Основные принципы государственной политики в области образования в РБ

Под принципами понимаются требования, которые выдвигаются на основе познанных человеком закономерностей — устойчивых, существенных, повторяющихся связей между предметами, фактами, явлениями и процессами, существующими в окружающей нас действительности. Следование правильно определенным требованиям-принципам позволяет совершенствовать деятельность человека в различных областях его жизни, саму жизнь.

В процессе рассмотрения сущности образования, его структуры, роли в развитии и формировании личности были определены важнейшие закономерности, существующие между эффективным личностным развитием и образовательными процессами, организатором и субъектом которых является в первую очередь педагог, уполномоченный обществом на профессиональном уровне осуществлять учебно-воспитательную деятельность. Цели этой деятельности всегда являются социальным, государственным заказом и могут оптимально достигаться при условии четкого определения и выполнения требований (принципов) к образовательному процессу в целом.

В Беларуси эти принципы определены в “Концепции образования и воспитания молодежи в Республике Беларусь” (от 1993 года).

Государственная политика в области образования в нашей республике основывается на следующих принципах:

— приоритет общечеловеческих ценностей;

— национально-культурная основа;

— научность;

— ориентация на мировой уровень образования;

— гуманизм;

— связь с общественной практикой;

— экологическая направленность;

— преемственность и непрерывность;

— единство обучения, духовного и физического усовершенствования;

— демократизм;

— светский характер;

— поощрение таланта и образованности;

— обязательность базового (девятилетнего) образования.

Рассмотрим более подробно те принципы, которые нуждаются, на наш взгляд, в пояснении.

Принцип приоритета общечеловеческих ценностей в образовании утверждает понимание универсальной общечеловеческой миссии образования. Он определяет важнейшую функцию образовательного процесса — приобщение человека к планетарной, общечеловеческой культуре. Благодаря образованию каждый из нас должен понять, что человечество — это единое целое, Земля — общий дом для всех на ней живущих.

Для более полного понимания сущности данного принципа необходимо совершить экскурс в недалекое прошлое — в годы, когда в советском государстве общечеловеческие ценности были вытеснены из всех областей жизни его граждан (в том числе из образования) классовыми, партийными ценностями. Это привело к застою в развитии СССР как сообщества многонациональных республик, к отмежеванию государства от общечеловеческого прогресса.

Определение первостепенности данного принципа в области образования в нашей республике создает предпосылки для интегрирования Беларуси в общеевропейское и мировое образовательное пространство, что является важной основой эффективного развития страны в науке, промышленности, экономике, искусстве, спорте и т.д.

Принцип национальной основы образования отражает основные направления осуществления национальной политики суверенного государства в социально-культурной сфере, в основу которой положена идея национального возрождения Беларуси. К числу национальных ценностей белорусского народа необходимо отнести личность с ее национальной ментальностью, национальный язык, культуру, особенности мышления, государственность, семью с ее национальными бытовыми традициями. Все это должно “пронизывать” систему образования, его содержание и обеспечивать формирование национального самосознания учащихся (национальное самосознание — это понимание человеком своей принадлежности к определенному этносу, народу; следует четко размежевывать понятия “национальное самосознание” и “национализм”).

Развитие национальной государственности, культуры, национального самосознания народа должно основываться на диалоге со всемирным процессом цивилизации. Это определяет необходимость формулирования такого требования (принципа) к системе образования в Республике Беларусь, как ориентация на мировой уровень образования. Этот принцип обусловил необходимость создания определенных образовательных стандартов. Стандарт образования — это государственная норма образованности, которая уточняет содержание и структуру образования, уровень его усвоения, формы и методы измерения и оценки результатов учебной деятельности учащихся. Основными объектами стандартизации являются содержание образования, его структура, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Разработка образовательных стандартов на всех образовательных уровнях позволяет соотнести нашу систему образования с образовательными системами других стран. Возникла настоятельная необходимость сравнения документов об образовании, признания их в мировом пространстве. Образовательные стандарты необходимы, чтобы создать предпосылки для сотрудничества с другими государствами, причем не только в сфере образования.

Актуальны и обусловлены жизненной необходимостью такие принципы образования, как гуманизм и экологическая направленность образования. Гуманизм — исторически изменяющееся мировоззрение, ядром которого является человек. Это совокупность социально ценностных идей, утверждающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих творческих сил и способностей. В системе этих идей критерием оценки жизнеспособности общества является благо человека. В гуманистическом мировоззрении находят выражение многообразные отношения человека к себе, к людям, к духовным и материальным ценностям, к природе, что и составляет содержание гуманистической личности.

В ХХ столетии в мире сложилась такая социокультурная ситуация, когда стало понятно, что многие сферы жизни человека в силу дегуманизированы. Это в значительной степени касается и образования, его системы. Дело в том, что к 60-ым годам прошлого века возникла необходимость создания системы обучения и воспитания на абсолютно новых принципах, так как общество радикально изменилось в результате достижений научно-технической революции и социальных преобразований. Важнейшим социальным достижением этого времени явилась необходимость и возможность всеобщего среднего образования. Массовое образование стало реальностью, что само по себе — прогрессивно. Однако школа, построенная на традиционных педагогических принципах, во многом переставала быть гуманной по отношению к отдельной конкретной личности ученика в процессе массового, поточного обучения. Переполненность классов, единые для разных детей, пусть даже одного возраста, учебные программы, учебные перегрузки детей, перегруженность учителей, исчезновение их личных контактов с учениками, которые стали превращаться для педагогов “в учащуюся единицу” и перестали восприниматься ими как неповторимые и уникальные личности,— это далеко еще не все проявления дегуманизации образовательного процесса. Поэтому в педагогической общественности возникла и получила свое развитие идея гуманизации образования. Гуманизация образовательного процесса выступает социально-ценностной и нравственно-психологической основой его протекания, представляет собой процесс, в котором создаются условия для развития личности учащегося как субъекта творческой учебной деятельности, познания и общения. А.П. Сманцер понимает под гуманизацией обучения и воспитания введение в педагогический процесс “человеческих критериев и прежде всего нравственности, духовности и красоты”. Он подчеркивает, что “гуманизация учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы превратить его в притягательную силу для ученика, верить в ребенка, относиться к нему гуманно и оптимистично; все средства, формы, методы школьной работы направлять на развитие индивидуальности, уникальности личности”.

Принцип гуманизма образования тесно связан с требованием его экологической направленности. Ведь экология как наука об охране окружающей среды в конечном итоге направлена на сохранение жизни человека, его личностной уникальности.

Гуманизация и экологизация образования являются важнейшими направлениями реформирования системы образования в Беларуси.

Аналитическое рассмотрение всех перечисленных выше принципов образования, на которых основывается образовательная политика нашего государства, позволяет прийти к выводу, что в конечном итоге следование им во всей совокупности обеспечивает эффективность обучения и воспитания, создает предпосылки для личностного развития учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: