Что собой представляет организация?

§ Понятие организации

§ Организация и человек

§ Организационные структуры

 

Коллектив, как уже отмечалось, - это группа лиц, признающих друг друга, объединенных общей целью и взаимодействующих ради ее достижения. Однако, как говорят на Востоке, «из одних слов не спаришь плов – нужна баранина, жир, шафран…». Так и в случае с коллективом, наличия целей и благих пожеланий для их достижения еще не достаточно.

Необходим набор определенных условий, создающих основу деятельности людей. Условия эти могут быть самыми разными - материальными (помещения, мебель, компьютеры); экономическими (денежные средства), правовыми (разного рода документы – приказы, инструкции, договоры).

Единство людей, образующих коллектив, и условий их деятельности образуют содержание такого понятия, как «организация». Организация преобразует на основе соответствующих технологий находящиеся в ее распоряжении материальные, трудовые, информационные ресурсы и с помощью этого обеспечивает достижение целей входящих в нее лиц. В этом состоит ее главная функция.

Но основным элементом организации, определяющим ее характер, основные цели, направленность развития, остается все же коллектив. Ведь она – это прежде всего совокупность людей, а не вещей.

Нужно сразу же отметить, что у слова организация имеется еще два значения. Во – первых, под организацией понимается деятельность по упорядочению каких-то объектов или процессов, превращение их в единое целое, в рамках которого они находятся в определенном, заранее заданном соотношении. Например, организация людей для выполнения какой-то работы состоит в расстановке их по рабочим местам, выдаче задания, объяснении, как и с помощью кого их выполнять.

Во-вторых, под организацией понимается уже достигнутое состояние упорядоченности. Например, говорят о хорошей или плохой организации какого-то мероприятия, работы и проч. Однако в настоящей главе мы будем говорить об организации в самом первом ее значении, т.е. как единстве группы людей и условий их деятельности.

Расширение рыночных отношений ведет к усилению роли организаций в жизни общества. Сегодня в большинстве случаев люди вступают в хозяйственные отношения между собой не от собственного имени, а как представители организации (они могут быть владельцами, руководителями, сотрудниками).

Однажды возникнув, организация приобретает ту или иную степень самостоятельности, позволяющую ей вступать в определенные отношения со своими создателями. В ее рамках создатели используют организацию для достижения своих целей – извлечения дохода, занятия интересной, важной, престижной деятельностью, получения нужной информации, обеспечения власти, безопасности, социальной защищенности.

Организация, в свою очередь, применяет возможности объединяемых ею людей для собственного укрепления и развития. Поэтому она ожидает от своих участников наличия определенных опыта, знаний, квалификации, признания своих целей и ценностей, активного участия в делах, исполнительности, ответственности, дисциплины, подчинения установившимся нормам поведения.

В идеале взаимоотношения между человеком и организацией должны быть сбалансированы. Но баланс может нарушаться в результате злоупотреблений с той и с другой стороны, когда либо организация низводит людей до положения винтиков, либо люди используют организацию в своих корыстных целях, наносят ущерб ее потенциалу и репутации. В том и другом случаях результат оказывается одинаковым – организация ослабевает и перестает нормально выполнять свои функции.

Организация представляет собой единство функций и структуры. О функциях мы уже говорили – это задачи; которые она призвана решать. Основными среди них являются две – достижение цели создавших ее лиц и поддержание собственного существования.

Структура организации, т.е. упорядоченное соотношение ее взаимосвязанных частей, существует в трех формах.

Техническая структура представлена совокупностью материальных объектов и процессов (помещение, оборудование, условия труда, технологии), которые в единстве образуют базу остальных. Как правило, их трудно изменить, поэтому техническая структура является жесткой.

В производственной организации она во многом определяет профессионально-квалификационный состав персонала, влияет на характер и содержание труда, связи между людьми.

Социальная структура образуется совокупностью самих ее участников и связей между ними. Сюда включают формальные и неформальные группы, должности, служебные и личные связи, ценности, нормы поведения, сферы влияния, линии подчинения и проч. Все элементы социальной структуры являются изменчивыми, а потому называются мягкими.

Социотехническая структура – это совокупность рабочих мест, объединяющая работников пространственно и технологически. Она интегрирует жесткую техническую и гибкую социальную структуры.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Организация – совокупность людей, образующих коллектив, и условий их деятельности. Она представляет собой единство функции(основных задач, которые она решает для достижения целей) и структуры (частей, находящихся в определенном соотношении и взаимодействии).

Виды организационных структур:

1. Техническая – совокупность материальных объектов и процессов.

2. Социальная – совокупность людей, групп и их отношений.

3. Социотехническая – совокупность технологически связанных рабочих мест.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: