Учитель как субъект педагогического труда. Модель современного учителя (профессиограмма педагога)

Специфика педагогического труда, значимость личности учителя в педагогической деятельности определяют высокие требования к педагогу. Эти требования находят свое отражение в профессиональной модели учителя. Модель [от лат. modulus — мера, мерило, образец, служащий эталоном (стандартом) для серийного или массового воспроизведения] — это образ или прообраз (образец) какого-либо объекта или системы объектов, используемый в определенных условиях в качестве “представителя” оригинала.

Когда мы говорим о профессиональной модели современного учителя, имеем в виду обобщенный, собирательный, идеальный образ педагога, к формированию которого в себе должен стремиться каждый учитель-практик. Речь идет о профессиограмме педагога.

Профессиограмма — это идеальная модель учителя, образец, эталон, в котором представлены основные знания, умения и навыки, личностностные профессионально значимые качества педагога.

Исходя из понимания сущности профессиограммы, можно говорить о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у учителя знаний, умений и навыков, личностных качеств с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Такой метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост педагога.

Необходимость создания профессиограммы современного педагога продиктована рядом причин:

— важностью социального заказа школе, педагогической профессии;

— возрастанием требований общества к личности учителя;

— изменением критериев его профессиональной компетентности в связи с социальными и научно-техническими преобразованиями;

— необходимостью повышения качества профессионально-педагогической подготовки [2].

Проблема профессионально-педагогического моделирования всегда была и будет в центре внимания ученых, педагогов и психологов. Каждому этапу общественного развития будет соответствовать адекватная профессиональная модель учителя.

Традиционными, устойчивыми ее модулями являются объективно-необходимые качества педагога (профессиональные знания, умения и навыки) и личностно-субъективные (моральный облик учителя, его профессионально-педагогическая направленность, специальные педагогические способности; индивидуальные психофизические качества, востребованные профессией) [2].

В модуле объективно-необходимых качеств педагога важнейшим компонентом являются профессиональные знания:

1. Общенаучные и предметные (знание специальных предметов, философии, истории, этики и т.д.).

2. Психолого-педагогические (знание общих вопросов педагогики, истории педагогики, дидактики, теории и методики воспитания, частных методик преподавания, общей психологии и других, связанных со специальностью учителя психолого-педагогических дисциплин).

3. Культурологические знания, обеспечивающие уровень общего развития личности учителя (основы знаний из разных областей жизни — искусства, экономики, политики, медицины, спорта и т.д.) [2].

Современные требования к данному профессионально-педагогическому модулю выдвигают на первый план культурологические знания, обеспечивающие гуманитарный характер знаний любого учителя, независимо от того, какой предмет он избрал своей специальностью — естественно-математического или гуманитарного цикла. Ценностные характеристики профессиональной деятельности современного педагога должны быть неразрывно связаны с гуманитарностью его сознания, с его гуманитарной культурой. Повышенный на современном этапе интерес к технологиям обучения должен сочетаться с неослабевающим вниманием к гуманитарной сущности педагогической деятельности, всегда ориентированной прежде всего на человека. Живая педагогическая действительность оказывается намного богаче, многообразнее научных концептуальных схем, научных фактов. Современный учитель обязан быть способным к гуманитарному пониманию любого научного знания. Непосредственно педагогические знания, как основа теоретической компетентности учителя, также должны осмысливаться им как знания гуманитарные, диалогические, двусубъектные (учитель — ученик, воспитатель — воспитанник), несущие особый жизненный смысл. Такого подхода требует стратегия образования ХХI века.

Знания закладывают прочные основы для развития и формирования педагогических умений и навыков, без которых невозможна динамика и эффективность педагогической деятельности.

Умения и навыки — это способы применения знаний на практике, их представленность в модуле объективно-необходимых качеств педагога очевидна. Учитель настолько профессионален, насколько эффективно может применить общенаучные, предметные, психолого-педагогические и общекультурные знания в своей практической деятельности. Спектр профессионально-педагогических умений и навыков многообразен. Однако ученые выделяют наиболее важные:

1. Дидактические (умения обучать других — информировать, ориентировать в потоке информации, в деятельности; объяснять, толковать, контролировать результаты учения и т.д.).

2. Конструктивные ( умения выстраивать, конструировать уроки, внеклассные мероприятия, самостоятельную работу учащихся, собственную профессиональную деятельность ).

3. Коммуникативные (выполнение функций общения с участниками в учебно-воспитательном процессе).

4. Организационные ( умения организовывать учащихся, других учителей, родителей, самого себя в педагогическом процессе );

5. Исследовательские (умения изучать, анализировать, синтезировать, осуществлять педагогическую диагностику как отдельной личности, так и коллектива в целом; прогнозировать результаты своей и чужой деятельности и т.д.).

По мнению ряда исследователей (Н.А. Березовин, В.А. Кан-Калик, И.И. Рыданова и др.), наиболее востребованы в современном педагогическом процессе коммуникативные умения и навыки педагога. Особое внимание следует уделить умениям и навыкам преодоления конфликтности в учебно-воспитательном взаимодействии. Проблема конфликтов в системе общения “учитель — ученик” приобрела сегодня особый смысл для учителей школ Беларуси. В связи с Чернобыльской аварией и ее последствиями во многих регионах республики ученые констатируют повышенный уровень невротизации детей и молодежи. Это обстоятельство требует от современного учителя психотерапевтической направленности его коммуникативных умений и навыков.

Не менее важными являются исследовательские умения и навыки. Именно они заложены в основу инновационной культуры учителя, ставшей сегодня неотъемлемой частью его профессионализма.

В личностно-субъективном модуле профессиональной модели учителя неизменной и достаточно традиционной его частью являются нравственно-этические качества личности. Еще Я.А. Коменский указывал на то, что результативное, искусное обучение и воспитание во многом обусловливается высоким моральным обликом, нравственной чистотой педагога. «Учителями же пусть будут самые лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью, — вот наиболее действенное замечательное средство к тому, чтобы побудить учеников к самой честной жизни», — писал он в “Великой дидактике” [5, 81].

Учитель всегда является для своих учеников примером нравственного поведения. Циник, морально нечистоплотный человек не имеет права называться педагогом, осуществлять профессиональную педагогическую деятельность. Трудолюбие, ответственность, порядочность, аккуратность, бескорыстность определяются в нравственном облике педагога как профессионально значимые качества.

Наиболее традиционной и существенной для педагога чертой является любовь к детям. Об этом говорится в любом учебнике педагогики, в трудах каждого выдающегося педагога, но, пожалуй, лучше всего сформулировал данное положение советский педагог В.А. Сухомлинский: “Что значит хороший учитель? Это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком” [11, 168].

Обусловливают успех профессиональной деятельности качества личности учителя, заложенные в индивидуально-психологическом модуле педагогической профессиограммы.

В индивидуально-психологическом плане наиболее значимы для профессионально-педагогической деятельности особенности типа высшей нервной деятельности (ВНД), которые можно рассматривать как психофизическую основу индивидуальных качеств учителя, необходимых ему для осуществления своей работы. Известно, что в основе ВНД лежат два основных нервных процесса: возбуждение и торможение. Они характеризуются силой, подвижностью и уравновешенностью, различные сочетания которых и определяют индивидуально-психологические особенности человека — его тип темперамента, особенности восприятия и мышления, внимания, трудоспособность, выносливость, психологическую устойчивость и т.д. [1, 45 — 60].

Педагогическая деятельность и индивидуально-психологические качества педагога должны быть в определенном соответствии. Такое соответствие далеко не всегда возникает само по себе (хотя бывают счастливые случаи совпадения, тогда говорят о природном призвании, о прирожденном учителе). Его нужно достигать. Предпочтительны для педагогической профессии следующие индивидуально-психологическими свойства и качества:

1. Сильный тип ВНД, определяющий сочетание тех качеств темперамента, которые лежат в основе развитой тенденции к лидерству, работоспособности, выносливости, решительности, активности, целеустремленности, настойчивости, выдержки, уверенности в себе и т.д.

2. Сформированность произвольного внимания, высокий уровень мыслитель ной деятельности, памяти.

3. Эмоциональная уравновешенность (умения владеть собой даже в эмоциогенных ситуациях).

4. Социальная чувствительность, рефлексивность (способность человека к самоотчету, самоанализу собственных психических состояний; способность видеть себя как бы со стороны, иногда глазами других).

К индивидуально-психологическим качествам личности учителя относятся его педагогические способности (более подробно о них речь пойдет в следующей лекции).

Перцептивность и рефлексивность являются особо значимыми в профессиограмме современного учителя, так их наличие в системе профессионально значимых личностных качеств позволяет реализовать в педагогической практике основное положение нового педагогического мышления — понимание субъектной роли воспитанника в учебно-воспитательном процессе. Наличие этих свойств создает важные предпосылки для профессионального роста педагога.

Одним из основных профессионально-значимых качеств учителя является педагогическая направленность личности. Личностная направленность — один из важнейших субъективных факторов достижения успехов в профессионально-педагогической деятельности.

Направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, она характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, выражающими мировоззрение человека. Применительно к педагогической деятельности Н.В. Кузьмина включает в профессионально-педагогическую направленность личности учителя интерес к учащимся, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, потребность в ее осуществлении, осознание своих способностей к профессиональной деятельности, сформированность гуманистического мировоззрения [6]. Ею определены три типа направленности личности учителя:

истинно педагогическая (она состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог. В педагогическую направленность, как высший ее уровень, включается призвание к педагогической деятельности. На этой высшей ступени педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников);

формально педагогическая (мотивация к педагогической деятельности смещена в сторону увлеченности преподаванием конкретного предмета, однако учитель в некоторой степени добивается результативности своей педагогической деятельности, так как заряжает учеников своей личной увлеченностью процессом познания и преподавания, творческим отношением к своему делу);

ложнопедагогическая (основным мотивом педагогической деятельности учителя является самовыражение, карьерный рост. В силу наличия ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств, например, ума, силы воли и т.д., такой учитель может в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов его профессиональной активности, как правило, приводит к низкому результату в педагогической деятельности) [6, 45 - 56].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: