Методическая подсказка

Конспект – это сокращенная запись информации, включающая в себя план текста, сокращенное изложе­ние материала с определениями основных понятий, с указанием на факты, цифры, иллюстрации, с формули­ровкой выводов. Конспект может содержать крылатые выражения, сравнения, метафоры. В конспекте отражаются основные положения текста, которые при необходимости дополняются. Конспект может быть кратким или подробным. Он может содержать предложения, которые практически без изменения заимствуются и переносятся из конспектируемого текста. И может быть составлен при помощи новых конструкций, за счет более сжатых формулировок, предложений с концентрированным смысловым наполнением.

Существуют различные виды конспектов. Конспекты могут быть плановыми, т. е. составленны­ми с помощью предварительно сделанного плана статьи или книги; текс­туальными, т. е. составленными в основном из цитат; свободными — представляющими собой сочетание выпи­сок, цитат и тезисов; тематическими — дающими исчер­пывающий ответ на изучаемую тему и составленные на основе ряда источников.

Конспект должен быть в первую очередь содержа­тельным и достаточно полным. Кроме того, он должен быть по возможности кратким и хорошо оформленным, удобочитаемым. Конспект будет хорошим, если в нем отражены главные мысли и ведущие идеи работы в це­лом и каждого из ее основных разделов; изложены фак­ты и другие аргументы, раскрывающие основные утверж­дения работы; выявлены взаимосвязи и логическая структура составных частей работы; стиль изложения лаконичен и ясен, язык грамотен. Все эти требования предъявляют к конспектам, которые составляются как на лекции, так и в ходе самостоятельной работы.

Конспектирование является одним из наиболее эффективных способов сохранения основного содержания изученного текста, прослушанной лекции. Конспект необходим, чтобы накопить информацию для написания более сложной работы – реферата, доклада, курсовой работы, выпускной квалификационной работы.

Чтобы научить составлять хорошие конспекты, надо в совершенстве уметь делать выписки, составлять план и тезисы. Эти умения необходимо за­креплять и совершенствовать, превращая их в прочные навыки работы с учебными и научными книгами, с кото­рыми имеют дело студенты.

Кроме того, необходимо помнить, что в основе конспектирования лежат действия:

- анализа и синтеза текста;

- выделения из него существенного, основного содержания;

- разделение текста на логические ча­сти, установление связей и отношений между отдельны­ми частями текста;

- критичная оценка значение каж­дого положения, приводящегося в тексте;

-обобщение текста в целом, акцентирования существенного, выдвижение его на первый план, под­чиняя ему все остальное;

-сжатое и ясное изло­жение.

При написании конспекта статьи соблюдайте основные правила:

1. Внимательно прочтите текст статьи.

2. Определите вид конспекта, который вы будете создавать.

3. Выделите информативное ядро (или несколько смысловых ядер) прочитанного.

4. Продумайте главные положения, сформулируйте их, запишите.

5.Подтвердите сформулированные положения цитатами или примерами из текста статьи.

 

Критерии оценки выполнения задания.

- точность изложения основного содержания статьи;

- логичность конспекта;

- соблюдение норм письменной научной речи;

- соблюдение правил орфографии, пунктуации, стилистики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: