double arrow

Понятие об образовании как системе, структура системы образования в РБ.


В предыдущей лекции мы определили, что образование в широком смысле слова понимается как процесс преобразования биологического естества человека в зрелую личность, раскрывающую свои способности в трудовых и творческих процессах, благодаря которым преобразовывается к лучшему окружающий мир. В этом смысле образование личности понимается как обретение образа, складывание, становление, развитие личности с ее неповторимыми индивидуальными качествами и свойствами.Процесс образования (как и развитие личности) может длиться всю жизнь.

Образование каждого человека складывается в процессе его жизнедеятельности, во многом определяется неповторимостью задатков и способностей, психофизических и социальных возможностей личности, совокупностью обстоятельств внешнего ее окружения.

В развитых странах созданы непрерывные системы образования, которые позволяют человеку совершенствовать свой образовательный уровень так долго, как это предоставляется ему возможным и необходимым. Система народного образования призвана охватить практически всю жизнь человека — от рождения до старости.

Система (от греч. sistema) — это нечто целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Под системой образования понимается “совокупность взаимодействующих программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений”.

В соответствии с «Законом об образовании в Республике Беларусь» (1991 г.) в систему образования наряду с образовательными учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты, а также органы управления образованием (Министерство образования РБ, в городах и районах — управления (отделы) образования, в образовательных учреждениях — администрация, советы школ, педагогические советы).

Систему образования объединяет положение о преемственности образовательных программ и учреждений.

С учетом потребностей и возможностей личности образование усваивается в условиях образовательного учреждения (в очной, вечерней, заочной формах), индивидуально — в форме семейного образования, самообразования, экстерната. При этом выполняется требование соответствия знаний, которыми овладевает обучающейся в той или иной предложенной форме, единому государственному образовательному стандарту. Создавать образовательные учреждения как компоненты единой образовательной системы во многих государствах, в том числе и в Беларуси, могут:

— органы государственной власти и местного самоуправления;

— отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их ассоциации и союзы;

— отечественные и иностранные общественные и частные фонды (если их работа не противоречит государственной политике страны);

— частные лица (граждане РБ и иностранные граждане).

В Республике Беларусь в соответствии с законом об образовании определена своя структура системы образования. Закон гласит, что “все государственные и негосударственные образовательные и воспитательные учреждения на территории Республики Беларусь принадлежат к национальной системе образования, которая включает:

— семейное воспитание;

— дошкольное воспитание;

— общее среднее образование;

— внешкольное обучение и воспитание;

— профессионально-техническое образование;

— среднее специальное образование;

— высшее образование;

— подготовку научных и научно-педагогических кадров;

— повышение квалификации и переподготовка кадров;

— самостоятельное образование граждан.

Единство и непрерывность системы образования обеспечиваются согласованностью планов обучения и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных учреждений, которые объединяют различные виды образования” [Закон об образовании, раздел 2, статья 14].

Целью дошкольного воспитания и обучения системы образования Беларуси является развитие естественного желания детей познавать окружающий их мир, создание условий для физического и духовного развития. На этой ступени системы образования создаются такие образовательно-воспитательные учреждения, как детские ясли, сады, ясли-сады с кратковременным, дневным, суточным нахождением в них детей, детские учреждения семейного типа, а также учреждения интернатного типа разного профиля (в зависимости от обстоятельств, сложившихся в начале жизни ребенка).

Общее среднее образование является основным звеном в системе непрерывного образования. Его цель — развитие разнообразных творческих способностей личности через овладение системой основ наук о природе и обществе, усвоение основных навыков умственного и физического труда, формирование эстетического вкуса, нравственных убеждений в сочетании с надлежащим уровнем физического развития (создание условий для всесторонне и гармонично развитой личности). Таким образом, общее образование — это процесс овладения учащимися основами наук о законах развития природы и общества, человека как их части.

Продолжительность общего среднего образования на современном этапе изменена с 11 до 12 лет в соответствии с проводимой реформой системы образования (1995 — 2010 гг.) с целью снять существующие учебные перегрузки учащихся.

Об общеобразовательной школе как основном образовательном учреждении на этой ступени системы образования речь пойдет ниже и более подробно (в связи с тем, что вы готовитесь стать специалистами, работающими именно в этом учреждении).

Внешкольное обучение и воспитание направлено на формирование и более полное удовлетворение потребностей детей и подростков в образовании, духовном и физическом усовершенствовании, на организацию досуга учащихся. Внешкольные учебно-воспитательные учреждения создают условия для дополнения возможностей в образовании и развитии детей, представленных им учебными учреждениями. Разнообразные внешкольные учреждения (музыкальные школы, школы искусств, детские спортивные школы, дома детского творчества, клубы по интересам, секции, детские комнаты и т.д.) создаются государственными органами, производственными предприятиями, общественными объединениями, отдельными гражданами по культурно-эстетическим, научным, природоведческим, техническим, спортивным направлениям. Участие детей в работе данных учреждений добровольное.

Следующие ступени в системе образования Республики Беларусь (профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, подготовка и аттестация научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовка кадров) обеспечивают профессиональную подготовку людей, специалистов разных направлений и разнообразной квалификации в соответствии с потребностями республики.

Самостоятельное образование как важнейший компонент в структуре системы образования нашего государства призвано обеспечить удовлетворение разносторонних познавательных потребностей граждан и оказывать им помощь в самообразовании. С этой целью в стране создаются народные университеты, лектории, национально-культурные центры и курсы и т.д. Самообразование людей обеспечивают библиотеки, информационные центры, общественные объединения, издательства и средства массовой информации.

Как подсистемы народного образования могут быть обозначены такие ее звенья: педагогическое просвещение, образование родителей; семейное воспитание.

В условиях идущего в последнее время процесса психологизации и гуманизации педагогики проявляется все более отчетливая ориентация системы образования на особенности развития человека в онтогенезе, то есть на специфику потребностей каждого возрастного периода жизни человека в образовательных услугах государства.

Важно понять в этой связи, когда начинается тот период человеческой жизни, который нуждается в педагогической и государственной опеке.

Интересные в этом смысле факты приводит О.А. Белянова в книге “Введение в педагогическую деятельность”, приводя материал о системе отечественного (Российского) образования, его стратегии развития. Она отмечает, что во Франции жизнь ребенка начинает защищаться государственными законами через 10 недель после зачатия, в Дании — через 12 недель, в Швеции — через 20. Ведь сегодня ученые установили точно, что самое быстрое развитие и бурный рост ребенка совершается сразу после имплантации (внедрения) зародыша в стенку матки. В 10 — 11 недель формируются полностью все системы органов человеческого организма.

Известно, что после рождения человека процесс его воспитания характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития отсутствуют два последние этапа, но первый осуществляется максимально и протекает на клеточном уровне. Этот период в развитии человека получил название пренатального воспитания.Андрэ Бертин (президент ассоциации пренатального воспитания) утверждает, что мы не можем отрицать важность воспитания ребенка, особенно в первые годы жизни, равно как и эффективность самовоспитания, когда взрослый человек берет на себя ответственность за собственное развитие путем упорной работы над собой. Но ни первое, ни второе не являются настолько важными для развития личности, как пренатальное воспитание.

В связи с этим в данный период огромна роль матери. Все, что испытывает она в своей жизни, вынашивая дитя, испытывает и ребенок. Он непрерывно улавливает ощущения, чувства, мысли, которые вызывает у матери окружающий мир. Эти сведения регистрируются в тканях клеток будущей личности, в органических тканях и на уровне зарождающейся психики. Именно в это время формируются качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни человека.

Эффективность пренатального воспитания связана в первую очередь с заботой о правильном воспитании материнских чувств в женщине. Любовь матери способна помочь преодолеть ей все трудности и несчастья, которые могут возникнуть на ее пути в период беременности. И наоборот, нежеланные дети, о которых матери не заботятся в период вынашивания, рождаются чаще всего ниже средних показателей в весе, они чаще болеют, нередко испытывают трудности в процессе адаптации к жизни. В связи с этим достоянием культуры народа, частью системы образования, существующей в стране, нужно считать воспитание женщины, матери. Это воспитание необходимо осуществлять задолго до того, как женщина примет на себя ответственность за новую жизнь.

Как структурный компонент системы образования в нашей стране выступает семейное воспитание.Его специфика определяется интимностью семейного уклада, образа жизни. Как правило, процесс семейного воспитания носит индивидуальный и стихийный характер. Однако в последнее время с возникновением в семьях трудностей, связанных с воспитанием детей, все большее количество родителей настраиваются на овладение педагогическим образованием. Общество, государство стремится оказать им необходимую образовательную помощь. Сегодня стали появляться социально-психологические консультационные центры, в которые родители могут обратиться, оказавшись в сложных воспитательных ситуациях. Действует во многих городах телефон доверия. В общеобразовательных школах создаются центры, кафедры родительского всеобуча, народные университеты педагогических знаний.

Решается проблема семейного воспитания и образования пропедевтическим путем. В старших классах многих школ в планы обучения учащихся включены факультативы по этике и психологии семейной жизни, предоставляющие возможность подросткам получить основы семейного воспитания еще на школьной скамье.

И все же нельзя не констатировать печальных фактов: проблемы современной семьи усложняются, дети болеют — растет число воспитанников в учреждениях лечебного профиля; все больше появляется так называемых социальных сирот — детей, оказавшихся без опеки родителей, которые не могут осуществлять свои воспитательные функции из-за пьянства, наркомании, нежелания работать и т.д. Учащаются случаи отказа матерей-одиночек от новорожденных. Эти факты требуют усиления внимания к семейному образованию и воспитанию.

Обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что учитель как субъект образовательной деятельности имеет прямое отношение ко всей системе современного образования, к каждому его структурному компоненту. Ведь педагог должен и сам пройти большинство образовательных ступеней, и содействовать условия для успешного образования других людей, призван реализовывать принципы государственной политики в области образования.


Сейчас читают про: