Система афинского образования была более гибкой и менее традиционной, чем спартанская. Положение Афин как крупного
культурного, торгового, политического и административного центра диктовало совсем иные требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Афинское население по своей социальной характеристике также было достаточно разнородно. Выделяют следующие группы:
• эвпатриды — родовая знать или особая привилегированная группировка;
• геоморы — мелкие и средние землевладельцы;. демиурги — ремесленники;
. метеки — свободные люди, переселенцы из других греческих полисов, не имеющие политических прав и свобод;
• рабы — политически и социально были абсолютно подчинены афинским гражданам.
В Афинах воспитание и обучение правящего сословия было подчинено идее всестороннего и гармоничного развития личности, которая заключалась в идеале каллокагатии (в переводе с греческого: 1) совершенный, прекрасный человек; 2) человек, удивляющий всех своими способностями). Разносторонне развитая личность предполагала гармоничное единство и сочетание интеллектуального, физического, нравственного и эстетического развития человека в соответствии с полисными традициями.
|
|
Образованность и воспитанность человека позволяли ему занять то социальное положение, которое он заслуживал в соответствии со своими способностями и возможностями. Целенаправленное обучение мальчиков начиналось в возрасте 7 лет. В Афинах не существовало системы государственного образования, поэтому все школы были частными и платными. Они были небольшими, и их роль в воспитании подрастающего поколения, как правило, не считалась очень значимой. На одного учителя — дидаска-ла — приходилось от 20 до 50 учеников.
Социальная оценка педагогического труда была очень невысокой. По своему статусу учителя приравнивались к мастеровым и ремесленникам, их труд оплачивался и ценился не очень высоко. Афинские учителя не принадлежали к жреческой касте. Это были странствующие певцы, обычные гости в домах афинской аристократии еще в гомеровскую эпоху. Каких-либо особых образовательных данных для открытия школы, которая приравнивалась к мастерской, не требовалось. Только жизненные случайности, горе или злоключения приводили свободного гражданина к дверям Школы в качестве учителя.
В учебном заведении занимались одновременно дети различных возрастов, каждому из которых учитель давал индивидуальные задания и контролировал их выполнение. Оборудование помещений первых школ было очень простым — кресло со спинкой Для учителя и деревянные табуретки для учеников, столы отсутствовали, жесткие дощечки для письма лежали прямо на коленях.
|
|
Однако наиболее состоятельные учителя могли украсить свою школу изображениями муз, которые являлись «досточтимыми богинями» образования, или театральными масками.
Первоначальное образование мальчики получали в так называемых мусических школах, которые, по свидетельству историков, подразделялись на школу грамматиста и школу кифариста.
В обязанности грамматиста, или дидаскала, входило обучение детей элементарным навыкам письма, чтения, счета. Письму юные ученики обучались на восковых табличках — церах, на которых писали острым концом железной или костяной палочки (стило). После того как мальчик осваивал умение точно копировать образцы письма учителя, дощечка и стило заменялись на папирус и тростниковое перо, упражнялись дети в многочисленных прописях. Обучение письму было очень утомительным и, по свидетельству Платона, продолжалось около трех лет. Дионисий Галикар-насский отмечал: «Обучаясь грамматике, мы запоминаем сперва названия букв, потом их форму и начертание; далее идут слоги, слова, части речи и их изменения, как, например, склонение, число, словопроизведение, ударение, положение слова в речи. После этого мы уже начинаем читать и писать, сперва по складам и медленно, пока не приобретается должный навык, а потом слитно и сообразно течению мысли. Когда ученик умеет читать, он приступает к упражнениям в изящном чтении, соблюдая долготу и краткость слогов, ударение, повышение и понижение голоса, с сохранением мелодии и ритма, выразительно».
После обучения письму начиналось обучение чтению, происходившее на лучших образцах литературного творчества того периода. Наиболее часто для чтения и заучивания наизусть использовались басни Эзопа, поэмы Гомера, стихи Гесиода и Солона, Эсхила и Софокла, отрывки из знаменитых трагедий и комедий, гномусы (короткие сентенции дидактического, поучительного характера). Работали также с культурными текстами — мифами, поэмами, гимнами и т.д. Все это говорит о том, что в качестве учебных пособий использовался неспециализированный материал, не приспособленный специально для учебных целей.
В качестве основных дидактических приемов для обучения чтению обычно использовались мнемонические — повторение за учителем прочитанного отрывка каждым учеником или хором. Обучение арифметике было менее утомительно, так как афинские учителя в основном использовали наглядные методы, применяя для освоения счета окружающие предметы, дидактические пособия, счетную доску {абака).
После освоения программы грамматической школы или одновременно с ней мальчики начинали посещать школу кифариста, где основное внимание уделялось музыкальному образованию-Музыка занимала важное место в системе греческого воспитания-
68 i
Учеников обучали игре на самых распространенных музыкальных инструментах — лире, кифаре, флейте, цитре, пению под аккомпанемент лиры и в хоре. Обучение музыке, по мнению греческих мыслителей, способствовало сохранению и приумножению полисных традиций. Обучение детей пению приучало также к слаженности действий со своими товарищами, так как в Афинах нередко проходили праздничные хоровые выступления учеников и даже состязания между школами.
После окончания мусической школы или одновременно с ней в возрасте около 12 лет мальчики приступали к занятиям в гимнастических школах — палестрах, где проходило общее физическое воспитание и элементарная военная подготовка учеников. Спортивные упражнения и военная подготовка в палестрах проводились под тщательным контролем государства посредством специально назначаемых руководителей — педотрибов. На них возлагались обязанности надзора за исполнением государственных правил и законов при обучении гимнастике.
|
|
Первоначально палестра представляла собой отгороженную и открытую площадку, на которой позже стали располагаться различные спортивные сооружения, постройки со специальными помещениями. Курс обучения подразделялся на три возраста и продолжался до 16 лет. Основным содержанием образовательной работы в палестрах были состязания в борьбе, беге, прыжках, метании диска и копья. Кроме легкой атлетики ученики обучались также танцам, плаванию и верховой езде или управлению колесницами.
После окончания обучения в палестрах юноши из знатных афинских семей имели возможность продолжить свое образование в университете, посещая какого-либо известного софиста, ритора или философа, который знакомил учеников со своими научными идеями и философскими концепциями. Именно софисты стали первыми платными учителями в Афинах.
Софисты еще не создавали школ в нашем современном понимании, а использовали метод, близкий к архаическому, — групповое обучение. Они собирали вокруг себя группу юношей, которых обучали тем знаниям, умениям и навыкам, которыми владели сами. Для того чтобы привлечь к себе большее количество учеников, они шли на многочисленные уловки — странствовали из города в город, рекламируя свою деятельность, прибегали к публичным выступлениям на агорах, в святилищах и т. д. Так, например, сохранились данные о том, что софисты устраивали публичные лекции в Олимпии во время проходивших там всегреческих спортивных состязаний.
Сама система обучения, в первую очередь риторике и философии, была не слишком формальна: учителя давали учащимся лишь самые общие предписания и быстро переходили к практическим Упражнениям. Учителя, как правило, предлагали ученикам образ-
цы для подражания собственного сочинения — показательные речи, выступления различной тематики (поэтической, политической, моральной, утилитарной). Нередко эти речи-образцы не только произносились, но и записывались учениками для последующего изучения и самостоятельного анализа; учителя использовали также поучительные объяснения прочитанного и упражнения в изложении, повторении рассказов.
|
|
Кроме этого, огромной популярностью пользовались знаменитые афинские гимнасии — государственные философские школы, среди которых особенно выделялись стоическая (основатель Зенон) и эпикурейская (основатель Эпикур). Наиболее известными гимнасиями в Афинах были Академия Платона, Ликей Аристотеля и Киносарг Антисфена. В каждом из этих учебных заведений существовал свой собственный стиль работы с учениками, который определялся характерными особенностями самого философа. Так, Аристотель беседовал с учениками, прогуливаясь по парку (в переводе с греческого перипата — прогулка, поэтому последователей Аристотеля нередко называли перипатетиками). Платон был любителем спокойного обсуждения философских проблем, которое происходило недалеко от бассейна, начиналось и заканчивалось под звуки водяного будильника, специально сконструированного философом.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в Афинах обучение строилось на основе точного и последовательного освоения программы обучения, включавшей грамматику, диалектику, риторику, арифметику, музыку, гимнастику и т.д., с учетом усовершенствованной дидактической системы, связанной с использованием архаических методов группового и индивидуального обучения при полном подчинении учеников учителю и отсутствии их самостоятельности и активности при освоении предлагаемого учебного материала. Именно в афинских школах произошло своеобразное разделение изучаемого материала на отдельные предметы в зависимости от специальности учителя — кифариста, грамматиста, гимнаста или философа. Однако дифференциация предметов была еще не закончена и приобрела свою специфику в сочетании тривиума и квадриума (семь свободных искусств) только в римской образовательной системе.
Кроме этого, уже в эпоху Античности в афинской образовательной системе произошла трансформация основного принципа традиционной культуры — «калькированного» образования, направленного на сохранение и упрочение социальных традиций и ритуалов. Одновременно школа стала рассматриваться как своеобразное буферное пространство между личностью и культурой, в котором происходит активное освоение существующих норм и правил поведения в наиболее приемлемых для детей вариантах и формах взаимодействия учителя и учеников.
Система образования Древнего Рима
В Риме, который во многом заимствовал традиции греческой культуры, уровень начального образования также был очень низок. Состоятельные граждане старались не отдавать своих детей в элементарные школы, а воспитывали и обучали дома, затем дети сразу поступали в грамматическую школу. Остальные римляне посылали детей на форумы, которые были местом общественных сборищ римлян. Там располагались элементарные школы, которые получили название ludi (от лат. ludus — игра, спорт или уклонение от работы) или тривиальные (от лат. truvium — перекресток), за то, что располагались прямо на улицах, перекрестках дорог, в лавках, в мастерских ремесленников.
Это были всесословные школы, посещать которые имели право и мальчики и девочки с семилетнего возраста. Обучение в тривиальных школах было непродолжительным — около двух лет. В этих учебных заведениях дети осваивали простейшие навыки чтения, письма, счета. Преподавание носило индивидуальный характер, широко использовались как поощрения, так и физические наказания учеников.
Грамматическая школа в Риме была частным учебным учреждением повышенного типа, куда поступали дети в возрасте 12 — 16 лет. Преподаватели грамматических школ по своим знаниям, влиянию и материальному положению стояли выше учителей начальных школ и даже вошли в историю литературы и родственных с ней наук. В III в. до н.э. это Ливии Андроник, в III—II вв. до н.э. — Квинт Энний, в I в. до н. э. — Люций Стилон и Марк Варрон.
Программы обучения в грамматических школах включали такие предметы, как латынь и греческий язык, основы римского права, грамматика, риторика. Обучение в этих учебных заведениях было индивидуальным, хотя некоторые источники указывают на попытки распределения учеников на отдельные группы — прообразы классов. В отличие от аналогичных греческих школ в школах Рима из образовательных программ бьши исключены все «изящные науки»: музыка, пение, танцы, спорт, так как считалось, что эти предметы «побуждают больше мечтать, нежели действовать». Это было связано с чисто прагматическим идеалом воспитания и образования в Древнем Риме, который опирался на понятие пользы, так как получение образования использовалось для того, чтобы обеспечить себе удачную военную или политическую карьеру, активное участие в общественной и государственной жизни.
В связи с подобным характером воспитательно-образовательной системы в Римской империи в начале нашей эры был сформирован устойчивый школьный канон, определивший содержание образования, формы и методы его организации. Школьные Предметы представляли собой свободные искусства, которые сле-
д овал о отличать от «механических искусств», подготавливавших к ремесленной деятельности и не признававшихся римской знатью. Первоначально в эту схему Марк Варрон включил девять дисциплин: риторику, диалектику, грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, а также медицину (тесным образом связанную с гимнастикой) и архитектуру (сказалось стремление развить эстетику быта). Однако позднее эта схема была сокращена, а школьный курс семи свободных искусств стал двухчастным и подразделялся на тривиум и квадриум. В тривиум входили такие науки, как риторика, диалектика, грамматика, а в квадриум — арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Данная структура была предложена известным римским ученым и философом Боэцием и стала канонической.
Практическая направленность римской образовательной системы привела также к созданию риторских {ораторских) школ по образцу греческих. Эти учебные заведения вели целенаправленную подготовку общественных деятелей, политиков, ораторов. Учителя в риторских школах, как правило, были состоятельными людьми, которые играли значительную роль в политике, иногда занимая высокие государственные посты. Наиболее известным создателем государственных школ ораторов был Марк Фабий Квинтиллиан, открывший одно из самых популярных учебных заведений в Риме.
Программы обучения в риторских школах были достаточно обширны и включали такие дисциплины: основы ораторского искусства, греческая и римская литература, основы математики и геометрии, астрономия, юриспруденция, философия. Особое внимание уделялось внешним эффектам публичного выступления, его форме, а не содержанию. Считалось необходимым постоянно совершенствовать свои умения в выступлениях перед публикой, навыки подражания лучшим образцам, накапливать необходимый практический опыт.
Практическая направленность системы римского обучения привела также к тому, что, для того чтобы сберечь время, отводимое на образовательный процесс, и оптимизировать саму учебную деятельность, именно римские педагоги поставили вопрос о создании первых учебников и кратких руководств к преподаванию. В качестве подобных пособий выступали авторские философские и риторские трактаты, посвященные проблемам ораторского искусства, нравоучению, правоведению, военному делу, сельскому хозяйству, медицине и другим научным направлениям, получившим развитие в римской культуре. Одновременно в этот исторический период были предприняты попытки составления первых энциклопедий, которые должны были представлять собой своеобразный свод сведений об искусствах и науках. Таким образом, тенденция облегчения и совершенствования процесса обучения
привела к необходимости создания учебной литературы в помощь как самим педагогам, так и учащимся.
Для детей высшей римской знати — нобилитета — в Риме существовали также своеобразные образовательные центры — коллегии юношества, которые были созданы для целенаправленного формирования римской правящей элиты. На последнем этапе своего обучения юноши совершали путешествия в основные центры эллинистической культуры и просвещения — в Афины, Пергам, Александрию. Для организации военной подготовки молодежи в Риме существовали военные формирования — легионы и школы всадников.
В целом воспитательно-образовательная система Древнего Рима полностью соответствовала политическому устройству империи и отвечала социальному заказу общества с разраставшейся бюрократической государственной сферой. По своей дидактической направленности она во многом была сориентирована на имевшиеся образцы греческого обучения и лишь усовершенствовала их, обращаясь в первую очередь к социальной значимости получаемых знаний, умений и навыков. Поэтому необходимо было преподавать учебные дисциплины исходя из их практической жизненной ценности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в эпоху Античности дидактические традиции были очень несовершенны и связаны с «калькированным» повторением того материала, который предлагался собственно учителями. Особой самостоятельности и активности ученики практически не проявляли, отсутствовала сама направленность на развитие этих качеств у учащихся. Считалось, что процесс обучения закладывает лишь основы развития личности, которые затем могут быть реализованы в деятельности уже взрослого человека.