) …. …. – сфера реальности, представляющая собой часть исследуемого объекта, в рамках которой осуществляется познавательные действия субъекта;
г) … … – это образование как реальный, целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый обществом и определяющий формирование и развитие личности.