Аналитический учет товаров на складе ведется в натуральных и стоимостных единицах измерения в разрезе материально ответственных лиц, номенклатурных и ассортиментных групп товаров и т. д. Основанием для аналитического учета товаров в торговле являются приходные и расходное первичные документы.
Согласно п. 240 Методических указаний применяется два способа учета товаров в местах хранения: сортовой и партионный.
При партионном способе материально ответственное лицо выписывает в двух экземплярах партионную карту, в которой по соответствующему товару указывается наименование, артикул, сорт, количество, цена за единицу товара, приход товара, выбытие товара, дата отпуска товара, номер расходного документа, а в расходном документе указывается номер партионной карты и количество отпущенного товара. Партионные карты регистрируются в специальном журнале. При полной реализации партии товаров материально ответственное лицо передает партионную карту в бухгалтерию для проверки.
|
|
При сортовом способе хранения товаров материально ответственное Лицо ведет их учет в товарных книгах или на карточках сортового учета. В них отражается та же информация, что и в партионных картах, основанная на данных первичных документов.
Аналитический учет товаров в бухгалтерии зависит от способа учета, принятого на складе:
■ партионный;■ сортовой;■ сальдовый (оперативно-бухгалтерский).
При первом способе бухгалтерия принимает от материально ответственного лица партионные карты, проверяет правильность заполнения по состоянию на 1 -е число каждого месяца (или дату проведения инвентаризации) и составляет оборотную ведомость, каждая позиция которой соответствует определенной партионной карте. При этом осуществляется сверка движения товаров в натуральном выражении в оборотной ведомости с данными складского учета, суммовых итогов оборотных ведомостей с входящими и исходящими остатками, а также оборотами синтетического счета 41 «Товары».
В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» товары в оптовой торговле оцениваются по стоимости их приобретения (покупная цена). Покупная цена товара определяется в соответствии с условиями договора между организацией-изготовителем и торговой организацией. При этом, НДС, указанный в счете поставщика, в покупную стоимость товара не включается.
Таким образом, организации оптовой торговли могут приходовать товары только по покупной стоимости (то есть, по фактической себестоимости). К фактическим затратам на приобретение товаров могут относиться следующие расходы:
|
|
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
-суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;
- таможеные пошлины;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены товары;
- затраты по заготовке и доставке товаров до места их использования, включая расходы по страхованию;
- затраты по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных товаров;
В бухгалтерском учете торговой организации предусмотрены два способа формирования в учете покупной стоимости товаров:
1. Все затраты, связанные с приобретением товаров, включаются непосредственно в покупную стоимость товаров, то есть относятся сразу на счет 41 «Товары». При этом все подобные расходы должны распределяться строго по партиям товаров, с приобретением которых они связаны.
2. Распределение произведенных расходов на приобретение по партиям товаров довольно затруднительно и трудоемко вследствие таких факторов как значительный ассортимент товаров, постоянные изменения цен товаров, различия в условиях их доставки от поставщиков. В данном случае такие затраты формируют фактическую себестоимость товаров, и их учет производится с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Оценка товаров при их реализации осуществляется организацией одним из следующих методов:
по себестоимости каждой единицы;по средней себестоимости;
по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО);