Конспект – это сокращенная запись информации, включающая в себя план текста, сокращенное изложение материала с определениями основных понятий, с указанием на факты, цифры, иллюстрации, с формулировкой выводов. Конспект может содержать крылатые выражения, сравнения, метафоры. В конспекте отражаются основные положения текста, которые при необходимости дополняются. Конспект может быть кратким или подробным. Он может содержать предложения, которые практически без изменения заимствуются и переносятся из конспектируемого текста. И может быть составлен при помощи новых конструкций, за счет более сжатых формулировок, предложений с концентрированным смысловым наполнением.
Существуют различные виды конспектов. Конспекты могут быть плановыми, т. е. составленными с помощью предварительно сделанного плана статьи или книги; текстуальными, т. е. составленными в основном из цитат; свободными — представляющими собой сочетание выписок, цитат и тезисов; тематическими — дающими исчерпывающий ответ на изучаемую тему и составленные на основе ряда источников.
Конспект должен быть в первую очередь содержательным и достаточно полным. Кроме того, он должен быть по возможности кратким и хорошо оформленным, удобочитаемым. Конспект будет хорошим, если в нем отражены главные мысли и ведущие идеи работы в целом и каждого из ее основных разделов; изложены факты и другие аргументы, раскрывающие основные утверждения работы; выявлены взаимосвязи и логическая структура составных частей работы; стиль изложения лаконичен и ясен, язык грамотен. Все эти требования предъявляют к конспектам, которые составляются как на лекции, так и в ходе самостоятельной работы.
Конспектирование является одним из наиболее эффективных способов сохранения основного содержания изученного текста, прослушанной лекции. Конспект необходим, чтобы накопить информацию для написания более сложной работы – реферата, доклада, курсовой работы, выпускной квалификационной работы.
Чтобы научить составлять хорошие конспекты, надо в совершенстве уметь делать выписки, составлять план и тезисы. Эти умения необходимо закреплять и совершенствовать, превращая их в прочные навыки работы с учебными и научными книгами, с которыми имеют дело студенты.
Кроме того, необходимо помнить, что в основе конспектирования лежат действия:
- анализа и синтеза текста;
- выделения из него существенного, основного содержания;
- разделение текста на логические части, установление связей и отношений между отдельными частями текста;
- критичная оценка значение каждого положения, приводящегося в тексте;
-обобщение текста в целом, акцентирования существенного, выдвижение его на первый план, подчиняя ему все остальное;
-сжатое и ясное изложение.
При написании конспекта статьи соблюдайте основные правила:
1. Внимательно прочтите текст статьи.
2. Определите вид конспекта, который вы будете создавать.
3. Выделите информативное ядро (или несколько смысловых ядер) прочитанного.
4. Продумайте главные положения, сформулируйте их, запишите.
5.Подтвердите сформулированные положения цитатами или примерами из текста статьи.
Критерии оценки выполнения задания.
- точность изложения основного содержания статьи;
- логичность конспекта;
- соблюдение норм письменной научной речи;
- соблюдение правил орфографии, пунктуации, стилистики.