При выполнении задания придерживайтесь правил построения рассуждений. Помните, что доказательство – логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. Всякое доказательство состоит из трех частей: тезиса, доводов и демонстрации. Тезис – дословно означает положение, утверждение. Довод – мысль, истинность которой проверена и доказана. Самым верным и неопровержимым доводом является совокупность относящихся к тезису фактов и событий. Иногда в качестве довода могут выступать мысли, истинность которых доказана практикой. Демонстрация (от лат. Demonstration) – показывание.
Обратитесь к правилам построения доказательства, с которыми вы знакомились при выполнении задания 1.1. При выступлении на семинарском занятии, учтите следующие правила речевого поведения:
- избегайте многословия, повторов мыслей;
- излагайте мысли четко, понятно, помните: кто ясно мыслит – ясно излагает;
- избегайте однообразия – подбирайте разнообразные, яркие, выразительные доводы и демонстрации;
|
|
- соблюдайте правила культуры речи;
- при выступлении держитесь открыто и доброжелательно.
Критерии оценки выполнения задания:
- лаконичность, четкость, ясность рассуждения;
- оригинальность, эмоциональность, убедительность изложения;
- уместность цитирования, как по объему, так и по содержанию;
- правильность оформления цитат.
Тема 5. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры
Задание 5.1. Работа с научными понятиями.
Цель
Выполняя задание, вы осмыслите значения одной из центральных категорий изучаемой учебной дисциплины, научитесь различать определения научных понятий по их содержанию и объему, продолжите осваивать понятийный строй педагогикой науки. Вы убедитесь, что понимание сути образования связано с целями, ценностями его непосредственных участников.
Задание
Познакомьтесь с приведенными определениями, подумайте какие существенные признаки педагогической деятельности «заложены» в каждом из них. Заполните таблицу. Подготовьтесь аргументировать свои суждения и выводы на семинарском занятии.
Определение | По каким критериям осуществляется характеристика понятия «образование» | Какие существенные признаки образования отображены | Полнота суждения (какие стороны образования отражаются) |
а | |||
б | |||
в |
а) Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином установленных государством образовательных уровней (Закон РФ об образовании);
|
|
б) Образование – это особый вид целенаправленной деятельности по подготовке человеческих существ к участию в жизни общества, состоящий из деятельностей воспитания и обучения, и осуществляемый в интересах человека, общества, государства (В.В.Краевский);
в) Образование – встреча обращающихся друг к другу поколений за сомыслием, сочувствием, содействием (Ф.Т.Михайлов);
г) Образование – процесс становления человека в культуре и культуры в человеке (В.С.Библер).