Концептуальные основы развития национальной системы образования в РБ

Система образования и воспитания в бывшей БССР, как и в других союзных республиках, строилась по единой общесоюзной модели, которая разрабатывалась Центром практически без учета специфики их развития. Поэтому сразу после распада СССР национальную систему образования Беларуси потребовалось перевести на самостоятельный путь развития, наиболее полно учитывающий национальный менталитет, потребности преобразований в экономике, политике, социальной и духовной сферах жизни республики. Потребовалась разработка концептуальных основ этого развития. Они были определены в 1993 году в важном государственном документе - “Концепции образования и воспитания молодежи в Республике Беларусь”.

Н.И. Латыш, анализируя и трактуя основные положения Концепции, пишет: “ Главную цель системы непрерывного образования в Беларуси можно сформулировать как воспроизводство и постоянное обогащение интеллектуально-творческого и культурно-духовного потенциала нации; формирование у детей и молодежи гуманистических устоев личности: трудолюбия, высокой нравственности, гражданской активности и ответственности, стремления к духовному росту, самостоятельности и творческого подхода к делу, разумных потребностей; обеспечение общественного производства высококвалифицированными конкурентоспособными в мировом масштабе специалистами и работниками ”.

Целями национального образования являются:

— обеспечение доступности всех форм и видов образования и воспитания, раскрытия творческих возможностей человека на любом возрастном этапе;

— создание условий учащимся для свободного выбора форм обучения и воспитания, комбинации основных и дополнительных предметов, темпов и уровней сложности их освоения;

— развитие и поддержка негосударственных форм образования: общественных, кооперативных, частных;

— социальная защита образования детей из малообеспеченных семей, сирот, инвалидов детства, детей, лишенных попечительства родителей, государственная поддержка образования талантливых и одаренных детей;

— обеспечение овладения жителями республики государственным и другими языками, экологической, экономической, правовой, компьютерной и психолого-педагогической грамотностью;

— воспитание уважения и социально-психологической готовности к семейной жизни;

— достижение рационального соотношения опыта, знаний и убеждений личности;

— развитие научно-технической, производственно-коммерческой и культурной деятельности учебных заведений;

— воспитание уважительного отношения к политическому плюрализму и демократии как формам управления и существования государства; мировому порядку, основанному на признании политических, экономических и социальных прав человека; к другим странам и народам, их культурной самобытности;

— содействие установлению в обществе гуманистических отношений и милосердия;

— формирование гармоничной, всесторонне развитой и развивающей себя личности, способной учитывать новые социально-политические и экономические запросы;

— поддержка самообразования и самовоспитания, интеллектуальных и духовных устремлений личности;

— сохранение и умножение интеллектуальной собственности и культурно-исторических ценностей белорусского народа и других национальных общностей республики;

— поддержка и развитие народной педагогики, народных ремесел, национальных традиций, ритуалов, обычаев, сохранение и обогащение белорусской ментальности.

В качестве концептуальной основы осуществления всех отмеченных выше целей и принципов национальной системы обучения и воспитания выступает ее перевод из режима унифицированного функционирования, находящегося под административно-командным управлением, в режим постоянного развития и самообновления на творческих началах в соответствии с возрастающими потребностями личности и общества. Учебным заведениям предоставляется свобода выбора форм и методов учебно-воспитательного процесса при одновременном обеспечении государственных стандартов.

Основным компонентом в национальной образовательной системе является общее образование, поэтому принципы становления национального образования в первую очередь должны соблюдаться именно на этой ступени


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: