Особенности восприятия дошкольниками иллюстраций и методики ознакомления дошкольников с иллюстрацией

Детей знакомят с книжной иллюстрацией, начиная с младшего дошкольного возраста.

Иллюстрация – рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. Задачи иллюстрации частью решаются также в рисунках на обложке, титуле, заставках, концовке. Иллюстрация – основа книжного искусства. Особенно важны иллюстрации в книгах для детей. Ведь именно с книги начинается для ребенка знакомство с искусством и с предметным миром, так как изображение гораздо легче воспринимается и усваивается, чем мимолетное, быстро протекающее явление.

Выбор материала, изобразительного языка, принцип построения книги не произвольны, они диктуются характером и стилем литературного произведения. По месту, занимаемому в книге, иллюстрации делятся на разворотные (они помещаются на двух страницах), страничные (полосные), полу полосные и мелкие. Иллюстрации, окруженные с двух сторон текстом, называются оборочными.

Своеобразие иллюстрации в том, что она не самостоятельна по сюжету. Художник как бы помогает автору, делает зримыми его образы, идеи.

Особенности восприятия дошкольниками книжной иллюстрации рассматривали Курочкина, Мирошкина, Кионова.

Кионова отмечает, чтобы восприятие изобразительных средств книжкой иллюстрации, соотнесение их с замыслом стали доступнее ребенку, необходимо использовать сравнение изображаемых предметов (по форме, цвету, композиции и т.д.), так как оно ведет к пониманию ребенком средств художественной выразительности языка графики, способствует выявлению своеобразия приемов того или иного иллюстратора.

При рассмотрении иллюстраций очень часто дети испытывают затруднения в передаче их содержания, если не могут вспомнить текст книги, относящейся к той или иной картинке. На изобразительные средства картинок (цвет, форму, композицию) почти не обращают внимания.

Сравнение картин помогает детям увидеть, что различные позы, движения, жесты по-новому раскрывают образ и передают различные моменты из жизни героя. Восприятие детьми художественных средств, передающих настроение героя через мимику, дается детям несколько труднее, чем восприятие поз и движений.

Мирошкина Р. в своей экспериментальной работе выявила следующие особенности восприятия старшими дошкольниками иллюстраций: дети видят разницу в передаче художниками формы и фактуры объекта, замечают стили рисунка, но в основном внимание детей было направлено на его детали (положение персонажей, их действие). Дети отмечали стиль рисунка только тогда, когда педагог обращал на это их внимание. Восприятие образов, созданных художником, идет у старших дошкольников в основном обособленно от восприятия характера линии рисунка. Намного легче детям дается восприятие в иллюстрациях линий разной толщины и установление взаимосвязи их характера с персонажем.

В результате изучения особенностей восприятия детьми эмоционального настроения персонажей в иллюстрации, выраженными жестами, мимикой, позой, отметили, что все дети узнали состояние изображенных героев (радость, удивление, печаль), называли средства передачи настроения (мимика, движения рук).

Курочкина обобщила опыт исследований по восприятию дошкольниками книжной иллюстрации В.Я. Кионовой. Разделяя ее взгляды, автор делает вывод, что целесообразно идти от пространственной характеристики образа, его внешнего облика, движения, передающего действие, эпизоды сюжета, к мимике, которая отражает внутреннее состояние героя и вызывает ответное сопереживание. Цвет не сразу осознается детьми как средство выразительности, но после проведения определенной работы дети в состоянии понять тонкую цветовую характеристику персонажей. Пространственная характеристика остро воспринимается детьми, когда художник передает стремительность движений персонажа.

Итак, особенностями восприятия детей книжной иллюстрации авторы отмечали: выделение из всех средств выразительности лишь действие персонажа; остаются не замеченными жест, поза, мимика, если они поданы не ярко; цвет осознается детьми после проведения определенной работы.

Автор методики Кионова. Цель обучения:Развитие эстетического восприятия у детей. Помочь детям научиться воспринимать художественные средства, передающие настроение героя через мимику. Помочь детям через цветовые сочетания определить настроение героя. Задачи обучения: научить осознавать замысел, идею картины, разбираться в изобразительных средствах, использованных художником для создания образа. Методы и приемы: Сравнение изображаемых предметов (по форме, цвету, композиции). Предварительное знакомство с восприятием иллюстраций знакомых детям книг. Сравнение иллюстраций. Игры по содержанию картинок. Вопросы. Рассказы по картинкам, что делает герой. Контроль правильных ответов детьми. Обобщение представлений детей. Игры по нахождению персонажей, сходных по настроению. Форма организации:Занятия со всей группой, по подгруппам. Требования к преподавателю: Умение подобрать иллюстрации. Целенаправленность работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: